Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Песочная страна - страна чудес».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Демидова Татьяна Витальевна

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mo.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности в старшей группе

 «Песочная страна - страна чудес».

Подготовила: Демидова Т.В воспитатель МДОУ «Д\с №125 к.в» .

Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- знакомить детей со свойствами песка: сыпучесть, способность двигаться, способность мокрого песка принимать любую форму;
- расширить знания детей о назначении песка в нашей жизни;
- учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами песка;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Предварительная работа. Игры и опыты с песком. Сравнивание песка и глины. Беседы о назначении и применении песка, Памятка «Меры осторожности во время игр с песком», чтение стихотворений и загадывание загадок о песке, об обитателях пустыни.
Предметно-пространственная среда
- выставка иллюстраций «Песок и его свойства»;
- алгоритм «Правила поведения с песком»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с песком;
- оборудование и материал для продуктивной деятельности детей.
Материалы и оборудование:
• Для воспитателя: музыкальное сопровождение,• Для детей: бассейн с сухим песком,песочный стол, цветной песок, влажные салфетки, подносы, контейнеры, ложки, лупы (по количеству детей), ёмкости с водой, красивая прозрачная баночка.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, самообслуживание, социализация, продуктивная.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- ИКТ;
- исследовательская;
- здоровьесберегающие.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: лупа, опыты, песчинки, сыпучий.

Ход НОД:

1. Мотивационная (вводная часть).
Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста загадку:

Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!

Воспитатель: Ну конечно же, песок!  А что вы знаете о песке? Ответы детей

Песок – кусочки породы. Песок получается, когда распадается камень

(показывает камень) под воздействием воды, природных условий, ледников. ВЫВОД: песок создан природой.

Воспитатель: А какого цвета бывает песок. Ответы детей

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Молодцы ребята.

2. Постановка проблемно - игровой ситуации.
Воспитатель: Ребята, интересная загадка? А как вы думаете, всё ли мы знаем о песке? Давайте узнаем, как можно больше о нём.
Хотите отправиться в путешествие в полную чудес Песчаную страну?
3. Правила обращения с песком.
Воспитатель: Ребята, в любой стране есть свои правила, и в Песочной стране тоже есть свои правила. Все гости Песочной страны должны их знать и обязательно соблюдать. Давайте подумаем, какие правила могут быть в Песочной стране?(ответы детей сопровождаются мнемотаблицами «Правила обращения с песком»)
- Песок не любит, когда его берут в рот.
- Песок не любит, когда бросаются им в других детей.
- Песок не любит, когда разрушают то, что построили другие дети.
- Песок не любит, когда песок выбрасывают из песочницы.
- Но песок любит, когда у детей чистые ручки, носик и голова. Поэтому, ребята мы должны после игры с песком вымыть руки или вытереть их влажной салфеткой.
- Сможем мы выполнить правила Песочной страны?

4. Опытно-исследовательская деятельность.
Воспитатель:
 Теперь мы готовы отправляться в Песочную страну. Итак! Мы отправимся в песочную страну – страну чудес! В волшебной Песочной стране любой человек может стать настоящим учёным и сделать свои открытия. Итак, (воспитатель надевает очки) коллеги прошу вас пройти в нашу лабораторию.

ОПЫТ № 1

- У вас на столах в чашечках находится песок.  Какого цвета песок? (коричневого)

 -Возьмите щепотку песка и потрите между пальцами. Что вы заметили? Какой песок? (сухой, сыпучий, рыхлый).

- Кто мне скажет, что произошло с песком? Дай полный ответ.

ОПЫТ № 2

Ребята, насыпьте в тарелочки щепотку песка и с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрите его.

- Что вы видите?

- Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки)

- Как выглядят песчинки? (разной формы, размера, цвета)

- Осторожно дуньте на них. Что происходит? ( они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу)

-Скажите полным ответом что вы увидели?( В сухом песке каждая песчинка лежит отдельно и она не прилипает к своим соседкам.)

ОПЫТ №3

- Добавьте в чашечку с песком немного воды. Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой.

-Куда исчезла вода? (она впиталась в песок)

-Каким стал песок? ( влажный)

- Попробуйте влажный песок посыпать? Что происходит? (она не сыплется)

- Ребята, что мы сделали в этом опыте.  (Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.)

ОПЫТ №4

- Возьмите  горсть сухого песка и медленно высыпайте её  струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

- Ребята, что можно сказать про сухой песок?

      Вывод:  Сухой песок сыпучий. Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

- А теперь я предлагаю отдохнуть и  превратиться в эти песчинки.

5. Динамическая пауза
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами - песчинки.
"Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на корточки. Сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки и они полетел в разные стороны (звучит вальс и дети имитируют полет) Ветер стих и песчинки прилетели, опустились на землю. Ветер снова вдруг подул и песчинки с места сдул. Перестал дуть ветерок, закапал дождик и все песчинки от воды склеились (дети становятся в круг и обнимают друг друга за плечи.) Вокруг себя обернись и в детишек превратись»
 6. Продуктивная деятельность «Песочная радуга».

Воспитатель: Ребята, сухим песком можно нарисовать любой узор. Хочу предложить вам создать из цветного песка необычную вещицу, которая будет украшать наш художественный уголок. Сейчас, мы вместе с вами сделаем радугу в баночках. Для этого мы в прозрачную баночку послойно насыпаем песок в порядке цветов радуги (Обратить внимание детей на схему последовательности цветов радуги), каждый слой нужно хорошо утрамбовать, чтобы он не перемешивался с последующим. а потом плотно закроем баночку её крышкой, чтобы песок не рассыпался.

7. Подведение итога:

Воспитатель: Скажите ребята, интересно было вам побывать в Песочной стране? Давайте вспомним свойства песка о которых сегодня мы узнали.

Песок состоит из песчинок.

Песчинки имеют разную форму, размер.

Песок может двигаться.

Мокрый песок принимает форму, оставляет отпечатки.

Песком можно рисовать.

8. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой  замечательные подарок мы сделали своими руками! Понравилось вам наше путешествие по Песочной стране? Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы «Песочная страна-страна чудес»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы...

Конспект занятия по позновательно - исследовательской деятельности в средней группе "Как рубашка в поле выросла"

Конспект занятия по познавательно - исследовательскои деятельности по технологии ТРИЗ в средней группе "Как рубашка в поле выросла"...

Конспект НОД по позновательно -исследовательской деятельности "Мы исследователи"

Позновательно-исследовательская деятельность с детьми...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в старшей группе «Песочная страна»

Дети по природе своей исследователи. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детско...

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет "День Спасибо" 11 января.

Цель:Формирование навыков культуры общения и взаимоотношения с окружающими людьми.Задачи:Познакомить ребят с праздником;Расширить понятие детей о словах вежливости;Привить навыки культурного поведения...