Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Русские народные сказки» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАО

г. Москва

 

Подготовил воспитатель: Арутюнова Элла  Георгиевна

Цель: знакомство детей народными традициями, расширение и систематизация знаний о русских сказках.

Задачи:

Образовательные:

— систематизация знаний о русских сказках;

— расширение и углубление знаний о фольклорной традиции;

— учить детей понимать образное содержание и идею сказки;

Воспитательные:

—  воспитывать интерес к чтению;

— воспитывать способность эмоционально реагировать на поступки героев произведения;

— воспитание уважения к собственной культуре и национальным традициям;

— воспитание патриотизма;

Развивающие:

— развивать наблюдательность, память и внимание;

— развивать связную, образную речь;

— развивать эстетическое восприятие;

— развивать интерес к творчеству.

Материалы:

— книги сказок с иллюстрациями;

— пластилин;

— игрушки: волк, лиса, медведь, куклы;

— цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказок, слайд-шоу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_russkim_skazkam.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство детей народными традициями, расширение и систематизация знаний о русских сказках.

Задачи:

Образовательные:

— систематизация знаний о русских сказках;

— расширение и углубление знаний о фольклорной традиции;

— учить детей понимать образное содержание и идею сказки;

Воспитательные:

—  воспитывать интерес к чтению;

— воспитывать способность эмоционально реагировать на поступки героев произведения;

— воспитание уважения к собственной культуре и национальным традициям;

— воспитание патриотизма;

Развивающие:

— развивать наблюдательность, память и внимание;

— развивать связную, образную речь;

— развивать эстетическое восприятие;

— развивать интерес к творчеству.

Материалы:

— книги сказок с иллюстрациями;

— пластилин;

— игрушки: волк, лиса, медведь, куклы;

— цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа: чтение и обсуждение сказок, слайд-шоу.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей любят ли они сказки и какие. Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете! А знаете ли вы, какие сказки называют народными?

Дети: (те, которые придумал народ).

Воспитатель: молодцы. Да, народные сказки — это сказки, которые люди рассказывают из поколения в поколения.

Если вы не так уж боитесь Кощея,

И Бармалея, и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее

Туда, где зеленый дуб на берегу.

Здесь гуляет черный котище ученый,

Не пьет молока он и не ловит мышей.

Самый настоящий кот говорящий,

А на цепи сидит Горыныч Змей.

И серый волк здесь в дружбе с Шапочкою Красной,

И Колобок здесь дружит с рыжею лисой.

В гости спешите, к нам приходите.

Сказки ждут вас с открытой душой.

Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка – в царевну, а Иван-царевич – в серого волка, волшебная палочка может исполнить любое желания, скатерть-самобранка накормить всех, шапка-невидимка сделать невидимым.  Какие волшебные сказки вы знаете?

Дети: («Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик»).

Воспитатель: В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают иронию – смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум — вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей. Какие бытовые сказки вы знаете?

Дети: («Каша из топора», «Как поп работницу нанимал», «Дочь-семилетка», «Не любо – не слушай», «Про нужду», «Чего на свете не бывает»).

Воспитатель: В сказках о животных – главные герои животные и звери. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая и лукавая, медведь – ленивый, осел – глупый. Какие сказки про животных вы знаете?

Дети: («Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Белая уточка», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»).

Воспитатель: А теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В некотором царстве, В некотором государстве…», «Жили-были дед и баба…». Начало сказки называется присказкой. Присказка может быть простая, а может быть весёлая, потешная. Например: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили». Или: «Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает…». Это вроде ещё не сказка, а так, подготовка к ней, разминка т. е. – присказка.

Воспитатель: А как заканчивается сказка?

Дети: (свадьбой, возвращение, победой)

Воспитатель: Правильно, все налаживается. Добрые герои женятся или возвращаются домой после долгих странствий, побеждают врагов. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?.. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?.. Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.

Физминутка

Раз — руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два — три нагнулись. пол достали

А четыре — прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

Далее педагог раздает детям карандаши и бумагу.

Воспитатель: а теперь давайте вспомним сказку про Колобка. Все помнят? Какие герои есть в этой сказке? Что там происходит?

Дети: (старик, старуха, колобок, дорога, заяц, волк, медведь, лиса).

Воспитатель: Давайте по порядку. С чего начинается сказка?

Дети: (с присказки).

Воспитатель: (читает сказку) Жили-были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Итак, кто участвует в сказке?

Дети: (старик со старухой).

Воспитатель: Молодцы! Давайте нарисуем их.

Далее педагог читает сказку, останавливаясь на важных поворотах сюжета, и предлагает нарисовать героев или знак поворота сюжета. В результате у воспитанников получаются мнемотаблицы типа рис.1.

Рис.1. Мнемотаблица по сказке Колобок.

Воспитатель: Какая это из народных сказок?

Дети: (бытовая).

Воспитатель: А откуда мы знаем, что эта сказка — народная?

Дети: (присказка, говорящие животные).

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта сказка?

Дети: (слушать старших, не хвастаться, не дразнить животных).

Воспитатель: теперь посмотрите на рисунки и расскажите мне эту сказку.  Что у вас получилось?

Дети: (рассказывают сказку про Колобка).

Воспитатель предлагает найти героев этой сказки среди игрушек. Дети легко находят животных, вместо старика со старухой воспитатель предлагает посадить двух кукол.

Воспитатель: посмотрите, все ли в сборе? Или, может быть, кого-то не хватает?

Дети: (колобка).

Воспитатель: Да, Колобка у нас действительно нет. Но давайте его слепим! Пусть звери будут одни и те же, но колобок у каждого свой. Подумайте, какой характер должен быть у вашего колобка? (хитрый, смелый, веселый…). Как выражается этот характер? (Педагог по мере необходимости подсказывает: скошенные глаза — хитрый, улыбка — веселый, высунутый язык — дразнится, прямой взгляд — смелый и т .д.).

Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас собрались все герои народной сказки про Колобка, они будут ждать вас завтра и вместе с нами послушают новую народную сказку.

В заключение воспитатель читает стихотворение.

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит…

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество» по теме «Зима» для старшей группы

Данный конспект может использоваться в качестве итогового занятия по теме "Зима" в старшей группе детского сада...

Интегрированная образовательная деятельность (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество») в подготовительной группе "Волшебство зеркал"

развивать сообразительность, память, связную речь, умение логически мыслить, творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные особенности сказочных героев, умение анализ...

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «День победы» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. Москва Подготовил воспитатель: Арутюнова Элла  ГеоргиевнаЦель: Знакомство детей с героическим прошлым нашей страны, развитие эмоциональной отзывчивост...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «познание», «коммуникация», «социализация», «художественное творчество», «безопасность», «музыка» в подготовительной группе «Лучики» Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки»

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей. Задачи: Образовательные: 1. Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности;2. Повторить и обобщить знания детей по ФЭМП, ...