Исследовательская деятельность в детском саду "Какой бывает вода"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Демина Оксана Ивановна

Исследовательская деятельность в детском саду "Какой бывает вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakaya_byvaet_voda.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

МБДОУ № 136  г. Рязани

На тему: «Какая бывает вода».

Воспитатель: Демина О.И.

Тема: «Какой бывает вода».

Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о неживой природе. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения. Воспитывать у детей элементы экологического сознания.

Задачи:

  1. Систематизировать и обобщить личный опыт о свойствах воды, подвести детей к осознанию того, что привычная им вода таит в себе много неизвестного.
  2. Учить детей формулировать выводы, делать маленькие открытия о свойствах воды, связно рассказывать о ходе опытов.
  3. Воспитывать у детей ответственное отношение к воде в природе.

Оборудование: глобус, снимок Земли, стаканы с водой и молоком, трубочки для коктейля, кувшин, стакан с морской водой, поднос, лед, ёмкость, горох, кукла «Капелька», портреты, фруктовый лед, аудиозапись.

Ход занятия:

Приходит кукла – Капелька, брызгает на детей водой.

- Здравствуйте, ребятишки! Вы меня помните? Кто я? (Капелька). А когда я прихожу, мы с вами путешествуем. Я сегодня приглашаю вас в путешествие.

- Ребята, а вы знаете, что это? (Глобус. Модель нашей Земли). Какую форму имеет глобус? (Округлую). Вы  видите темные пятна? Покажите.  Что обозначено на глобусе темным цветом? (Суша). Вы видите голубые пятна? Покажите.  А что обозначено голубым цветом? (Вода).  Правильно, голубым цветом обозначена вода – океаны и моря.  Маленькие овалы – это озера, тонкие синие линии – это реки.

- Ребята, скажите, какого же цвета больше на глобусе?  (Голубого, синего). Да нашу планету, пожалуй, можно было бы назвать не «планета Земля», а «планета Вода». Посмотрите, вот снимок Земли, сделанный из космоса. Вы видите наша планета голубая – это цвет воды. Только благодаря такому количеству воды на ней стала возможна жизнь.

Капелька: - Совершенно верно, ребята, без воды не было бы жизни. Я сегодня в нашем путешествии покажу вам, какая же бывает вода. Итак отправляемся в путь. На первой нашей остановке мы узнаем прозрачная вода или нет.

-  Ребята, посмотрите, что в стаканчиках перед вами. (В одном стаканчике вода, в другом – молоко). Положите в каждый стаканчик трубочку. В каком из стаканчиков она видна? В каком нет?  Почему  вода – прозрачная, а молоко – нет.  Надеюсь, все запомнили? (2-3 ребенка повторяют). Воспитатель: - Ребята, а вы помните, что в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами? Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Ответы детей). Почему? Поэтому такие реки не существуют. А теперь какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей). Правильно, что жить обитатели водоёмов могут только в прозрачной воде. Повторите. Именно поэтому мы всегда говорим, что водоёмы засорять нельзя.

Капелька: - Продолжаем путешествие. Хотите узнать есть ли вкус и запах у воды? На следующей остановке мы узнаем об этом. Мы уже знаем, что вода прозрачная. А теперь попробуйте воду из стаканчика, и скажите: «Какой у нее вкус?» (Ответы детей.) Сладкая? Горькая? Кислая?  (Уточнить у каждого ребенка вкус воды). Вода не имеет вкуса. Такая вода называется пресная. А теперь давайте попробуем воду из-под крана. Какая она на вкус? (Пресная). А в чайник мы откуда воду наливаем?  (Из-под крана). Человек пьет пресную воду. Да, пресная вода это речная, озерная вода.

Капелька: - Дети, кто-нибудь отдыхал на море? Помните, какая там вода? Я вам принесла «морскую» воду. Хотите попробовать «морскую» воду? (Да) какая она на вкус? (Очень соленая). Можно ли ее пить? Попробовать можно. Да, (пробует воспитатель) но я бы не стала ее пить.

Капелька: - Да, ребята, в морях – соленая вода, поэтому моряки, отправляясь в плавание, берут большой запас пресной воды. Недаром говорят о море: «Кругом вода, а с питьем беда».

Воспитатель: - Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Поэтому ее надо беречь. А теперь давайте понюхаем пресную воду. Есть ли запах у воды? (Ответы детей). Понюхайте еще раз и вы убедитесь, что пресная вода не имеет запаха.

Капелька: - Иногда вода из водопроводного крана имеет запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Воспитатель: - А чтобы еще лучше очистить воду, существуют домашние фильтры. Вот такие, как этот.  (Показ). Из фильтра выходит вода необыкновенно чистая и безопасная. Есть ли у вас дома фильтры? И это правильно.

- А давайте попробуем получить капельку воды. Этот опыт вам будет удобнее выполнять стоя. Если вынуть трубочку из воды и подержать ее над подносом, вот и получается что…(капелька). (Показ воспитателя). А теперь попробуйте вы. Из чего же состоит вода?  (Из маленьких капелек).

Капелька: - Хотите,

 я вас превращу в такие же маленькие капельки? (Да). (Звучит музыка). Закройте глаза и повторяйте за мной:

Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два. Раз и два

Станьте капелькой как я.

А поскольку вы теперь капельки, давайте поиграем в игру «Дождик». Капельки будьте внимательны. Повторяйте за мной:

Дождик капнул на ладошку,                   одна ладошка

На цветы и на дорожку                            вторая

Льется, льется, ой-ой-ой,                         хлопки в ладоши

Побежать бы нам домой                          ладонь об ладонь          

Дождик, дождик, ты не лей,                    хлопки по  

Уж и так бежит ручей.                             бедрам                

Веселей, ребята, в пляс,                           топают ногами                          

Дождик слушается нас!                            

Дождик, дождик, ты не лей,                      хлопки по          

Нам не нужен твой ручей.                         бедрам

Льется, льется, ой-ой-ой,                           ладонь об ладонь

На не хочется домой.                                 хлопки в ладоши

На ладошке каплей стал.                       одна ладошка

Тише, тише, перестал.                           Вторая

(Играем 2 раза).

Помощник воспитателя приносит поднос со льдом и говорит: «Ребята, я вам принесла твердую воду!»

Воспитатель: (Удивительно) – твердую воду?

Тогда отправляемся с вами на 3 остановку.  Посмотрите, что же это такое? (Лед). Какой он?  (Гладкий, скользкий, холодный…) Попробуйте сжать его. Получается? Разломить. Постучите лед об стол. Ой, ребята, почему-то мокрые руки стали у меня? А у вас? Как думаешь Вадим, почему у тебя мокрые ладошки?  (Лед тает, получается вода).  (Спросить 2-3 детей).  Как вы думаете, что будет со льдом, если поместить его в воду? (Ответы детей).  Давайте проверим.  Что же происходит? (Лед плавает в воде).

Капелька: - Лед легче воды, поэтому…(не тонет)

Повтори (2-3 ребенка).

Воспитатель: - А давайте понаблюдаем, что происходит со льдом на подносе. Что вы заметили? (Он тает, изменяет форму, становится меньше, превращается в воду). Почему?  (В группе тепло).

- Капелька, а та знаешь, что воду называют жидкостью?

Капелька: - Я знаю. А вы, ребята, хотите узнать, почему воду называют жидкостью. Об этом я вам расскажу на 4 остановке.

Воспитатель: - перед вами два стаканчика: один с водой, второй без воды. Перелейте воду из одного стаканчика в другой.  Льется вода? Почему?  (Потому что она жидкая). Как вы думаете, если вода не была бы жидкой, она смогла бы течь в реках и ручейках? А из крана? Почему? (Вода – это жидкость). А если мы попробуем перелить горох.  У нас получиться перелить?  (Нет). Льется горох? (Сыплется).  Да, я его пересыпаю. Это не жидкость. А теперь еще раз попробуйте перелить жидкость – воду, и скажите, что вы делаете? (Я переливаю воду).

Капелька: - Я хочу, чтобы вы запомнили новое слово жидкость» Как называют воду? (Жидкость). (2-3 ребенка).

- Сегодня наше путешествие подошло к концу. Вы теперь знаете, какая бывает вода. Назовите. (Ответы детей). Совершенно верно. Я хочу подарить вам свои портреты, чтобы вы разместили их в тех местах группы, где мы встречаем воду. (Выполняют задание).

Обратите внимание, как много стало вокруг голубого цвета.  Значит, нас окружает везде и всегда эта волшебница чудо- вода.

- На прощание я приготовила вам угощение. Отгадайте какое? Оно твердое, но тает; сладкое, но не конфета; холодное, но не снег. Как вы думаете, что это?  (Мороженное). Да, ребята, вы угадали это мороженое – фруктовый лед. Угощайтесь. А мне пора прощаться. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».

Основная задача формирование реалистического представления о природе, круговороте воды в природе; продолжение  обучения сравнивать, анализировать, обогащение причинно-следственных свя...

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».

Задача: формировать реалистические представления о природе, круговороте воды в природе; продолжать учить сравнивать, анализировать, обогащать причинно-след-ственные связи, способствовать развити...

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды»

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: опыты Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.Программные задачи:Познакомить дете...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...

Исследовательская деятельность в детском саду на тему «Свойства воды»

Задачи:Øрасширять представления о воде;Øформировать познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности;Øразвивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элеме...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми "Какая бывает вода?"

В занятии решаются следующие задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, не имеет формы); уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни; ра...