Система работы с дошкольниками на "экологической тропинке".
методическая разработка по окружающему миру по теме

Хамитова Лилия Альбертовна

  Прекраснее всего - сама   природа…

К.С. Станиславский

 

Природа оказывает на ребенка не только воспитательное, но и оздоровительное воздействие. Поэтому уже с дошкольного возраста надо учить детей правильно относиться к окружающей среде, а значит и к своему здоровью. «Школой радости» назвал общение детей с природой педагог В.А. Сухомлинский. Этот удивительный мир встречает детей множеством звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, запоминать! Важно формировать у детей потребность изучения природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно делать выводы.

Такую возможность дает экологическая тропинка.

 Экологическая тропинка - это подготовленный выход в природу. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического образования.

Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

- формирование знаний о природе;

- развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;

- формирование у детей представлений и понятий о живой и неживой природе;

- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

- воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе;

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

- формирование навыков грамотного поведения в природе;

- знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

- воспитание любви к природе через прямое общение с ней.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с дошкольниками на «экологической тропинке»

                                                           

  Прекраснее всего - сама   природа…

К.С. Станиславский

Природа оказывает на ребенка не только воспитательное, но и оздоровительное воздействие. Поэтому уже с дошкольного возраста надо учить детей правильно относиться к окружающей среде, а значит и к своему здоровью. «Школой радости» назвал общение детей с природой педагог В.А. Сухомлинский. Этот удивительный мир встречает детей множеством звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, запоминать! Важно формировать у детей потребность изучения природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно делать выводы.

Такую возможность дает экологическая тропинка.

 Экологическая тропинка - это подготовленный выход в природу. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического образования.

Цель: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

- формирование знаний о природе;

- развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение;

- формирование у детей представлений и понятий о живой и неживой природе;

- развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;

- воспитание бережного отношения ко всему живому на земле, любви к природе;

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

- формирование навыков грамотного поведения в природе;

- знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

- воспитание любви к природе через прямое общение с ней.

Немного истории

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, в дошкольном образовании  используют термин «экологическая тропинка». Такие экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Выделяют три основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);

в) в здании детского сада.

В 1998году на территории нашего детского сада была создана экологическая тропа, позволяющая продуктивно использовать обычные прогулки для формирования экологических навыков и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе

Наша экологическая тропинка находится на территории  и в здании детского сада.

Работу по созданию и оформлению тропинки мы проводили в определенной  последовательности.

Сначала провели с детьми детальное обследование территории и выделили наиболее интересные объекты («Все на свете друг другу нужны», « Как прекрасен этот мир»,  « Лес наше богатство», «В гостях у Чучела огородного», «Зеленая аптека», « Птицы наши друзья», «Альпийская горка»,  «В гостях у Гномиков» (искусственный пруд), «Все на свете друг другу нужны», «Старый пень», «Метеоплощадка»). На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений.

Педагоги постоянно в поиске новых форм работы с детьми, поэтому мы создали   экологическую полицию, членами которой являются дети. У неё своя форма: зелёные пилотки и зелёные галстуки. Это игра, но дети серьёзно относятся к своим правам и обязанностям. Дел немало: надо подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы, ухожены ли грядки на огороде, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки. Членами экологической полиции могут быть только лучшие воспитанники и это право надо заслужить.

На экологической тропе мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия. Соответственно возрасту детей разработаны маршруты экскурсий,

составлены рекомендации по проведению наблюдений, определены примерные виды деятельности на каждой точки.

С помощью наших добровольных помощников нам удалось организовать несколько маршрутов экологической тропы, с которыми мы вас сейчас познакомим. Итак, добро пожаловать на экологическую тропинку детского сада № 62 «Тирэк».

Остановка «Все на свете друг другу нужны».

 На этой точке педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Рассказывает, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного  о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять е

При составлении рассказа воспитатель должен помнить об основном назначении тропы - ее экологической направленности, именно поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия. Это почва, свет, тепло, влага. Человек старается рационально использовать дары природы, сохранять леса и парки. Так постепенно дети подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между природой и человеком.

Остановка «Альпийская горка». 

Одна из интереснейших видовыхточек – альпийская горка. Альпийская горка расположена в центральной части двора нашего детского сада, гостеприимно встречая всех гостей! Неподвижный камень служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений.

Летом альпийскую горку можно назвать горкой самоцветов: лепестки цветков переливаются всеми цветами радуги. Можно сказать, что это живые самоцветы. На горке много растений,  их десятки видов, и они радуют нас своим цветением с ранней весны до поздней осени.

На этой остановке собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Есть цветники, где растут  тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы ( примула высокая, примула бесстебельная, примула Юлии и др.), купальницы, папоротники,  незабудки, аквилегия ( или водосбор), различного вида хосты, а также ландыши, фиалки лесные  и полевая герань.

В  цветниках солнцелюбивых  растений собраны такие цветы, как розы, георгины, пионы, вербейник, золотарник, петуния и другие растения.

Цветники и клумбы разнообразной формы приобщают детей к миру прекрасного и удивительного, формируют их мировоззрение, бережное и эмоциональное отношение к окружающему миру.  

Рекомендации по организации работы с детьми в цветниках:

Цель: изучение и наблюдение растений в летний период.

*труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму.

*наблюдение за цветами:

биологические особенности,

сравнение разных  цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

* сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

* беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);

* проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

* видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

*формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

 Работа в этих уголках позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Остановка  «Как прекрасен этот мир».

Красиво цветущие растения  подбираем таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создаем сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает нам выращивать другие растения, стараемся их не уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов воспитатели объясняют детям биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставляем небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

1.Наблюдение:

*за состоянием растений в начале, середине, конце сезона;

*за разнообразием видов, форм и цветового спектра растений;

*за внешними признаками форма листьев, строений цветов; 

*за пробуждением природы после зимы: кто появился первым, какое растение первым зацвело;

*за внешними признаками растений одного вида (капуста);

*за однолетними и многолетними растениям;

*за периодичностью цветения;

*за мхами, их красотой;

разнообразием;

*за насекомыми.

2.Экспериментальная работа:

*влияние подкормки на цветы;

*возможности изменения дизайна участка с помощью различных видов растений;

*определить, где различные растения лучше растут: в тени или на свету; 

*размножение растений делением куста.

3. Труд:

*уход за растениями: прополка, рыхление, полив;

*подсаживание рассады с опытного участка;

*продление жизни растений осенью (пересадка в горшки и украшение групп);

*сбор семян;

*подготовка растений к зиме: подрезание, укрытие кустов;

*сбор гербария;

*сбор материала для поделок.

4. Изобразительная деятельность:

*зарисовки;

*сбор фотоматериала. 

5. Конкурсы, выставки. 

Остановка « Лес наше богатство».

Рекомендации по организации работы с детьми в уголке леса:

Объекты для наблюдений: акация, рябина, шиповник, ирга, вишня, черемуха, сирень.

1.Наблюдения:

*разнообразием растений уголка леса: деревьями, кустарниками, травами;

*сезонными изменениями жизни растений;

*очередностью появления первых листьев весной и началом листопада осенью;

*насекомыми;

*травами и цветами;

*рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;

*экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;

*исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем *отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;

*связь с животным миром;

*польза для человека и забота человека.

 На стволе дерева виден след старой раны. Ее края окаймлены натеками коры, но полностью рана не закрылась.

Обсуждаемые вопросы:

1. Как и почему на стволе появилась эта впадина?

2. Какую форму имела первоначальная рана?

3. Опасны ли для деревьев раны?

4. Как зарастают раны дерева?  

* сравнение их между собой;

* забота человека о деревьях;

* использование луп для наблюдений;

* сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

* связь с животными

2.  Изобразительная деятельность: 

*зарисовки;

*сбор фотоматериала;

3. Праздники и развлечения:

* Праздник березки, елочки, рябины и др.;

* Знатоки природы;

* Лесной КВН.

4. Конкурсы Боровичка

  Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут все деревья: тополя, клёны, липа, ель, лиственница, белоствольные берёзки, черёмуха, акация. Красив и привлекателен наш лесной участок во все времена года

И, тем не менее, мы не раз замечали какое равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любили играть под берёзой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листочков, не обращали внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками.

Центром изучения стала береза. Дети изучали особенности внешнего вида дерева, его коры, кроны, наблюдали сезонные изменения в жизни...

Вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее и т.д. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми  правил поведения в природе использовали дидактические игры, а именно:  «Угадай правило», целью, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу). 

В уголке леса и на лесной поляне  живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Каждое знакомство с природой стараемся превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

С наступлением тепла можно найти первые весенние цветы. Уже при первой встрече с весенними цветами напоминаем детям о бережном отношении к ним, о том, что не нужно их рвать, топтать, объясняя это тем, что они будут радовать своей красотой других людей. С большим интересом знакомились дети с цветком мать-и-мачеха, рассматривали большие листья и слушали рассказ В. Берестова «Одуванчик». С изнанки листья мягкие, светлые, бархатистые, потрёшь о щёку – и станет тепло.  – Это мать,– говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. – Это мачеха,– объясняют люди. Осторожно срезали листочки и прикладывали к щеке. Дети убеждались в достоверности сказанных слов. Рассказали, что с давних пор люди стали использовать мать-и-мачеху как лекарство от кашля. Весной можно аккуратно, чтобы не повредить корни, срезать листья, высушить их и сдать в аптеку.

Во время первой экскурсии на луг разрешили детям побегать, поиграть, насладиться красотой природы. Тут же напомнили, что нельзя без надобности рвать цветы и траву. Когда ребята отдохнули, прочитали им стихотворение Л. Куклина «Какого цвета луг», и предложили ответить на вопрос:

На большом листе бумаги

Ты рисуешь дом с трубой

Ярко – красной краской флаги,

Небо – краской голубой.

Жёлтой краской поле летом,

Белой – парус на волне…

Ну а луг, – какого цвета?

Можешь ты ответить мне?

Все дети отвечали, что зелёный. Прочитали им рассказ М. Пришвина «Золотой луг», в котором он называется зелёным, жёлтым, золотым. Напомнили детям, что одуванчик – лекарственное растение, в медицине используют его листья и корни для лечения кашля, улучшения аппетита. Ребята с нетерпеньем ждали новых экскурсий. Однажды, отправляясь на луг, обратили внимание на растение у самой дороги. Многие дети знали лекарственное растение – подорожник, который называется так потому, что растёт у дороги. Рассказали о том, что листья подорожника оказывают лечебное действие

Также весной и летом наблюдаем за бабочками, пчёлами. Знакомство с жизнью растений на занятиях и экскурсиях сочетается с занятиями в уголке природы. За лето мы собрали гербарий «Лекарственные растения», «Растения луга», благодаря которому закрепили знания дошкольников о растениях. Прогулки, экскурсии, то есть непосредственное общение с природой, вызвали у детей большой интерес. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. И, конечно, никто из них не срывал без цели цветы, не ломал ветки, не разорял гнёзда, таким образом, у них появилось бережное отношение к природе, ко всему живому.

Очень интересно  проходят экскурсии по  экологическим  тропам, например экскурсия «по лесу», где  детей  ждали  различные  сюрпризы. На этой экологической  остановке дети  подготовительной группы с помощью  родителей  представили  презентацию  стенгазет «Любимые  деревья».  Своё  предпочтение  все отдали  таким деревьям, как  береза, дуб, рябина  и  клён.

  Прогулки по экологической тропе нравятся всем и взрослым и детям. Днем дети внимательно слушают и изучают природу, а вечером они уже сами выступают в качестве экскурсоводов для своих родителей.

Остановка «Муравейник».

На площадке леса мы обнаружили незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве и обозначили как видовую точку.

Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

В лесу мы также наблюдаем за муравейником. Рассказываем детям, что муравьи очень полезны: они уничтожают многих вредителей леса – тлей, гусениц. Не оставили без внимания и деятельность муравьёв.

Дети долго и внимательно наблюдают за муравейником. Их удивляет трудоспособность этих насекомых.

Дети уже знают, что муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей.

А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.)

Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.

Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи- добывают еду. Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, седьмые – пасут стада тли. У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых: короедов, жуков-точильщиков, гусениц. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!

Исследовательская деятельность:

Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую - сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Остановка «Метеоплощадка»

Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Перечень метеооборудования:

барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр - для изменения температуры воздуха.

Анемометр - прибор для изменения скорости ветра.

На метеоплощадке также находятся:

Флюгер, ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер - служит для измерения количества осадков.

 На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. Невдалеке от флюгера располагается большой деревянный столб с кормушками для птиц. Отличительной особенностью этого оборудования является то, что оно сделано из отходов. Для измерения осадков на метеоплощадке  размещены дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОУ.  

 В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Опытно- исследовательскую деятельность с детьми организуем не только в мини – лаборатории, но и учебной экологической тропе детского сада.

Так с детьми проводим такие опыты, как «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», « Где будут первые проталины?», « Почему воздух становиться грязным?» и др.

Знакомя детей со свойствами снега, обращаем внимание детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. Важно отметить, что в экспериментально исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.

Так на тропе с детьми измеряем снегомером глубину снежного покрова около забора, кустов и на открытом месте; просматриваем высоту сугробов, определяем слои снега. Дети приходят к выводу, что около заборов деревьев, кустов и на открытой местности снег разносится ветром, сугроб многослойный, четко просматриваются слои.  Рыхлый снег лучше сохраняет тепло, потому что там много воздуха, следовательно, растениям под таким снегом теплее.

Проводим простейший мониторинг, например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении детского сада. Результаты заносим в дневник наблюдений с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Остановка «В гостях у Чучела огородного»

Трудовые навыки невозможно сформировать без наличия огорода, который используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значение в нашем рационе.

В нашем огороде растут разные овощи. С ранней весны до окончания лета ребята вместе с воспитателями занимаются выращиванием различных культурных растений. Есть в нашем огороде овощная клумба, на которой соседствуют разные овощи и ягоды.

На огороде для малышей высаживаются быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу и весной и летом. Кроме того, семена и луковицы таких растений специально подбираются крупными, и наши детки сажают  их самостоятельно (лук, горох, бобы, редис).

Воспитанники старших групп сажают на огородах для малышей морковь, укроп, репу, салат.

Ребята средней группы выращивают те же огородные культуры, что и малыши. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, их особенностях набор дополнен разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов

Для формирования представлений о разнообразии растений, дети средних групп, выращивают разнообразные сорта лука, салата, моркови, редиса, кабачков, баклажанов, арбузов. Старшие дети выращивают овощные культуры: зеленные (ревень, щавель, салат), пряно вкусовые (петрушка, сельдерей, мята, базилик), луковые (лук репчатые, лук- батун, чеснок), капустные (белокачанная, краснокачанная, цветная), корнеплоды (свекла, репа, редис),бобовые (фасоль, бобы, горох).

Рекомендации по организации работы с детьми: 

Объекты для наблюдения: почва, грядки, семена, рассады, сорняки

*знакомство детей с правилами посева семян в огороде и в цветнике;

*воспитание уважения к труду взрослых;

*беседы с детьми о том, для чего нужны овощи;

*знакомство детей старших групп со свойствами почвы (сухая, влажная земля);

*дать понятие о том, что необходимо обработать почву: перекопать, разрыхлить;

*дать понятие о значении влаги как одного из условий роста растений;

*провести опыт; замочить часть семян за несколько дней до посева, другую *часть посадить сухими. Проследить, какие быстро взойдут.

1. Наблюдения:

* за этапами роста и созревания культурных растений;

* за состоянием растений в начале, середине, конце сезона;

*за разнообразием видов, форм и цветового спектра растений;

*за внешними признаками форма листьев, строений цветов;

*за периодичностью цветения;

* за периодичностью появления плодов;

    *  наблюдение за работой взрослых;

   *  уход за посаженными растениями;

  *  обозначение на грядках;

  *  опытная деятельность;

 * исследовательская деятельность;

 * наблюдение за ростом растений.

2. Труд: 

*посев семян, посадка лука

*уход за растениями: прополка,

рыхление, полив;

*подсаживание рассады с опытного участка;

*сбор урожая

Остановка «Старый  пень»

На участке оборудованы «дома» для насекомых. Пень - жилище для мелких организмов: насекомых, пауков, грибов, лишайников, мхов и многих других.

Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник - стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов - «солдатиков», муравьев. Это объект исследования для детей старшего дошкольного возраста. Разбиты большие цветники, рабатки и альпийские горки непрерывного цветения; посеяны куртины растений-медоносов (душицы, тысячелистника, донника, цикория и др.); оставлены участки сорных растений (лопуха, крапивы, одуванчика и др.). Это привлекает жуков, пауков, бабочек, шмелей, пчел, ос и других насекомых. На зеленых газонах стрекочут пестрые и зеленые кузнечики, кобылки.

Старый пень, оставшиеся от спиленных деревьев, покрытый мхами, лишайниками, грибами, служит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения».

Обсуждаемые вопросы:

1. Как образуются пни?

2. Чем пни похожи на деревья?

3. Чем пни отличаются от деревьев?

4. Рассмотрите пни и решите, как назывались деревья, которые были спилены.

5. Давайте посчитаем, сколько лет было этим деревьям.

6. Выскажите предположения, почему люди спилили росшие здесь деревья?

Проводится наблюдения за пнем: воспитатели вместе с детьми рассматривают его поверхность при помощи луп, после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».

Рекомендации по организации работы с детьми:

* естественное старение дерева;

* рассматривание мха и древесных грибов;

* связь с животными и насекомыми;

использование луп для наблюдений;

  1. исследовательская деятельность

Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте.

Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, на территории детского сада можно оставить, хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль.

Кроме того, на нем удобно размещать кормушки. 

Также мы часто на этом участке наблюдаем за божьими коровками. Воспитатели детям загадают  загадки, например: На пне ягодка ползет, платье красное в горошек и летать умеет ловко, это …(божья коровка). Дети рассказывают, что это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие, маленькие. Она никогда не прячется от врагов.

Наоборот - ярко одета, видно ее из -далека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что ее съесть нельзя. При опасности жучок выделяет  молочко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает его врагов. И еще поэтому называют «коровкой». Любимая еда божьих коровок – тли, белокрылки, мелкие клещи. В карте- схеме осенью и зимой мы отметили, что их не видели. С детьми выясняем, что они прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев. Также дети вспоминают скороговорки, например: « Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного иль белого, только не горелого!». Дети уже знают, что нужно загадать желание и говорить скороговорку, если успеешь сказать стишок полностью, то желание исполнится.

С детьми, посчитав кольца на пне,  узнали сколько лет было спиленному дереву.

Каждый раз рассматриваем дырки которые появляются на пне.
Детям объясняем, что
 это поселились жуки –древоточцы, жуки-короеды, жуки- усачи. Они для своих личинок ходы сверлили, квартирки сделали.
Если по близости находится муравейник, то могут сюда поселиться и муравьи. Если они поселяться, то сделают много квартирок, коридорчиков  для своих личинок. Тогда пень в труху превратится, на землю кусочками упадет. Кусочки растащат жуки-червяки и съедят, в почву превратят. От пня не останется ничего!  Все изменения все время отмечаем в карте-схеме. А за пнем  наблюдаем и летом, и осенью.

Остановка «Зеленая аптека»

Выделили участок для посадки лекарственных растений, как бы оформляем «Живую Красную книгу».  В состав растений тропы входят: мята перечная, календула лекарственная,  подорожник, душица, мать-и-матчеха, тысячелистник обыкновенный, и др. Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. Учатся находить и различать их.

В игровой занимательной форме педагог ведет рассказ  о каждом лекарственном растении, также отмечает, что собирать эти растения нужно вдали от дорог, растения впитывают пыль и выхлопные газы от машин. Лекарственные растения нужно беречь, собирать их в небольшом количестве, не затаптывать.

Рекомендации по организации работы с детьми:

Объекты для наблюдений: крапива, одуванчик, подорожник,

тысячелистник, мята перечная, мать-и-мачеха, календула, ромашка аптечная, лопух.

  1. прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
  2. рассматривание и сбор семян растений
  3. труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление; подготовка грядки к зиме;
  4. беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
  5. игры с детьми «Мы растения», «чем полезна», «чей листочек»;
  6. сенсорное развитие детей;
  7. устройство фитобара.

Остановка « Птицы наши друзья». 

    Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории детского сада размещены различного вида кормушки и поилки для птиц, постоянными посетителями которых стали синицы, снегири, воробьи и голуби.

На этой остановке воспитатель проводит беседу о самых распространенных птицах города, в частности, о воробьях. В беседе он выстраивает примерно такую цепочку: деревья, растущие в почве и пользующиеся в окружающей среде всем необходимым для своей жизни; насекомые, живущие на деревьях и за их счет; дятлы, питающиеся этими насекомыми и тем самым спасающие деревья от гибели; воробьи, использующие выдолбленные дупла для своих жилищ и, приносящие деревьям пользу тем, что питаются насекомыми, обитающими на деревьях. 

   Идет беседа о скворцах, тоже достаточно известной в городе птице, но уже перелетной. Педагог обращает внимание детей на скворечник, прикрепленный к стволу дерева и задает вопросы:

- как вы думаете, чье это жилье?

-  кто приготовил это искусственное гнездо для птиц?

- какие еще птицы могут поселится в таких домиках, кроме скворцов?

- что вы знаете о жизни скворцов?

- почему человек так заботится о них?

- какую пользу приносят скворцы?

- кто из вас участвовал в изготовлении скворечников?

Благодаря специально оборудованным кормушкам, домикам, поилкам, на участке нашего детского сада всегда много птиц: галка, сорока, ворона, грач, овсянка обыкновенная, большой пестрый дятел, снегирь, синицы, воробьи и многие другие.

В скворечниках, которые мы повесили с детьми скворцы, уже не первый год выводят свое потомство.

Далее воспитатель делает акцент на выявление пользы, которую приносят скворцы природе в этой среде человеку, в чем проявляется забота человека об этой птице. Воспитатель проводит цепочку связи: питательные вещества почвы (неживая природа); насекомые, поедающие растения; скворцы, питающиеся насекомыми и очищающие парки и сады; человек, заботящийся о привлечении этих птиц и тем самым, помогающий сохранению природы (скворечник - объект, сделанный руками человека).

Рекомендации по организации работы:

*предназначение скворечника;

*рассматривание домика для птиц;

*наблюдение за птицами;

*слушание писка птенцов;

*слушание пения взрослых птиц;

*слушание пения разных птиц в записи;

*выработка правил поведения.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использовали игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение  представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм.

Такие словесные игры как «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления.

На территории детского сада были развешены разнообразные кормушки, изготовленные детьми совместно с родителями. Часть кормушек была подарена в «Департамент экологии».

Рекомендации по организации работы:

* предназначение скворечника;

* рассматривание домика для птиц;

* наблюдение за птицами;

* слушание писка птенцов;

* слушание пения взрослых птиц;

* слушание пения разных птиц в записи; 

* выработка правил поведения;

* День птиц.

Остановка «В гостях у Гномиков»

 (искусственный пруд)

Создан небольшой водоем с водными растениями и животными – игрушками, различными камушками. Это даст положительный эффект и познавательной, и с эстетической точек зрения.

Хочется отдельно рассказать о создании мини-пруда в нашем саду.

Как вы видите это совсем не большое углубление, заполненное водой. Вокруг воды высажены различные растения.

Это: папоротник, лилейник, незабудка, купальница, примула. Мы долго не могли придумать, как сделать прудик на территории детского сада, пока кто-то не принес старую детскую ванночку, которая чудесным образом преобразилась в водоем, с помощью большого мусорного пакета и человеческой фантазии.

И теперь это любимое место наблюдений за природой у наших детей. Хоть в нашем пруду не могут жить рыбы и другие обитатели водоемов, зато в нем в великом множестве живут и развиваются личинки различных насекомых. В жаркие летние дни сюда прилетают попить воды все окрестные птицы, наблюдение за которыми доставляют детям истинную радость.

  1. Рекомендации по организации работы возле водоема:

* Наблюдение и уход за влаголюбивыми растениями (примула, купальница).

* Наблюдение за птицами, прилетевшими искупаться и попить.

*Наблюдение за насекомыми и их личинками, рассматривание с помощью лупы.

2. Экспериментальна работа:

* Тонет не тонет;

* определить, где различные растения лучше растут: в воде или на суше;

* сравнение речных камушков.

3. Игры, хороводы, инсценирование. 

Остановка «Все на свете друг другу нужны»

Эта остановка на тропе заключительная. Проводится обобщающая беседа по всей экскурсии. Здесь имеется возможность показать некоторые связи, существующие в окружающей среде. Это удобно сделать в ходе беседы о сороке, живущий на дереве и питающиеся насекомыми. Так на примере взаимосвязи всего живого на земле воспитатель обращает внимание детей на необходимость охраны окружающей среды.  

Читает стихотворение  Б.Заходера «Про все на свете»:

   Все, все, все на свете, на свете нужны!

   И мошки не меньше нужны, чем слоны.

   Нельзя обойтись без чудищ слепых 

И даже без хищников злых и нелепых!

Нужны все на свете!

   Нужны все подряд - кто делает мед,

   Кто делал яд.

   Плохие дела у кошки без мышки,

   У мышки без кошки не лучше дела.

   Да! Если мы с кем то не очень дружны

   Мы все-таки очень друг другу нужны.

   А если нам кто-нибудь лишним покажет

То это, конечно, ошибкой окажется.

   Все, все, все на свете, на свете нужны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Система работы с дошкольниками по профилактике ДДТТ"

В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно – транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Дошкольник не умеет управлять своим пове...

"Система работы с дошкольниками по профилактике ДТП" (из опыта работы)

Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Знакомить детей с азбукой дорожного движения  надо еще до школы тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, спо...

Статья_Закаливающие процедуры в системе работы с дошкольниками

Обобщение опыта работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста....

Система работы с дошкольниками по опытно-экспериментальной деятельности.

Здесь представлена система работы с дошкольниками по опытно-исследовательской деятельности, которая была показана на заключительном этапе районного  конкурса "Воспитатель года - 2017". ...

Система работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию.

Главной целью является создание условий для приобщения детей и родителей к духовно-нравственным ценностям, а также готовность следовать им....

Система работы с дошкольниками на «экологической тропинке» (Приложение к исследовательскому проекту)

Экологическая тропинка - это подготовленный выход в природу. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременн...

Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитания

Система работы с дошкольниками по вопросам патриотического воспитанияЧто такое патриотическое воспитание?Родина, Отечество В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители,...