Ознакомление старших дошкольников с родным городом
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Солотина Татьяна Викторовна

Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению  детей с  Москвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolnikam_o_moskve.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

     Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям. К детскому саду, к родному городу,  к родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и своей стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?  Как дошкольник может эти чувства выразить?  К чему должен стремиться воспитатель?

     Воспитатель должен помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его среду эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, своей стране и т.д.  проявляются у него в чувстве восхищения. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом. Такие чувства не могут возникнуть  после нескольких, даже очень удачных занятий, здесь необходимо длительное систематическое воздействие на ребенка. Воспитателю необходимо систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу у детей, объединить в одно целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое.

    Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и довольно сложный. Он не может поводиться от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа. В основном. Должна проходить вне занятия. На занятия нужно выносить темы сложные. Требующие подробного объяснения, толкования. Каждое занятие необходимо проводить с использованием наглядного материала, а представить его можно достаточно разнообразно:

  1. Открытки с видами Москвы
  2. Городская символика
  3. Репродукции картин
  4. Диапозитивы
  5. Диафильмы
  6. Фотографии
  7. Плакаты, журналы. Газетные вырезки.
  8. Карта, план улиц города

     На занятиях по патриотическому воспитанию систематически решаются некоторые задачи и по развитию речи: активизация и пополнения словаря, развитие связной монологической речи. Здесь необходимо соблюдать некоторые принципы построения занятий по обучению детей рассказыванию:

  1.  составляя рассказ, не забывать  включать в него вопросы к детям.
  2.  применять как можно более простые речевые фразы и обороты именно из-за объемности материала, его необычности.
  3.  подкреплять рассказ наглядным материалом. Активируя не только слуховую, но и зрительную память с ориентацией на долговременное запоминание.

     Тематику по патриотическому воспитанию можно использовать как на занятиях по обучению рассказыванию, так и на фронтальных и подгрупповых занятиях по развитию речи , например по теме « Сочетание имен существительных и прилагательных» можно включить материал о Московском зоопарке.

     В человеческой деятельности практически не областей, где не употреблялась бы речь, она нужна везде. Хотя бы как этап обучения. А поскольку в детском саду обучение занимает такое же важное место, как и воспитание, то от качества речи ребенка зависит и успешное его обучение. Поэтому главной задачес специалистов является именно развитие речи.

     Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социальной адаптации, уровня физиологического развития, психолингвистики.

     Формировяние связной речи у детей, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, особенно отчетливо видна связь речевого и интеллектуального и социального развития детей.

     Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

     Обучение дошкольников родному языку представляет богатые возможности для решения и других нравственных, эстетических патриотических задач воспитания.

     Организационно-слаженная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной . в некоторых занятиях дети сами становятся действующими лицами сюжетов. Эти занятия расширяют кругозор детей, приспосабливают ребенка к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления. Предлагаются различные лексические темы занятий: «Человек. Профессия. Защитники Отечества. Мой город. Моя улица.»    

     Также большое значение в ознакомлении с родным городом имеют целевые прогулки, экскурсии. Именно в этом виде работы проявляется тесное сотрудничество с семьей воспитанников.

     Знакомя детей с родным городом, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Ярче всего это стремление развивать на занятиях по изобразительной деятельности. Желание ребенка может трансформироваться в рисунок, поделку, иллюстрирующую полученную информацию, а также эмоциональный фон его восприятия. Так определенные задачи по патриотическому воспитанию могут быть решены на занятиях по изодеятельности со следующей тематикой:

  1. праздничный салют
  2. времена года на моей улице
  3. зоопарк и т.д.

    На занятиях происходит не только закрепление материала, но и его осмысливание и оформление личностного отношения к предмету информации.

     Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к родному городу имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более устойчивый и глубокий характер. Ребята этого возраста способны проявлять заботу, осознавать свои деиствия и их последствия. В старшем возрасте значительной расширяется объем знаний об окружающем мире, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. При осуществлении учебно – воспитательного процесса по решению задач патриотического воспитания следует учитывать, что не сумма и количество разрозненных отдельных занятий определяют педагогическую ценность проводимой работы, а их  целесообразная взаимосвязь, устремленная на достижение определенных воспитательно – образовательных задач.

     Основными задачами, которые решаются в ходе проводимой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников являются:

  1. расширение и углубление представлений и понятий о Родине.
  2. воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, городу
  3. воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, его историю и культуру.
  4. развитие интереса и потребности в обществоведческих сведениях.
  5. формирование эмоционально положительного отношения к окружающему.
  6. формирование стремления и готовности отразить полученные сведения в продуктивной деятельности.

     Большое влияние на формирование положительного отношения имеет использование продуктов детской деятельности в повседневной жизни группы: оформление выставок, изготовление подарков и сувениров для гостей, результаты трудовой деятельности.

    Для решения задач по патриотическому воспитанию большое значение имеет использование вербальных и реальных ситуаций:

- как бы ты поступил, если бы увидел, что на улице кто-то разбросал бумагу, сломал деревце, срывает цветы с клумбы…   и т.д.

- использование на занятиях пословиц о маме, Родине, Москве; их толкование  применительно к определенным ситуациям.

- Сопоставление различных наблюдений воспитанников, их мнений и суждений в заданиях творческого характера «нарисуй то, что тебе больше всего запомнилось на экскурсии;  какая улица нашего района самая красивая и почему; нарисуй свой город, улицу, дом; что мы можем сделать для того, чтобы наш город стал еще красивее   и т.д.»

   На занятии по РЭМП с целью закрепления пространственной ориентации можно предложить детям знакомство с планом Москвы и последующим составлением плана-чертежа группы, ближайшей улицы.

   Для расширения представлений о Москве и москвичах, их жизни и труде можно собрать выставку семейных  фотоматериалов, памятных вещей, попросить родителей рассказать о своем труде, семейных традициях и т.п. Здесь мы решаем не только образовательно-воспитательные задачи, но и способствуем взаимопониманию нескольких поколений в семье, формируя благоприятную атмосферу для жизни ребенка, что также является немаловажным фактором развития личности.

    Содержание всех форм работы по патриотическому воспитанию должно быть подчинено ведущей идее, только в этом случае достижение цели данной деятельности может быть гарантировано.

     Немаловажна связь не только между различными занятиями. Но включение  сюда же других видов деятельности – игровой, трудовой, хозяйственно-бытовой. Вместе с тем необходимо учитывать, что различные виды деятельности играют неодинаковую роль в воспитании детей. Так , например, творческая, игровая и изобразительная деятельность способствуют формированию психологической способности детей к отражению полученных знаний, впечатлений, переживаний.

     Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств, ибо она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребенку не доступны. Именно в игре дети переживают чувство гордости от создания хороших поступков, совершенных во имя других людей. Где, как не в игре находит свое отражение милосердие, любовь к Родине.

     Особенную нагрузку в патриотическом воспитании детей несут дидактические игры. Сейчас довольно много различных мозаик, паззлов, материалов по конструированию имеют тематику Москвы, например набор кубиков «Кремлевская стена», паззлы с архитектурными достопримечательностями Москвы, например Казанским собором и т.п.

     Можно использовать в работе с детьми следующие игры:

  1. игра-викторина «Мы знаем свой город»
  2. игра-викторина «Кому поставлен памятник»
  3. путешествие по карте Москвы

и другие подобные игры. В зависимости от объема предоставляемых детям сведений и знаний.

     С целью создания единой системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста , наряду с игровой , необходимо также использовать возможности изобразительной деятельности детей этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется:

     Во-первых: возможностями нравственных переживаний ребенка в процессе создания рисунка. Это связано с тем, что, рисуя, ребенок «участвует» в событиях, которые изображает, вновь переживает чувство любви, радости, гордости.

     Во-вторых: в процессе изобразительной деятельности уточняются и закрепляются знания детей о Родине, своем городе. Культуре народа. Исторических событиях,получееных ими в процессе чтения художественных произведений. Рассматривании картин, экскурсий. Наблюдений.

     В-третьих: в процессе изобразительной деятельности формируется интерес дошкольников к окружающему миру, способность глубже понимать  и оценивать его как средства патриотического воспитания

     Важно обеспечить взаимосвязь и взаимовыполняемость видов деятельности с тем, чтобы полученные на занятиях по ознакомлению с родным городом знания находили отображение в изобразительной деЯтельности. Стимулировать  отражение детьми в творческих работах окружающего мира
, родного города, способствуя усилению и углублению чувств детей, формированию отношений к родному городу.

     Для решения этих задач каждая большая тема завершалась организацией практических занятий по изодеятельности, конструированию. Обогащение дошкольников опытом активного отношения к окружающему связано с включением их в различные виды  и трудовой деятельности. Учебно-воспитательный процесс должен обязательно предусматривать ознакомление детей с трудом взрослых и обеспечение сознания детьми общественного смысла их труда на благо не только семьи, но своего города и страны. А также включение детей в доступные им виды труда с постепенным усложнением его содержания: изготовление атрибутов для игр, оформление выставок для родителей, оформление зала к утреннику, даже уборка территории «чтобы наш город стал чище и красивее»

В Ы В О Д Ы:

  1.  Дети получили большой объем ознакомительных сведений о Москве, ее значении как столицы; о достопримечательностях города; об истории Москвы в общем и возникновении названий улиц и площадей.
  2. Большое влияние на воспитание патриотических чувств оказали занятия, беседы, экскурсии и другие разнообразные виды работ по подготовке и празднованию 60-летия Победы с целью воспитания у детей чувства гордости за свой народ, за его подвиги и мужество в противостоянии с врагом, воспитание уважения к ветеранам.
  3. данное направление работы оказывает большое влияние на воспитание гуманных чувств в широком аспекте.
  4. Воспитание патриотических чувств имеет большое влияние на становление и развитие личностных качеств каждого ребенка, а также способствует укреплению межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками.

   

Диагностическая карта

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ФИО

Диагностика

  1. знание статуса Москвы как столицы России
  2. знание объектов Российской символики. Умение узнавать их среди других символов
  3.  знание значений Российской символики
  4. знание объектов городской символики. Умение узнавать их среди других символов
  5. знание значений городской символики
  6. определение Красной площади как центра города
  7. знание Политических и культурных объектов, находящихся на Красной площади /Собор Василия Блаженного, Мавзолей, Кремль, Александровский сад с монументом Неизвестному солдату, кремлевская стена, Спасская башня/
  8.  Знание названий близлежащих улиц
  9. знание архитектурных достопримечательностей города, их значимость /Кремль, кремлевская стена, Спасская башня, Казанский собор, Новодевичий монастырь, Храм  Христа Спасителя/
  10. знание  крупнейших культурных объектов города /Третьяковская Галерея, БДТ, Оружейная палата, Зоопарк, Цирк, Парк ЦПКиО, Кукольный театр им. Образцова/
  11. осознание подвигов москвичей в Победе 1945 г.  

Аналитическая справка

     В течение 2004 – 2005 учебного года с детьми 4 группы проводилась систематическая развернутая работа по патриотическому воспитанию ( план прилагается).

   По итогам проведенной диагностики можно сделать следующие выводы:

  1. Дети хорошо знают название нашей страны, родного города, осознают его культурную, социальную  и политическую ценность
  2. Хорошо изучен район «Отрадное», дети ориентируются в названиях близлежащих улиц, ознакомлены с историей возникновения их названий, расположением основных культурных и значимых объектов в прилегающем районе
  3. Дети познакомились с символикой города. Историей ее возникновения, социальным значением, умеют рассказать о ее содержании, осознают ее ценность и значимость.
  4. В течение года дети познакомились с памятниками Архитектуры, были рекомендованы прогулки и семейные экскурсии для непосредственного наблюдения.
  5. Дети хорошо ориентируются в названиях и предназначении основных мест культурного досуга москвичей.

 Следовательно можно сказать, что работа по патриотическому воспитанию дала хороший ожидаемый результат, дети познакомились с различными сторонами  родного города, его социальной. Культурной и политической значимостью, историей.

П Л А Н

РАБОТЫ НА ГОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ГОРОДОМ МОСКВОЙ

Сентябрь -  «Возникновение Москвы»

  1. Ознакомление с художественной литературой
  1. Чтение книги «Легенды о Московии»
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением древней Москвы.
  3. Рассматривание картины И.Вснецова «Три богатыря»
  1. Рисование на тему «Моя улица»
  2. Оформление выставки «С днем рождения, Москва» с использованием рисунков детей
  3. беседа «флаг и герб Москвы»

Октябрь -  «Москва – столица России»

  1.  беседа о значении пословиц:
  1. Москвой – столицей весь народ гордится
  2. Видна из Кремля вся российская земля
  3. Москва – всем городам мать.
  1. Художественная литература Л.Кассиль «Москва»
  2. Музыка: слушание песен о Москве.
  3. Конструирование « построим Кремль»
  4. игра « Путешествие по Москве на разных видах транспорта»

ноябрь – «Москва – трудовой город»

  1. рисование – «Роспись ткани. Московские ситцы»
  2. открытые беседы с родителями «Я работаю на…»

чаепитие(конфеты «Бабаевский шоколад»)

  1.  Экскурсия к проезжей части
  2. Конструирование «Разные машины»
  3. чтение Рассказа Н.Носова  «Метро»

декабрь – «моя улица»

  1. цикл ознакомительных бесед о расположении и названии улиц микрорайона.
  2. экскурсия  по улице Каргопольской
  3. РЭМП – пространственное ориентирование (составление плана улицы Каргопольской)

Январь – «Архитектура Москвы»

  1. разучивание пословиц «Кто в Москве не бывал – красоты не видал»
  2. Ознакомительные беседы с демонстрацией слайдов о Третьяковской галерее, БДТ, Кремле, Казанском соборе, Храме Христа Спасителя.
  3. Рисование «Золотые купола»
  4. Конструирование «Разные здания»

Февраль – «Москва и ее защитники в годы войны»

  1. Чтение художественных произведений о войне, пословиц и поговорок об армии, рассматривание книжных иллюстраций.
  2. Слушание песен военных лет.
  3. Аппликация – изготовление поздравительных открыток ветеранам.
  4. Подготовка к оформлению выставки «60 лет Победы» с использованием семейных фотографий, боевых орденов и медалей.
  5.  досуг, посвященный Дню армии.

Март – «Москва – культурный центр России»

  1. Изодеятельность – рассматривание репродукций картин, размещенных в Третьяковской галерее.
  2. Ознакомление с окружающим «Растительность московских парков. Ботанический сад»
  3. Развитие речи. «Путешествие в зоопарк»
  4. Музыка – «Московские напевы» (пасхальные колокольные звоны Новодевичьего монастыря)

Апрель – «Религия в нашем городе»

  1. беседа о храмах – памятниках архитектуры
  2. экскурсия к Новому Иерусалиму – культурному центру религий в Отрадном»
  3. Рисование «Писанки»

Май – 60-летие Победы

  1. Оформление выставки ко дню Победы
  2. Проведение совместно со школой 745 торжественного концерта, посвященного Дню Победы.
  3. Беседа о подвигах москвичей во время войны
  4. приглашение ветеранов – членов семей воспитанников для проведения беседы «Фронтовые будни»
  5. изготовление приглашений и поздравительных открыток для ветеранов.

Ежемесячно:

  1. Закрепление пройденного материала в беседах с детьми
  2. Рекомендации родителям по посещению достопримечательностей города.
  3. Просмотр слайдов
  4. Оформление выставок «Времена года в моем городе», выставок к праздникам.
  5. Разучивание и чтение литературных произведений о родном городе.

 «Моя улица»

цель: закрепить знания детей о том, как называется наш город, улица, где они живут. Развивать интерес к истории своего города. Воспитывать любовь к родному городу. Стимулировать у детей проявление желаний сделать наш город чище, красивее.

 

(занятие проводится в форме беседы)

      Сегодня мы с вами вспомним, что вы знаете о нашем городе.

  1. Как называется наш город?
  2. А как называют людей, живущих в Москве?

Наш город большой и красивый. Это не просто город, а столица нашей родины.

  1. Как называется наша страна?

/демонстрация иллюстраций с видами Москвы: Красная площадь, Кремль, ВВЦ, Храм Христа Спасителя/

    В Москве много красивых мест, зданий и памятников. Вспомните, какие пословицы говорят о красоте нашего города? /кто в Москве не бывал, красоты не видал/.    

     Ребята, а какие дома построены в нашем городе?

/ответы детей могут быть довольно разнообразны от названий эстетического плана до функциональной принадлежности/ Воспитатель обобщает ответы детей.

     В Москве очень много красивых зданий /демонстрация изображений улиц Москвы/, дома стоят друг напротив друга, образуя  широкие улицы. У каждой улицы есть свое название. А как называется наша улица? /Алтуфьевское шоссе/

     Это название не простое. Давным – давно  на месте нашей улицы было подмосковное село . Принадлежало оно боярам Алтуфьевым, поэтому и назвали его  село Алтуфьево. А когда Москва становилась все больше и больше, деревенские домики сломали, на их месте построили многоэтажные дома, появилась улица, а название осталось от имени бывшего села.

    Скажите, а что еще, кроме домов построено на нашей улице? /д/с, поликлиника, магазины, много детских площадок, мост/.

     А как украшена наша улица?

/Разноцветные фонари, газоны, клумбы, флажки/

     Ребята, а что мы можем сделать, чтобы наша улица оставалась всегда такой же красивой?

/беречь цветы и деревья, не мусорить, не рисовать на стенах, не позволять делать этого другим/

     Многие люди вложили свой труд для того,чтобы улиуа стала чистой и красивой, как вы думаете, люди каких профессий делают это? /цветоводы, озеленители, дворники – задать наводящие вопросы для сложных названий профессий/

     Наш детский сад тоже стоит на этой улице, что мы сделали для украшения территории?

/убирали мусор, листву, красили скамейки, сажали цветы/

     Необходимо подвести детей к мысли о том. Что нужно охранять зеленые насаждения в городе, поддерживать чистоту на улицах.

     Тема закрепляется на прогулке проведением  трудовой деятельности  по уборке территории «Операция ФАНТИК»

     

ОФОРМЛЕНИЕ  ВЫСТАВКИ  К  60 – ЛЕТИЮ  ПОБЕДЫ

      При оформлении выставки для детей нужно было учитывать несколько обязательных условий.

     Выставка для дошкольников должна быть на уровне их глаз. Это совсем нетрудно. Можно оформить выставку в группе – в книжном или изоуголке, можно составить столы в игровой или учебной зоне.

    Общая выставка оформлялась в изостудии. Материалы выставки доступны для всех групп, можно провести экскурсию для всех детей и родителей, в соответствии с графиком.

     Самая большая сложность – подбор материала. Соответствующего возрасту детей, уровню их знаний, приобретенных на занятиях, во время бесед, экскурсий. В общении с родителями. Основная масса детей плохо представляет мотивацию проведения праздника Победы, поэтому материалы, представленные на выставке должны быть подкреплены тематическими беседами и занятиями.

    В оформлении выставки, таким образом мы опирались на изученный материал, однако представили его достаточно разнообразно. Именно поэтому я решила разделить его на несколько разделов.

  1.  60 лет Победы. Для оформления я использовала репродукции картин советских художников и центральный плакат, нарисованный родителями, где были представлены рода войск, принимавших участие в боевых действиях: артиллерия, пехота. Авиация, Морфлот, военные медики, саперы, танковые войска.
  2.  Дети на войне. Представлен на горизонтальной плоскости. Оформлен фотоматериалами о сынах полков, репродукциями выписок из наградных приказов, памятников детям. Погибшим во время войны
  3.  Дорогами войны. Представлены иллюстрации «Взятие Берлина», «Оборона Москвы». Фотографии памятников  мемориалов: Вечный огонь, Алеша, Неизвестный солдат в Трептов-парке, Родина – мать, Мемориал в Александровском саду, Мемориал на Поклонной горе. Все фотографии оформлены в виде паспарту, изготовленных детьми на занятиях по изодеятельности.
  4.  литература для детей:
  1. Л. Кассиль, Твои защитники. М., Детская литература, 1985г.
  2. С. Георгиевская, Галина мама, М., Детская литература,1972 г.
  3. Стихи о  советской армии, М., Детская литература,1988 г.
  4. А. Цесарский, Операция «Мост», М., Детская литература,1989 г.
  5. С. Баруздин, Шел по улице солдат, М., Детская литература,1982 г.
  6. М. Водопьянов, Штурман Фрося, М., Детская литература,1973 г.
  1. Низкий поклон Вам, ветераны. Посвящен  прабабушке ребенка, посещающего детский сад. Использованы фотографии и документы из семейного архива, памятные открытки к юбилеям Победы, ордена, медали, наградные знаки, орденские планки.

Для эстетического оформления были также использованы живые цветы, в том числе первоцветы, выращенные в цветнике учреждения, декоративные свечи, рисунки детей, стилизованные письма с фронта.

Таким образом выставку можно считать логически завершенной.

Для детей всех групп были проведены экскурсии, а для детей младшего дошкольного возраста в качестве помощника экскурсовода выступали дети подготовительной группы. Во время экскурсии использовалось музыкальное оформление.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Дети, сегодня мы с вами отправимся на 60 лет назад, чтобы вспомнить о тех, кто защищал нашу Родину во время Великой Отечественной войны

     22 июня 1041 года огромная сила могучих немецких армий вторглась на нашу землю. Самолеты врага бомбили города, запылали леса и деревни, в огне и развалинах погибали люди. Враги не жалели никого.

    И поднялись на защиту нашей Родины танкисты и летчики, саперы и артиллеристы, моряки и военные медики. Простые люди в мирной жизни взяли в руки оружие ради своих матерей, детей, родителей, ради нашей Родины.

   /аудиозапись «Священная война»/

Враг шел вперед и скоро оказался уже под стенами Москвы.

   /аудиозапись «Москва за нами»/

     встали защитники насмерть – нельзя пустить врага в Москву, ведь это сердце нашей страны. Много смелых воинов погибло под ее стенами, но остановили врага, да не просто остановили, а погнали обратно. Один за другим освобождали города и деревни, прошли через многие страны и дошли до Берлина.

     Наравне со взрослыми с фашистами сражались и дети. Мальчики и девочки в мирной жизни учились в школе, но враги отняли у них родителей и ребят взяли под свое крыло простые солдаты. Дети на фронте были связистами, разведчиками, радистами, юнгами. Многие из них были награждены орденами и медалями

     Немецкие армии были разгромлены, а в Берлине подняли флаг Победы.

      /аудиозапись «День Победы»/

     Многие защитники Родины погибли. Но очень много мирных жителей было спасено. И в память об освободителях везде. Во всех городах горит Вечный огонь, стоят памятники Неизвестному солдату. А в Берлине есть аллея, где растут русские березки, а в конце аллеи холмы. Вот на этих холмах стоит высокий памятник бронзовый солдат держит в одной руке меч, чтобы сражаться с врагом, а в другой руке маленькая девочка, которую он спас. Девочка прижалась к широкому плечу6 ей теперь ничего не страшно – солдат защитит ее.

      Далее рассказ о ветеране : где жил, кем работал, где воевал, чем награжден.

   

Как подведение итогов – чтение стихотворений, разученных к празднику Победы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВЫСТАВКИ

  1.  В. Карасева, В бою и труде. Дети в Великой Отечественной войне. Москва, Молодая гвардия,1982 г.
  2. Э. Максимова, дети военной поры, Москва, Политиздат,1984 г.

  1.  В. Еременко, Дети войны. Москва, Просвещение, 1979 г.

  1. А. Коган. Хатынь о себе. Москва, 1987 г.

  1. Говорят погибшие герои. Москва, 1979 г.

  1. Я.Ли. Живым жить на земле. Москва, Детская Литература, 1986 г.

  1. Фауст сорок первого. Москва, 1989 г.

  Программное содержание: Формировать представление о времени и пространстве на основе ознакомления с историей, географией и культурой Москвы. Закрепить понятия: старинные здания, древняя Москва, современные здания, знания о достопримечательностях Северо-Восточного округа, района. Воспитание патриотических чувств, любви и гордости за свой город.

Ход занятия:

Ставятся мольберты с иллюстрациями о Москве. Дети заходят в зал. Звучит песня о Москве.

- О коком городе прозвучала песня? Правильно, о Москве, о нашем городе сложено немало песен.

- Дети, у Москвы есть свой флаг с гербом. Кто может о нем рассказать? (На нем расположен Георгий Победоносец на коне, который поражает копьем дракона. Дракон-символ зла)

- Флаг Москвы имеет 3 цвета, а какой флаг тоже имеет такие цвета? (Флаг России)

-Дети, а  вы знаете, сколько лет нашей Москве? (858 лет)

-Посмотрите на иллюстрации и покажите те, на которых изображена старая Москва, выберите здания, которые были построены давно.

1. Кремль, Красная площадь.

2. Храм Василия Блаженного.

3. Большой театр.

4. Старый Университет.

- Почти 858 лет назад на крутом холме между реками Москвой и Неглинной выросла маленькая крепость Кремль с высокими бревенчатыми стенами. Ее назвали Москвой. Бревенчатые стены сгорели из-за пожара и люди стали отстраивать стены из камня. На территории Кремля много церквей (дети слушают колокольный звон)

- Дети, а почему Красная площадь Москвы так называется? (по цвету стен и потому, что «красная» значит красивая)

-Давно на этой площади стояли ряды, где можно было купить любые товары из других русских городов и заморских стран. Давайте покажем, как это было.

«Ярмарка»

Звучит грамзапись «Коробейники». Дети ходят по залу с корзинами в русских народных костюмах.

  1. У дядюшки Якова товару хватит всякого, Тары-бары-растабары расторгуем все товары!
  2.  Ай, да мяч! Прыгает, скачет! Упадет - не плачет!
  3.  Булавки, иголки, стальные приколки! За один пучок плати пятачок!
  4. Вот орешки , хорошие орешки! Вкусные, на меду, давай в шапку накладу.
  5. Сами мы  Рязанские, сельди Астраханские! Давай, покупай, выбирай, забирай!
  6. Есть ниточки и катушечки!

- На площади можно не только купить разный товар, но и послушать песни, повеселиться.

«Где был Иванушка»

Затем воспитатель обращает внимание детей на остальные иллюстрации.

Большой театр-центр культуры России

Университет-здание старое и новое.

- Дети, вспомните, как раньше передвигались люди? (на лошадях)

Просмотреть иллюстрации «Старая Москва»)

 - Москва постепенно строилась на север, восток, запад и юг. (показать карту Москвы)

- Дети, назовите и покажите современные здания: Университет, ВДНХ , Кремлевский Дворец, современные жилые здания.

- Вспомните, в каком округе, какие есть достопримечательности? ( Останкинская телебашня, ВДНХ, гостиница Космос, усадьба Останкино.

- А теперь поиграем (воспитатель делит группу на 2 команды)

Вопросы:

  1. Столица России?
  2. Главная площадь страны?
  3. Главные часы страны?
  4. Имя основателя Москвы?
  5. Сколько лет Москве?
  6. Самый быстрый транспорт?
  7. Как называется наш округ?
  8. На какой улице находится наш д/с?
  9. Как называется микрорайон, где мы живем?
  10. Как называют жителей Москвы?
  11. Где работает правительство?
  12. Кто изображен на гербе Москвы?
  13. Какие цвета у Российского флага?  

Подводятся итоги.

- Москва славится своими людьми. Вспомните разные профессии москвичей. Благодаря труженикам растет и хорошеет наш город. Не зря говорится: «Москвою столицей весь народ гордится!», « Кто в Москве не бывал - красоты не видал».

Под музыку о Москве дети уходят.                      

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. п/р М.А. Васильевой, В.В. Гербовой., Москва, Мозаика-синтез. 2005 г.

  1. Алешина Н.В.  Знакомим дошкольников с родным городом. Москва, ТЦ  Сфера, 1999 г.

  1. Алешина Н. В.  Патриотическое воспитание дошкольников. Москва,  ЦГЛ 2004 г.

  1. Никонова Л.Е.  Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Минск, «Победа», 1991 г.

  1. Патриотическое воспитание. Нормативные документы.  Москва, ТЦ Сфера , 2005 г.

  1. Как научить детей любить Родину. п/р Антонова Ю.Е., Левина  О.В., Москва  , Аркти, 2003 г.

  1. Грибовская А.А., Ознакомление дошкольников с архитектурой, Москва , ПО Россия, 2005 г.

  1. Горелов Н. А ., Город чудный, город древний. , Москва, Мирос, 1996 г.

  1. Комарова Т.С., Антонова А.В., Программа эстетического воспитания детей. Москва, ПО Россия, 2005г.