Сбор семян зарянки
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

систематизировать представления детей о частях растений; формировать умение грамотного сбора семян зарянки и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в жизни растений; учить практическим действиям с объектами наблюдения, направленными на выявление сенсорных признаков, сравнивать наблюдаемый предмет с другим, натуральным или изображенным на картине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbor.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

Сбор семян зарянки

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

 Займенцева Александра Александровна

Поселок Лотошино Московская область.

«Сбор семян зарянки»

(на станции «Цветочная мозаика»)

Тип: интеллектуально-развивающее.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, общение.

Программное содержание: систематизировать представления детей о частях растений; формировать умение грамотного сбора семян зарянки и правильного ухода за растениями, углубляя представления детей об огромном значении семян в жизни растений; учить практическим действиям с объектами наблюдения, направленными на выявление сенсорных признаков, сравнивать наблюдаемый предмет с другим, натуральным или изображенным на картине.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Материал: игрушка Сорока; письмо от дядюшки Ау; семя цветущего растения зарянки; картинка или фото растения; пустые спичечные коробки для каждого ребенка; большой конверт.

Словарная работа: зарянка, спелое семя, недозревшее.

Предварительная работа: дидактическая игра «Зверь или птица»

Ход занятия:

Воспитатель выводит детей на прогулку, они обращаются к объектам неживой и живой природы.

Вместе: Здравствуй, небо высокое!

Воспитатель: Почему оно высокое?

Дети: Оно находится высоко над головой!

Вместе: Здравствуй, солнце доброе!

Воспитатель: Почему оно доброе?

Дети: Потому что оно греет, но не обжигает!

Вместе: Здравствуйте, деревья! (воспитатель обращает внимание детей на Сороку-игрушку с письмом в клюве.)

Воспитатель: Ребята, кто сидит на дереве? Это зверь или птица, что-то я плохо вижу?

Дети: Птица! Сорока!

Воспитатель: Она прилетела к нам из леса. Принесла с собой письмо от нашего лесника – Дядюшки Ау. Надо скорее прочитать его. Давайте присядем.

Дети с воспитателем присаживаются на край песочницы (на бревно, скамейку). Воспитатель читает письмо.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Как поживаете? Что нового узнали сегодня? У меня в лесу по-прежнему тихо, красиво. Только теперь все растения готовятся к зиме: сбрасываю на землю листья и семена. Старым я стал, самому тяжело собирать семена. Может, вы мне поможете? Очень я люблю одно растение, высылаю вам его фото и семечко. Сможете найти такое? Жду от вас помощи. До свидания. Дядюшка Ау».

Ребята, давайте посмотрим на картинку. Внимательно смотрите и припоминайте: растет ли такое  растение где-нибудь рядом? Посмотрите, это растение с крупными листьями, цветы похожи на воронку или дудочку, они бывают разного цвета: белого, розового, желтого. Пойдемте искать. Кто нашел? Что за растение, как называется? Это зарянка! Повторите!

Если дети сразу по фотографии угадают растение, то, подойдя к нему, воспитатель сравнивает все части растения с фотографией; сравнение натурального предмета с картинкой необходимо произвести обязательно.

Воспитатель: Все ли части растения изображены на картинке?

Дети: стебель, лист, цветок.

Воспитатель: Какой стебель?

Дети: высокий, низкий, толстый, тонкий.

Воспитатель: Сколько веточек?

Дети: много.

Воспитатель: Я очень рада, что с одним заданием Дядюшки Ау мы справились. Теперь надо узнать, есть ли на нашем растении семена. Но сначала давайте достанем семя из конверта (достает 2-3 семечка). Ой какое оно маленькое! Осторожно, не потеряйте. Ребята, какое семечко по размеру?

Дети: маленькое.

Воспитатель: А какое по цвету?

Дети: черное.

Воспитатель: Покатайте его пальцем на своей ладошке и передайте другим детям. Догадались, какое оно по форме, если катается в ладошке?

Дети: круглое.

Воспитатель: Теперь давайте назовем все сразу, какое семечко мы должны искать на растении.

Дети: Семечко маленькое, черное, круглое.

Воспитатель: Давайте посмотрим, есть ли такие семена на нашем растении?

Во время поиска воспитатель рассказывает: «Зарянка – очень умное растение. Оно точно знает, когда наступило утро, и на заре раскрывает свои цветы солнечным лучам. А еще оно умное потому, что прячет свои семена в корзиночку из маленьких зеленых листочков. Я вам сейчас покажу эту корзиночку (показывает, аккуратно держа корзиночку между пальцев). Но, смотрите, в этой корзиночке семечко зеленого цвета. Нам такое нужно? Оно такое же, как у Дядюшки Ау? (Воспитатель помогает детям понять, что нужно собирать семена только черного цвета).

-Ребята, как вы думаете, почему одно семечко зеленого цвета, другое – черного? Кто догадался? (Потому, что черное – это спелое семя, зеленое – недозревшее.) А недозревшие семена можно собирать с зарянки?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Надо подождать, когда оно созреет.

Воспитатель: Правильно! Семечко зарянки стало черного цвета, мы аккуратно вынем его из корзиночки и подарим Дядюшке Ау. Вы не забыли, о чем он нас просил?

Дети: Собрать семена зарянки!

Воспитатель: Тогда будьте осторожны с растением: не наступите на него, не гните стебель, не рвите цветок, корзиночку держите между пальцев нежно и аккуратно, другой рукой достаньте семечко и сложите его в коробку

Все слова воспитатель сопровождает показом действий, раздает каждому по пустой спичечной коробочке.

Совместная деятельность воспитателя и детей: сбор семян.

-Ребята вы просто молодцы! Сколько собрали семян. Вот Дядюшка Ау обрадуется! В следующий раз мы и себе соберем, договорились? Остальные семена созреют к тому времени и станут черного цвет. Теперь давайте все семена сложим в один конверт и отдадим Сороке. Она полетит в лес и передаст его Дядюшке.

Подходят к сороке, которая по-прежнему сидит на том же месте. Воспитатель отдает ей конверт.

Сорока: Что это за конвер-р-р-рт? Что там такое?

Дети: Семена

Сорока: С какого р-р-растения?

Дети: Зарянки

Сорока: Как же вы смогли их Собр-р-рали семена, все в клумбе затоптали?!

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте расскажем сороке, как мы собирали семена.

Дети: Стебель не ломали, аккуратно наклоняли корзиночку, закрывали коробку, чтобы семена не рассыпались.

Сорока: Ай да молодцы! Поэтому у вас на участке так красиво. Вы все растения бережете? Я за вас так р-р-рада! Полечу, пострекочу, все дядюшке Ау расскажу, какие вы молодцы!

Воспитатель: Передавай привет дядюшке. До свидания! А мы с ребятами пойдем играть на спортивную площадку.

Дети играют в подвижную игру «Птички». В группе после прогулки еще раз перечитывают письмо и отвечают на вопросы.

Список использованной литературы:

  1. С.В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень. Тема 1. Сбор семян однолетних растений

Тема: Сбор семян однолетних растений.Точки экологической тропы:  «Аисты» - «Пеньково» - «Черепаха».    Программное содержание: дать детям представление об огромном значении с...

Целевая прогулка «Сбор семян цветов»

Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу. На прогулке дети рассматривали клумбы и строение растений, сравнили цветы (по ц...

Сбор семян на клумбе

Сбор семян на природе помог привить детям навыки к полезному труду, создал положительно эмоциональный настрой от выполненной работы, воспитывает экологическую культуру и учит бережно относиться к прир...

Сбор семян старшей группы

Воспитание желания работать детей  в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда....

Конспект организации и проведения труда в природе в старшей группе «Сбор семян в цветнике»

Воспитание желания детей работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда....

Фотоотчет о проведении мероприятий, посвященных самому красивому времени года Осень. Тема: «Осенний сбор семян цветов»

Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у...