"РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)

Статья, представленная на педагогических чтениях в 2023 году. В ней описан опыт работы по теме. За интересованность данной темой возникла ещё в 2014 году. Исползовались наработки разных авторов, добавлялся и свой личный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Ковальчук И.В.,

                                           воспитатель,

                                                          МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема обучения детей математике интересовала учёных на протяжении многих веков: Я. А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, М. Монтессори. Этими учёными были сделаны выводы о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.

Стремительно меняется время, в котором мы живём. Мы подстраиваемся под его ускоряющийся ритм. Даже детство наших детей наполняется новым содержанием: развивающие игры, компьютер, интернет.

Обучение математическим навыкам в дошкольном образовании имеет систему: от самого младшего возраста до школы.  Максимального эффекта можно добиться, используя дидактические развивающие игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Происходит переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому. В старшем возрасте начинают проявляться абстрактное обобщение и разные формы умозаключений.

Ребёнку, для усвоения знаний, требуется многократное прохождение материала. В этом помогает развивающая игра. Интерес и яркость материала, разнообразие заданий, возможность рассуждать и предлагать свой вариант ответа, развивают в детях уверенность и возможность отстаивать свою точку зрения. Развивающая игра – интересная и увлекательная форма воздействия взрослого на ребёнка.  Игра является основным видом развития  и деятельности детей.  Развивающие игры имеют две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой существует ребёнок.

Иногда дошкольное обучение, особенно в подготовительных к школе группах, сводится к обучению счёта, чтению и письму. Однако исследования психологов и педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно. У дошкольников должно быть развито желание и стремление думать, умение узнавать, что – то новое.  Огромную роль в этом процессе надо отводить развивающим играм. 

Такие педагоги как А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, А.А. Столяр предлагают игровые упражнения, основанные на применении универсального дидактического материала – логических блоков Дьенеша. Подбор и описание игр с логическими блоками осуществлены учеными - педагогами -  Е.А. Носовой, Г.Н. Скобелевым, Р.Л. Непомнящей.  Авторы -составители считают такие игры важным компонентом умственного развития ребенка. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, и относятся логические блоки Дьёнеша, математические планшеты - геоборды и развивающие игры Никитина, а также их модели.  

                              Логические блоки Дьёнеша.

Логические блоки Дьёнеша - абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Практикой доказано, что варианты этих свойств можно использовать не только для обучения математике, но и для изучения тем по ФЦКМ. При работе с блоками можно использовать все четыре свойства: цвет, форма, размер, толщина. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.  С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Использование карточек и игр – путешествий, позволяет развивать у  детей способность к замещению и моделированию свойств. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами, прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.

Математический планшет или геоборд.

В 50-е годы XX века египетский математик Калеб Гаттерно впервые упоминает о геоборде (математическом планшете). По мнению Гаттерно, геоборд позволяет ребенку освоить такие базовые концепции планиметрии, как периметр и площадь; развивать индуктивное и дедуктивное мышление; познакомиться с симметрией, трансформацией размера и формы. Геоборд или математический планшет представляет собой доску с 25 штырьками, набор цветных резинок, набор цветных фигур, а также учебно-игровое пособие. Игровые задания с математическими планшетами могут проводиться и во время занятий, и в режимных моментах. Задания к математическому планшету подбираются по возрасту детей и теме.

                                    Игра «Сложи узор».

Набор состоит из 16 пластмассовых кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета – красный, желтый, белый и синий, а также их сочетания:

красно - белый, желто - синий. Ребенку предлагается выполнить задания, выкладывая узоры в соответствии с методическим пособием. Узоры напоминают контуры предметов, букв, цифр. Задания разработаны так, что если с первыми ступенями справятся даже малыши, то самые сложные требуют смекалки и интеллектуального напряжения даже от взрослого. Проводить можно в виде соревнования с группой, парой.

Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод, что ребёнка должны окружать игры, развивающие его мысль.  Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Представлен материал, используемый на занятиях по побучению дошкольников Правилам Дорожного Движения....

Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге

Игры по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге...

РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья раскрывает роль равивающих технологий в развитии детей дошкольного возраста...

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.

Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста  на формирование  у детей наглядных представлений о временах года,о характеристиках и сезонных особенностях природы....

Методическая разработка "Пальчиковые игры, физкультурные минутки и подвижные игры в обучении детей дошкольного возраста бурятскому языку"

В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, он может в моме...

Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Моделирование.

Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы соответствовала требованиям государства и общества, то есть необходимо идти в ногу со временем. Исходя из этого мы педагоги в...