Проект "Космознайки" для детей 4-5 лет
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

раскрыты этапы  работы по проекту. Проект знакомит детей средней группы с космосом в доступной форме. Викторина "Что мы знаем о космосе, как приложение. Так же даны занятия по математике, перекликающиеся с темой проекта и беседа "Солнечная система".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektkosmoznayki.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                ПРОЕКТ

                       «КОСМОЗНАЙКИ»

                   С группой детей 4-5 лет.

Цель проекта:

                 Создание условий для формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие личностно-значимого отношения к природе. Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать представления детей о космосе.

Задачи:

  1. Обогащение представлений детей о Космосе: - Солнечная система;

                                     - Солнце;

                                     - Луна;

                                     - Марс;

                                     - Земля.

  1. Развивать интерес к исследовательской деятельности, упражнять в использовании полученных знаний в повседневной деятельности.
  2. Формировать представление о числах как о существенных признаках окружающего мира, опираясь на интеграцию образовательных областей «Познание», «Экология», «Безопасность», «Коммуникация».
  3. Привлечь родителей к участию в проекте «Космознайка» через создание коллажей, рисунков, поделок на тему «Мой космический дом».

Планируемый результат:

  1. Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способны решать элементарные интеллектуальные задачи, применять усвоенные знания и способы деятельности. (н/и «Космонавты», «Лунопроходцы»-ЛЕГО, ролевая игра «Космонавты»).
  2. Родители включены в образовательную деятельность, создан альбом «Мой космический дом».

                            ЭТАПЫ РАБОТЫ.

1 ЭТАП: Подготовительный.

- Сбор материала:

                                     Карта Солнечной системы,

                                     Иллюстрации,

                                     Энциклопедии,

                                     Книги, стихи, загадки,

                                     Игры, атрибуты к ним.

- Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадок, заучивание.

2 ЭТАП: Исследовательский.

- Рассматривание карты Солнечной системы.

- Беседы о Земле, Солнце, планетах, звездах.

- Математика: представления о числах, как о существенных признаках окружающего мира: число «один» - Солнце,

                                           число «два» - Луна,

                                           число «три» - Марс.

- Рассматривание карты звездного неба.

- Чтение рассказов, стихов, загадок о космосе, космонавтах.

- Просмотр видеофильмов.

- Внесение новых настольных игр, знакомство с правилами игры в них.

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космос».

- Беседы о космосе, космонавтах, Солнечной системе, рассматривание энциклопедий.

- Рисование:

                         «Космические корабли»,

                         «Космос»,

                         «Я живу на планете Земля»,

                         «Солнце»,

                         «Луна»,

                         «Марс».

- Аппликация:

                           «Ракета»,

                           «Звездное небо».

- Лепка:

                 «Космонавт»,

                 «Ракета».

- Конструирование:

                                         «Самолет»

                                         «Ракета» - коллективное из бросового материала.

                                         «Ракета» - Из крупного, мелкого строителя.

                                          «Ракета» - из магнитного конструктора.

3 ЭТАП: Заключительный.

- Семейный проект «Мой космический дом».

- Защита семейных проектов.

- Праздник-развлечение «Космическое путешествие» совместно с родителями.

- Награждение победителей.

- Викторина «Кто больше знает о Космосе?».

ЛИТЕРАТУРА:

Е.В.Соловьева «Математика и логика для дошкольников» М. «П.» 2002.

Т.И.Гризик «Познаю мир» М. «П.» 2003.

В.Мороз «Расскажите детям о космосе» М. «Мозаика-синтез» 2008.

Н.В.Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Ростов-на-Дону «Феникс» 2006.

фрагменты из фильма «Рапсодия космоса», студия «Райз Медиа»

Энциклопедии:

                ВИКТОРИНА «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ О КОСМОСЕ».

  1.           Как называется человек, который изучает звезды. (астроном)
  2.           Какой прибор позволяет астрономам рассматривать звезды и другие планеты? (телескоп)
  3.          Назовите четыре времени года.
  4.          Перечислите все месяцы года, начиная с января.
  5.          Назовите стороны света.
  6.          Назовите дни недели по порядку.
  7.          Какие дни недели считаются выходными?
  8.          Как назвать вместе утро, день, вечер, ночь? (сутки)
  9.          Как называется планета, на которой мы живем?
  10. Как называют жителей Земли? (земляне)
  11. Назовите стороны света. (север, юг, запад, восток)
  12. Нужна ли взлетная полоса вертолету?
  13. К какому виду транспорта относится самолет?
  14. Есть ли жизнь на других планетах?
  15. Солнце – это планета или звезда?
  16. Из чего состоят звезды? (из раскаленного газа)
  17. Назовите планету, которая вращается вокруг Земли. (Луна)
  18. Почему Луна большая, а звезды маленькие.
  19. Назовите красную планету. (Марс)
  20. Какие планеты вы еще знаете?
  21. Как называется корабль, на котором летают в     Космос? (ракета)
  22. Назовите первого космонавта.
  23. Какие животные первыми полетели в Космос?
  24. Как звали собак?

                                                   МАТЕМАТИКА.

ТЕМА: Число «один». Шар. Круг. Солнце. Луч.

ЦЕЛЬ: Формировать представление о числах как о существенных признаках окружающего мира, опираясь на интеграцию образовательных областей «Познание», «Экология», «Безопасность», «Коммуникация». Формировать геометрические представления. Развивать логическое мышление.

                                        ХОД ЗАНЯТИЯ.

На данном занятии дети впервые встречаются с Математическим театром. На магнитной доске  картинки, изображающие Солнце, вид нашей планеты из космоса, большой круг, фотографии цветов, имеющих центрально-симметричное строение (одуванчик, подсолнух и др.), изображение царя Единицы. Он одет в золотые одежды, имеет корону в виде солнца, на жезле улыбающееся солнце. Глобус.

- Пока вы спали, у нас в группе появился гость. Давайте с ним познакомимся.

       ОДИН: Здравствуйте, дорогие ребята! Как я рад вас видеть! Я – число Один, единица, и я – царь чудесной страны, которая называется Математика. Вы так выросли за лето, что мне показалось, что нам пора познакомиться с вами. Вы знаете, что мы с вами хорошо знакомы. Ведь Петя Иванов только один, и Маша Петрова только одна, и Оля Санина одна. У каждого из вас одна голова и в груди бьется одно любящее сердце. Каждый покажите мне один пальчик… А что или кто для каждого из вас одно-единственное на свете?

Сколько звезд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце – одно на свете.

Только мама – одна на свете.

Г. Виеру.

        Мы живем на одной планете Земля. Вот она какая красивая, если смотреть на нее из космоса. Большой голубой шар. Вот такое его изображение называется глобус. А такое плоское – карта. На плоскости шар можно изобразить как круг.

        Всех греет одно Солнце – самая близкая к нам звезда. Оно очень горячее и очень большое. Солнце тоже имеет форму шара. А когда вы рисуете солнце, вы также рисуете круг.

        В древности люди верили, что изображение солнышка защищает и дает силу. Солнце изображали на наличниках окон, на щитах, на одеждах – вот так. Иногда солнышко изображали просто как круг с точкой в середине.

         Ребята, а что значит солнце в вашей жизни? Зависит ли от него тепло и холод? Цветение растений и созревание плодов? Ваше настроение? Какие животные любят греться на солнце?

         Вы знаете, есть цветы, которые поворачивают свои головки вслед за солнцем, раскрываются только тогда, когда солнце взойдет, а в пасмурный день совсем не показывают свои личики. И они сами золотые, как маленькие солнышки! Вы их узнали?(Показ рисунков подсолнуха и одуванчика.)  Кстати, сравните рисунки солнышка и одуванчика. От круга отходят лучи. Каждый луч отходит от круга и продолжается по прямой бесконечно. Лучи идут от одного центра во все стороны. Они идут по прямой. А лепестки одуванчика? Они тоже начинаются в центре и расходятся во все стороны по прямой – они как лучи! Он сам как солнышко. Тоже золотой и круглый, и, как от солнышка, идут во все стороны лучи – так от центра цветка идут лепестки. Ребята. Нарисуйте, пожалуйста, волшебный цветок или солнышко, которому он очень рад!

            Дорогие друзья        ! Мне пора расстаться с вами, но мы в следующий раз встретимся снова, если вы захотите. Я оставлю для вас сюрприз, а вы не забудьте про мои просьбы. До встречи!

ВОСПИТАТЕЛЬ: На столе вас ждут фломастеры, карандаши, мелки. Нарисуйте для царя разные солнышки и цветок. (На рисование отводится около 10 минут с индивидуальными беседами о том,  что дети рисуют.)

- Теперь посмотрим сюрприз(открывает круглый пирог с одной большой свечкой в центре). Царь прислал для нас угощение! Мы будем пить чай с круглым пирогом!

                                                   МАТЕМАТИКА.

ТЕМА: Число «два».  Луна.

ЦЕЛЬ: Формировать представление о числах как о существенных признаках окружающего мира, опираясь на интеграцию образовательных областей «Познание», «Экология», «Безопасность», «Коммуникация». Формировать геометрические представления. Развивать логическое мышление.

                                        ХОД ЗАНЯТИЯ.

На магнитной доске фотографии Луны из космоса, силуэт летящей, раскрывшей крылья птицы. Изображения царь Единица и царица Два – образ луноликой девы-лебеди. Ее волосы голубого цвета и слегка вьются, одежды серебрятся, голову украшает лунный серп. На жезле – изображение луны как бы из двух половин – темной и светлой.

ВОСПИТАТЕЛЬ: И захотел царь чтобы была жизнь, и он повелел, и выпустил из своего рукава серебряную птицу – царицу Два. Она два крыла раскинула и заслонила свет солнца, и принесла она с собою прохладу и покой синевы. Наступила ночь.

           И выпустила царица Два волшебный шар – Луну на темный  и холодный небосклон. Сама она не светится, она холодная. Но она отражает свет Солнца. Луна вращается вокруг планеты, на которой мы с вами живем, вокруг Земли. К Земле она ближе всего. На Луну запускали много космических станций. Там даже побывали люди. Вот как выглядит ее поверхность. Эти круглые углубления называются кратеры.

           На Луне все  весит гораздо меньше, чем на Земле. Поэтому даже космонавты там почти летают. Царица Два принесла для вас видеофильм о Луне и о космонавтах, которые побывали на ней (показ фрагментов из фильма «Рапсодия космоса», студия «Райз Медиа»).

            Давайте нарисуем для Царицы луну и месяц и кого-нибудь, кто гуляет ночью и смотрит на него.

           Пока дети рисуют, продолжается разговор о ночных животных, например о сове, о кошках.

                                                   МАТЕМАТИКА.

ТЕМА: Число «три». Планета  Марс. Стихия: огонь. Цвет: красный.

ЦЕЛЬ: Формировать представление о числах как о существенных признаках окружающего мира, опираясь на интеграцию образовательных областей «Познание», «Экология», «Безопасность», «Коммуникация». Формировать геометрические представления. Развивать логическое мышление.

                                        ХОД ЗАНЯТИЯ.

На магнитной доске – картинки с изображением вида планеты Марс из космоса и картинки с изображением всевозможных предметов красного цвета, воин Три (это образ богатыря в доспехах, с копьем и щитом из железа, в шлеме и кольчуге), царь Единица, царица Два.

         ТРИ: Здравствуйте, ребята! Я хочу рассказать вам о планете Марс. В древности верили, что воины находятся под особым покровительством планеты Марс. У древних римлян так звали бога войны. Марс – самая ближайшая к Земле планета. Это небольшая планета, ее цвет кажется нам красным. Ее исследовали специальные космические станции (показ слайдов, фотографий или видеофильма).

ЕДИНИЦА: Марс вращается вокруг Солнца, как и наша планета – Земля.

ДВА: А вот моя планета – Луна – Спутник Земли, поэтому она вращается вокруг Земли. А вокруг чего вращается планета Марс, вы запомнили?

ТРИ: В прошлый раз мы с вами договорились, что поговорим особо о моем любимом цвете – красном. Давайте вспомним, что бывает красного цвета. Какие цветы, овощи, фрукты вы знаете? Какие чувства, настроение вызывает этот цвет?

ДВА: Слова «красный» и «красивый» имеют один корень, одну основу. Вспомните выражение «красна девица». Ведь имеется в виду, что она красивая, правда? Между прочим, у славян в древности на свадьбу для девушки шили не белое платье, а именно красное. Свадебные полотенца тоже расшивались именно красными нитками. (рассматривание расшитых полотенец)

         Наша кровь красного цвета. Считалось, что красный – это цвет жизни. Кому нравится этот цвет?

ЕДИНИЦА: Солнышко тоже называли ласково «красно солнышко». На праздник Пасхи яички расписывали разными цветами, но самым нарядным считалось красное.

ТРИ: Мне всегда кажется, что красный – горячий цвет, как огонь. Огонь бывает очень разным. Кто из вас и где видел огонь? Какие чувства он у вас вызывает? На огне мы готовим пищу, огонь освещает наши дома. Между прочим, еще 100 лет назад электрических лампочек не было, люди жили при свечах и факелах.

           Давайте нарисуем карандашами или фломастерами красного цвета, кто что захочет. А потом мы сможем составить общую картину.

                                                  БЕСЕДА.

ТЕМА: Солнечная система.

ЦЕЛЬ: Рассказать детям о солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать (на иллюстрациях) все планеты нашей Солнечной системы, особо остановиться на планете Земля.

МАТЕРИАЛ: Схема Солнечной системы, иллюстративный материал по теме, энциклопедии, видеофильм.

                                               ХОД ЗАНЯТИЯ.

- Посмотрите на небо. Чем отличается дневное небо от ночного? Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?

- Как вы думаете, что такое Солнце? Какое наше Солнце? Солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдали на ночном небе. Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше солнце, то каким бы мы его увидели? (ответы детей).

- С другой далекой звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки. На самом деле звезда Солнце – это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

- Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения. Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.

           В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца. Мы познакомимся с планетами по порядку, начиная с той, которая ближе всего находится к Солнцу.

- Посмотрите на схему Солнечной системы. Самая близкая к Солнцу планета – небольшая планета Меркурий. Следующая планета – Венера. За Венерой расположена планета Земля, еще дальше – красная планета Марс. За Марсом – гигантская планета Юпитер (самая большая планета Солнечной системы). За Юпитером – Сатурн (это тоже большая планета, у которой есть особый признак: Сатурн окружает тонкое кольцо). Затем идет планета Уран (эта планета похожа на Юпитер и Сатурн, но немного меньше этих гигантов). Самая маленькая из планет гигантов – планета Нептун. И самая удаленная от Солнца планета – холодный Плутон(он так далеко находится от Солнца, что до него практически не доходит тепло и свет звезды. Поэтому на Плутоне очень холодно, и он покрыт льдом).

- Давайте создадим модель Солнечной системы, но не простую, а необычную но сначала уточним их названия:

                            По порядку все планеты

                            Назовет любой из нас:

                           Раз – Меркурий,

                           Два – Венера,

                           Три – Земля,

                            Четыре – Марс.

                            Пять – Юпитер,

                            Шесть – Сатурн,

                            Семь – Уран,

                            За ним – Нептун.

                            Он восьмым идет по счету.

                            А за ним уже потом,

                            И девятая планета

                            Под названием Плутон.

                                                                    (А.Хайт)

- На какой планете живем мы, люди? Кто еще живет на нашей планете?

- В создании модели Солнечной системы нам помогут самые разные предметы. Например: звезда Солнце – это огромный мячик, планеты Меркурий, Марс и Плутон – крошечные бусинки(бисер), планеты Венера и Земля – горошины(или бусинки покрупнее), планета Юпитер – яблоко, планета Сатурн – яблоко поменьше, а планеты Уран и Нептун – грецкие орехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...