ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Школа добрых волшебников»
методическая разработка по окружающему миру по теме

Старлытова Светлана Геннадьевна

 

Экологический проект в ДОУ являются одной из практик, всесторонне развивающих личность ребенка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы. Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности. В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.Цель педагогического проекта «Школы добрых волшебников» - воспитание  экологической и общей культуры дошкольников, педагогов и родителей, путём проведения совместных мероприятий экологического характера в рамках реализации различного вида экопроектов.

Основные задачи системы:

§     формирование экологических знаний, умений, навыков;

§     обогащение жизненного опыта ребёнка и семьи примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

§      развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника, взаимодействие с объектами природы и социальной среды;

§      организация совместной с родителями практической деятельности по изучению и охране окружающей среды, а также здоровья человека (основы валеологического образования).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_dobryh_volshebnikov.docx52.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как одна из форм

экологического образования дошкольника

Заведующий Любовь Леонидовна Москвичева

Зам. зав. по УВР Зинаида Валентиновна Ганжара

Педагог-эколог Светлана Геннадьевна Старлытова

г. Златоуст

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 50

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.

Общеизвестно, что любовь к своей малой Родине yребёнка-дошкольника начинается с заботливого отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, а также с зарождения любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду. Работая по проекту «Наша Родина – Россия» и целевому  долгосрочному проекту «Наш дом – Южный Урал» мы прививаем детям любовь к Родине,  к родному городу,  воспитываем  чувство патриотизма, гордости за свою страну, знакомим детей с достопримечательностями родного города Златоуста, формируем интерес к Национальному парку Таганай, воспитываем любовь к малой родине – Уральскому краю.

В основу содержания работы по созданию предметно - пространственной среды нашего образовательного учреждения и её экологизации легли научные разработки Н. Н. Рыжовой. Её рекомендации  помогли в создании условий для реализации принципа развивающей среды: открытость природе в образовательном учреждении.

Экологическое образование  осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в  организованной и самостоятельной деятельности детей.

Для качественной реализации Образовательной программы в ДОУ созданы необходимые условия в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Экологически ценным компонентом в ДОУ является создание Зоосада. Роль зоосада заключается не только  в интеллектуальной функции,  реализация которой осуществляется через ознакомление детей с новыми растениями, а так же в процессе закрепления, уточнения, конкретизации и систематизации знаний,  в  эмоциональной  направленности  на развитие у детей положительных эмоций и чувств посредством общения с растениями и животными. Деятельностно-практическая  функция направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями.

В живом уголке зоосада  сосредоточены различные животные. Огромное разнообразие рыб: от малюсеньких и юрких гуппи до величавых и неторопливых скалярий,  полосатые барбусы, золотая рыбка попугай,  декоративные лягушки, улитка ампулярия,  сухопутные черепахи Даша и Маша, джунгарский хомяк Чача,  милые и симпатичные декоративные кролики Кузя и Крош, волнистые попугаи Моночка и Кеша. А гордость детского сада - говорящий попугай нимфа корелла Бусинка, которая радостно встречает гостей, садится на плечо и, заглядывая в глаза, говорит «Тамара, привет!», а потом любезно просит «Давай поговорим!». И  вот, совсем скоро в чудо-инкубаторе, уже не первый год,  мы все вместе будем наблюдать появление на свет «новой жизни» – маленьких «желторотых» птенцов.  Реализуя  проект «Пеструшка», путем общения с домашней птицей курицей и перепелками, для детей создаётся положительный эмоциональный фон, условия для переключения с ориентировочной на ориентировочно-исследовательскую деятельность, способствующую освоению ребенком окружающего мира.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают  развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. В детском саду усилиями педагогов создана поисково-исследовательская лаборатория.  Микроскопы, лупы разных размеров, стаканы, колбы, зеркала, различные весы (безмен, напольные), магниты, термометры, бинокль, верёвки, песочные часы, лампа, стеклянная призма, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмасса, металл, резина), семена культурных и садовых растений и многое другое, имеется всё, что необходимо для познавательной деятельности ребенку в дошкольном учреждении.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия  для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Познавательная  комната предназначена для проведения игровых обучающих ситуаций экологического содержания. В познавательной комнате сосредоточены все необходимые материалы о природе (карты, схемы, модели, дидактические игры), способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном воздействии человека на природные окружения в целях сохранения и преумножения природного достояния.

В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. В результате у детей формируется правильное представление о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. Если говорить о содержательном наполнении уголка природы, то здесь разместились: комнатные растения; декоративные животные; календарь погоды и природы; альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;  художественная  литература о природе; дидактические игры;  различные природные материалы; оборудование для организации труда в природе. Объекты, предметы и материалы эстетически привлекательные, вызывают у детей положительных эмоциональные проявления, интерес, стимулируют детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы. Вместе с тем объекты и материалы не только содержательны, но и физически доступны детям. Также учитываются санитарно-гигиенические требования, особенно при подборе и размещении растений и животных: к месту их размещения свободный доступ для организации ухода за этими объектами, сами же объекты не наносят вред здоровью детей (отсутствие ядовитых растений, все животные имеют справки ветеринарной службы).

Не менее интересным и ценным компонентом экологического воспитания ребенка являются мини-центрыв каждой группе: детского экспериментирования, познавательной активности (мини-библиотеки, речевые уголки,  уголки изобразительной деятельности),  для игры с водой и песком,  зеленый огород круглый год, позволяющие каждому воспитаннику  возможность приобрести индивидуальный опыт взаимодействия с природой.

Рассматривая экологическое воспитание дошкольников, необходимо «затронуть» внутренний мир детей с их чувствами и переживаниями.

В ДОУ есть такие помещения, где ребенок может испытать чувство эстетического наслаждения, чувство радости и самоутверждения. Физкультурный и музыкальный залы - помещения, где дети могут укрепить свое здоровье как физическое, так и эмоциональное. Все чувственные переживания, полученные от общения с природой, ребята могут выразить, участвуя в различных праздниках и досугах. Изостудия – помещение, где дети могут творчески выразить, с помощью различных нетрадиционных средств изображения, свои чувства. А это благотворно влияет на гармонизацию внутреннего комфорта ребенка с внешними действиями.

Для реализации проектной деятельности, в которую  были вовлечены дети, педагоги  и родители воспитанников,  в своей практике мы используем различные формы работы: экологические обучающие ситуации и игры, беседы, экскурсии, наблюдения, круглые столы, консультации, семинары-практикумы, экологические и  природоохранные акции, мастер-классы.

Экологический проект в ДОУ являются одной из практик, всесторонне развивающих личность ребенка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы. Во-вторых, каждый экологический проект в детском саду ребенок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей, что способствует правильному формированию его социальной адаптивности. В-третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.

Проектная деятельность позволяет нам в комплексе решать следующие задачи: определять проблему; находить пути ее решения; рефлексировать результаты своей деятельности; умение делать выводы; определять перспективы дальнейшей работы. Кроме этого, участвуя в проектах, педагог разрабатывает для себя новые условия, т.е. изменяя ситуацию, изменяет самого себя. Этого требует и примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки», которую реализует наш детский сад.

Вместе с детьми взрослые сочиняли сказки, мастерили книги для экологической библиотеки, собирали коллекции, то есть внесли свой вклад в организацию развивающей экологической среды.

Анализ проведённой совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы: участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру; совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. Таким образом, в состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада. На экологической тропе нами  проводятся игры, экологические развлечения, организация практической и исследовательской деятельности, что способствует развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

Традиционным для нашего дошкольного учреждения можно считать посадка овощных и плодово-ягодных культур на огороде, на плодово-ягодном участке и в теплице. Огород используем с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомство с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. Подбираем наиболее характерные для наших географических условий,  растения. На огороде выращиваем овощные растения для живых обитателей уголка природы.

 Экологическое образование дошкольников мы  рассматриваем как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи к совместной работе.  Прежде всего — на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому — лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер или поставить палатку, вести себя как член команды и т.п.). Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения познавательной комнаты, живого уголка, территории детского сада.  Совместная деятельность с детьми: проекты, акции, конкурсы, во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии; участие в экологических праздниках и в подготовке к ним; сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы:  выставки совместных рисунков («Кружат в вальсе краски»), макетов, поделок из бросового материала («Вкусные фантазии», «Воздух-невидимка»),  фотографий (например, по темам «Осени чудное мгновение», «Камни Урала», «Наши домашние питомцы»),   природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев,  изготовление кормушек).

В нашем дошкольном учреждении действует педагогический  проект  «Школа Добрых волшебников» в сопровождении Капитошки, который объединяет воспитание экологической и общей культуры дошкольников, педагогов и родителей путем проведения совместных экопроектов.

Воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными по охране и защите природы проходит по  проекту «Экология души».

Краткосрочный экологический проект «Удивительный сорняк» даёт детям представления о том, что в природе все растения важны, знакомит с внешним видом одуванчика и его изменениями в природе.

Акция «Вырасти себе  друга» развивает  нравственно-эстетическое  и экологическое воспитание дошкольника в процессе озеленения и благоустройства территории детского сада.

Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик по сбережению живой ели; учить понимать отрицательные последствия бессмысленной массовой рубке хвойных красавиц помогает ежегодная акция «Зеленая елочка – живая иголочка».

Экологическая  акция «Птичья столовая» показывает значимость подкормки птиц в зимнее время; способствует проявлению творчества, фантазии при изготовлении кормушек; воспитывает чувство сострадания,  сопереживания, заботливое отношение к природе.

Природоохранная акция «Чистое утро» помогает детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность, способствовать выполнению посильных «добрых дел».

Акции «Защити животное: сыча, сову, чижа» воспитывает у дошкольника  чувства сострадания и сопереживания к беззащитным животным.

Развитие познавательного интереса к растениям и животным; формирование у экологической и общей культуры дошкольников, педагогов и родителей, через эмоционально положительное отношение к окружающему миру путём проведения совместных мероприятий экологического характера в рамках реализации целевого педагогического проекта «Школа добрых волшебников».

МАДОУ - детский сад №50

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ

«Школа добрых волшебников»

Педагог – эколог:

Старлытова С.Г.

г. Златоуст, 2013 г.

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50

Год открытия МДОУ - 1976 год.

С 1996 г. одним из приоритетных направлений в работе детского сада является экологическое воспитание дошкольников. С целью обеспечения преемственности в экологическом воспитании наше учреждение посещают учащиеся школы №9 на договорных условиях.

Адрес:

456228, Россия, Челябинская область, город Златоуст,  пр. им. Ю.А.Гагарина,  3 микрорайон, 26А,  телефон 8(3513) 79 – 12 – 16

Администрация МАДОУ

Москвичева Любовь Леонидовна                                 заведующий

Ганжара Зинаида Валентиновна                                 зам. зав. по УВР

Старлытова Светлана Геннадьевна                                 педагог-эколог

Программное обеспечение образовательного процесса

  1. Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования «Истоки» под ред. Л.А. Парамонова
  2. «Юный эколог» С.Н.Николаева
  3.         «Наш дом природа» Н.А.Рыжова

Функциональные помещения МАДОУ № 50

  1. групповые комнаты
  2. музыкальный зал
  3. спортивный зал
  4. изостудия
  5. комната психологической разгрузки
  6. кабинет логопедической коррекции
  7. планетарий
  8. экологический  центр:
  1. познавательный центр
  2. детская поисково-исследовательская лаборатория
  3. комната природы
  4. пункт «Скорой помощи» для растений
  5. инкубаторий
  6. зелёный огород на подоконнике
  7. мини-ферма.

Экологическое образование и воспитание в нашем дошкольном учреждении не является изолированным направлением (дополнительным предметом) работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому мы стремимся к экологизации всего образовательно-воспитательного процесса.

Развитие экологического направления в  образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); Программа модернизации педагогического образования (приказ Министерства образования РФ   от 01.04.2003 № 1313); Проект Федерального закона «Об экологической культуре» (от 13.07.2000   № 90060840-3); Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (правительство РФ постановление от 28 августа 2001 г. N 630); «Концепция формирования экологической культуры населения Челябинской области» (от 21.02.2013); Областная целевая программа «Информатизация системы образования Челябинской области» (постановление  от 31 августа 2000 г. N 926)  признается важнейшим национальным приоритетом.

Необходимость внедрения новых Федеральных государственных требований  в экологическое образование дошкольников; формирование у них  экологического  мышления и целостного познания природы, включая зрительные, слуховые, эмоциональные, деятельностные аспекты; знакомство дошкольников с природным многообразием, включая региональные особенности природного мира делают особенно актуальным реализацию педагогического проекта  «Школа добрых волшебников».

  1. Создавая данный проект, мы изучили имеющиеся программы воспитания и обучения (Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования «Истоки» под ред. Л.А. Парамонова, парциальные программы: С.Н. Николаева «Юный эколог»; Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»), и пришли к выводу, что природа - это элемент базисной культуры человека. Процесс общения с природой, следует рассматривать, как средство возрождения личности. Это направление имеет перспективу на развитие интеллекта и эмоций. Общение с природой начинается с учёта эмпирического опыта детей и накопление сенсорного опыта через эмоциональный контакт с природой. В проекте воспитательной системы «Школы добрых волшебников» преобладают технологии, направленные на развитие эмоций, чувств и приобщение ребенка к практической,  экоориентированной и валеологической деятельности.

Концепция воспитательной системы заключается в создании преемственных связей между ДОУ, начальной школой и дополнительным образованием. В реализации трёхступенчатого образования и воспитания принимают участие не только педагоги, но и родители.

Цель педагогического проекта «Школы добрых волшебников» - воспитание  экологической и общей культуры дошкольников, педагогов и родителей, путём проведения совместных мероприятий экологического характера в рамках реализации различного вида экопроектов.

Основные задачи системы:

  1. формирование экологических знаний, умений, навыков;
  2. обогащение жизненного опыта ребёнка и семьи примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  3. развитие эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника, взаимодействие с объектами природы и социальной среды;
  4. организация совместной с родителями практической деятельности по изучению и охране окружающей среды, а также здоровья человека (основы валеологического образования).

Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, педагоги дошкольного образовательного учреждения.

Задачи сотрудничества педагогов и родителей мы строим по трем основным направлениям:

  1. организационное направление (праздники, субботники, эко-акции, эко - проекты и т.д.);
  2. просветительское   направление    (повышение   педагогической культуры родителей);
  3. диагностическое направление (диагностическое обследование).

Особенности воспитательной системы

        Тематические блоки проекта «Школы добрых волшебников»:

  1. «Волшебный мир». Тематические беседы по ознакомлению детей с изменениями происходящими в окружающем мире, как независимо от людей, так и по их воле; наблюдение таких изменений на практике; выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.
  2. «Волшебники - природе». Проектная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром. Цикл практикумов в природной среде, обучающих детей действиям, благотворно влияющих на окружающий мир, изменяющий его к лучшему.
  3. «Волшебники – людям». Проектная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром. Цикл практических дел для людей: для ребят детского сада, родителей, соседей, жителей микрорайона способствующих установлению доброй атмосферы в общении с этими людьми, вызывающих у них положительные чувства к детям- «волшебникам»
  4. «Волшебники - для себя» Проектная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром. Цикл практических занятий, предполагающий изменение детьми самих себя, - обучение детей некоторым гигиеническим правилам и навыкам, нормам общения, речи и др., представляющий своего рода  мини-программу самовоспитание дошкольников.

Формы работы «Школы добрых волшебников»:

Ежегодные тематические выставки:

  1. выставки поделок из овощей и фруктов: «Дары осени», «Чудеса с грядки», «Овощные фантазии»;
  2. композиции из сухих цветов и листьев: «Мелодии осени», «Чудеса природы»;
  3. выставка плакатов к «Дню земли»: «Цвети земля», «Как прекрасен этот мир»;
  4. выставка плакатов «Защитим елочку - зелёную иголочку»;
  5. выставка рисунков «Ёлочка живи!»;
  6. фотовыставка «Что я заметил в природе интересного»;
  7. выставка рисунков животных комнаты природы «Давайте познакомимся».

Ежегодные  экологические конкурсы:

  1. «Природные дары для поделок и игры» (конкурс поделок из природного материала);
  2. «Сохраним елочку - зеленую иголочку» (конкурс плакатов);
  3. «Покормите птиц зимой» (конкурс на лучшую кормушку);
  4. поделок «Лесная красавица»;
  5. конкурс кормушек «Папа может всё, что угодно».

Ежегодные экологические проекты и акции:

  1. природоохранная акция «Сохраним елочку зеленую иголочку»;
  2. экологические акции «Покормите птиц зимой», «Вот пичужка тебе кормушка»;
  3. «Вырасти себе друга»;
  4. Эко-акция «Зеленый дом» (выращивание комнатных растений с последующей их распродажей, для приобретения корма для животных);
  5. «Не-болейка» Эколого-валеологическая акция, (выгонка лука на перо, изготовление противовирусных медальонов);
  6. Эко-проект «Добрая зима» (подкормка птиц, сбор информации о людях подобравших бездомных животных);
  7.   педагогический проект «Экология души» (нравственное,  интеллектуальное воспитание, развитие эстетических чувств).

Ежегодные экологические праздники:

  1. экологический праздник «День Земли!»;
  2. «Карнавал времен года»;
  3.  «Экологическая кухня»   (значение правильного приготовления пищи и питания для  детей и родителей);
  4. «Мы нашли своих хозяев» к природоохранному проекту «Добрая зима»;
  5. «Бал цветов» (к экологическому проекту «Сохрани первоцветы»);
  6. развлечение  «Где щи, там меня ищи» (о капусте и ее пользе людям);
  7. КВН «Осенины-именины»;
  8. музыкально-экологическая викторина «Угадай мелодию»;.
  9. игры на открытом воздухе «Берендеево царство»;
  10. спортивно-экологическая игра «Зов джунглей»;
  11. эколого-валеологическое занятие «Не-болейка».

 Мероприятия, проводимые в «Школе добрых волшебников», разработаны педагогом-экологом во взаимодействии с музыкальным руководителем и педагогами ДОУ.

Структура педагогического взаимодействия

участников образовательного  процесса

Такая модель педагогического взаимодействия создаёт условия необходимые для эффективной реализации экологического образования. Целенаправленная согласованная деятельность всех участников образовательного процесса позволяет осуществить:

  1. экологизацию (интеграцию) всех видов деятельности;
  2. экологизацию предметно-развивающей среды;
  3. экологическое воспитание и обучение дошкольников.

Проводя комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей, коллектив уверен, что знания, умения, навыки общения с природой, полученные нашими воспитанниками в детском саду, будут полезны в дальнейшей их жизни.

Таким образом, изучение методической, психолого-педагогической и экологической литературы, проделанная работа по экологическому воспитанию детей в условиях нашего образовательного учреждения позволяет нам сделать следующие выводы:

- непрерывность экологического образования может обеспечиваться путем создания образовательного комплекса типа «Детский сад - экологический центр», условия которого предусматривают постоянное непосредственное природное окружение: комнату природы (для формирования навыков самостоятельного ухода и наблюдений за растениями), зеленый огород на подоконнике (для выращивания детьми экологически безопасного урожая), инкубаторий и мини-ферма (уточнение представлений о домашних животных, об особенностях их жизнедеятельности), детская поисково-исследовательская лаборатория (для проведения исследовательской работы), студия «Экодизайн» для проведения интегрированной непосредственной образовательной деятельности (области «Познание» и «Художественное творчество»).  

По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, природа, должна быть «не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная жизнь в годы детства требует постоянного общения с природой. Результатом работы «Школы добрых волшебников» является не простое запоминание и не механическое воспроизведение знаний, а понимание и оценка происходящего, совместной практической деятельности педагогов, детей, родителей.

Следует иметь в виду, что работа в данном направлении регулярно дополняться, но общие принципы построения воспитательного-образовательного процесса и его ключевые направления, которые были намечены, останутся прежними.

Решение проблемы эколого-валеологического воспитания в дошкольном возрасте осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: как проблема воспитания детей и как проблема формирования экологической и валеологической культуры у взрослых (педагогов и родителей).

Взаимосвязанная система: экологическое образование - экологическое воспитание - экологическая культура составляет необходимое условие непрерывного экологического образования.

Одним из основных условий воспитания экологически грамотной личности является систематическое включение каждого ребёнка в деятельность, обеспечивающую активное его участие в создании оптимальных условий для жизни  и сохранении природы.

Мы считаем, что воспитательная система «Школа добрых волшебников» поможет воспитать личность социально направленную, устойчивую, гармонично развитую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город добрых волшебников

Детская презентация...

Конспект НОД воспитанников средней группы "Добрые волшебники"

НОД воспитанников средней группы проводится с целью развития связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций...

«Веселые приключения в стране Доброго Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности...

"Добрые волшебники" сценарий новогоднего праздника.

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста...

Добрый волшебник - Дед Мороз

Новогодний утренник для детей старшей и подготовительной групп детского сада...

Конспект развлечение "Стань добрым волшебником"

Конспект развлечение "Стань добрым волшебником...