Словесные игры по обучению детей дошкольного возраста ПДД.
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Коршунова Ирина Анатольевна

Представлен материал, используемый на занятиях по побучению дошкольников Правилам Дорожного Движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_igry.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры.

«Самый главный»

(самодельная)

Материал: предметные картинки с изображением разного транспорта, опорная схема для составления описательных рассказов.

Ход игры: Ребенок выбирает предметную картинку с изображением какого-нибудь транспорта, составляет рассказ по опорной схеме от первого лица, заканчивает его словами: «Я самый главный!»

«Что сначала, что потом»

(самодельная)

Материал: сюжетные картинки с изображением дорожных ситуаций.

Ход игры: Воспитатель предлагает правильно расположить картинки, т. е. догадаться, что было сначала и что произошло потом, придумать рассказ по картинкам.

«Мы - шоферы»

(самодельная)

Материал: дорожные знаки, рули.

Ход игры: Ребенок - шофер. Он едет по дороге и встречает на пути дорожные знаки. Он должен назвать их и объяснить их значение.

«Найди игрушку»

Материал: игрушки - транспорт, опорные схемы для составления описательного рассказа. Ход игры: В групповой комнате расставлено несколько игрушек, изображающих разный транспорт (до 10), так, чтобы они не бросались в глаза. Взрослый (а затем и ребенок) описывает игрушку по опорной схеме, не называя ее. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто нашел игрушку, сам становится ведущим.

«А если бы...»

Материал: мяч, кубик или какой-нибудь другой предмет.

Ход игры: Воспитатель передает кому-нибудь из детей мяч и предлагает придумать рассказ о том, куда и на чем он хотел бы отправиться в путешествие. Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, повторяться нельзя. Кто ошибется, тот в конце игры должен будет выполнить разные действия по заданию играющих. Предмет переходит из рук в руки, дети придумывают свои рассказы.

«Кому что нужно для работы»

 Материал: без предметов.

Ход игры: Воспитатель называет человека по профессии, а дети должны назвать предметы, необходимые ему для работы. Например, водитель - водительские права, машина, аптечка, трос, набор инструментов. Предлагаемые профессии: шофер, летчик, машинист, капитан, кондуктор, космонавт.

«Продолжи ряд слов»

Материал: без предметов.

Ход игры: Взрослый говорит любое слово из лексического запаса по теме «Транспорт», «Улица города», «Дорожные знаки». Ребенок повторяет это слово и называет свое. Следующий ребенок называет два предыдущих слова и придумывает свое слово и т. д.

«Кто знает, пусть продолжает»

Материал: без предметов.

Ход игры: 1-й вариант:

Воспитатель называет родовое понятие слова, с обобщающим значением («транспорт», «дорожные знаки»), дети - слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением. Например, транспорт -велосипед, автомобиль, грузовая машина, поезд и др.

2-й вариант:

Воспитатель называет видовые понятия, а дети - обобщающие слова. Например, лодка, катер, пароход, теплоход - водный транспорт.

«Третий лишний»

 Материал: без предметов.

Ход игры: Воспитатель называет ряд слов. Дети должны определить, какое слово «лишнее», назвать его и объяснить, почему оно является «лишним». Выигрывает тот, у кого меньше всего ошибочных ответов. Например, самолет, вертолет, лодка; велосипед, трамвай, троллейбус и т. п.

«Все профессии нужны»

Материал: без предметов.

Ход игры: Дети по очереди называют профессии, связанные с транспортом. Выигрывает тот, кто назвал больше профессий. Например, машинист, летчик, пилот, капитан, водитель, шофер, кондуктор, стюардесса, космонавт, контролер.

«Это я, это я, это все мои друзья!»

 Материал: без предметов.

Ход игры: Взрослый читает стихи. Дети в подходящей ситуации произносят все вместе: «Это я, это я, это все мои друзья!» или молчат.

Кто из вас идет вперед                   Кто из вас, идя домой,

Только там, где переход?        Держит путь по мостовой?

Кто бежит вперед так скоро,        Знает кто, что красный свет -

Что не видит светофора?        Это значит - хода нет?

«Запрещается - разрешается»

 Материал: без предметов.

Ход игры: Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово: «разрешается» или «запрещается».

Идти по тротуару...(разрешается)!

Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом...(запрещается)!

Переходить улицу на красный сигнал светофора... (запрещается)!

Помогать пожилым людям переходить улицу...(разрешается)!

Обходить стоящий автобус спереди...(запрещается)!

Выбегать на проезжую часть.. .(запрещается)!

Уважать правила движения.. .(разрешается)!

«Я знаю...»

Материал: мяч.

 Ход игры: Ребенок отбивает одной рукой мяч об землю и произносит слова:

Я знаю 5 названий водного транспорта:

Лодка - раз,

Корабль - два,

Катер - три,

Теплоход - четыре,

Плот - пять.

Можно называть дорожные знаки, профессии людей, связанных с транспортом и т. д.

«Слова-родственники»

Материал: без предметов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям к данным словам подобрать слова-«родственники». У родственных слов есть общая часть (корень). Они еще называются однокоренными. Выигрывает тот, кто набирает больше очков. Например, пешеход - пешеходный,  пешеходик; груз - грузовой, грузовик, грузовичок, грузить и т. п.

«Доскажи словечко»

Материал: без предметов.

Ход игры: Воспитатель читает любое стихотворение, не договаривая последних слов. Дети должны подобрать подходящее по смыслу и рифмующееся слово. Например:

У любого перекрестка

Вас встречает...(светофор)

И заводит очень просто

С пешеход ом... (разговор):

Свет зеленый - (проходи),

Желтый - лучше.. .(подожди).

Если свет зажегся красный, -

Значит двигаться.. .(опасно).

Стой. Пускай пройдет трамвай,

Наберись.. .(терпения).

Изучай и уважай

Правила... (движения).

«Наборщик»

Материал: без предметов.

Ход игры: Дети должны из звуков (букв) одного слова составить как можно больше новых слов. Выигрывает тот, кто быстрее и больше составит слов. Например, дорога (дар, рога, город, рог, гора, род...), транспорт (порт, транс, спорт, отпор, роса, рота, рот, торт, нора, сорт, оса, тропа ...)

                                                          «Рассыпанные буквы»

 Материал: доска, мел.

Ход игры: Воспитатель пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги (буквы). Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех, что написано на доске. Например: порттранс - транспорт, казн - знак, агород - дорога, пехошед - пешеход.

«Прогулка в картинках»

(задание для родителей)

Материал: листы бумаги, фломастеры или цветные карандаши.

Ход игры: Родителям дается задание: во время прогулки на улице обращать внимание ребенка на дорожные знаки, транспорт. Можно побеседовать с ребенком о том, зачем нужны дорожные знаки. По возвращении домой попросить ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил, рассказать, какие машины видел на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге

Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге...

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста

В статье описывается опыт применения логопедических игр непосредственно на занятиях и в самостоятельной деятельности детей-дошкольников....

ДОКЛАД Роль игры в обучении детей дошкольного возраста.

Игра- одна из тех видов деятельности, которая используется взрослыми с предметами, способам и средством общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от кото...

Методическая разработка "Пальчиковые игры, физкультурные минутки и подвижные игры в обучении детей дошкольного возраста бурятскому языку"

В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, он может в моме...

"РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья, представленная на педагогических чтениях в 2023 году. В ней описан опыт работы по теме. За интересованность данной темой возникла ещё в 2014 году. Исползовались наработки разных авторов, добав...

Мастер-класс для педагогов «Игры для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

Цель: повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.Задачи:- познакомить с разнообразным...