Осеняя прогулка в старшей группе "В гости к березке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гринёва Татьяна Анатольевна

Прогулка проводилась в небольшом парке за территорией детского сада. После прогулки вокруг березы водили хороводы, играли в подвижные игры. Данный материал может использоваться во всех возрастных группах детского сада в сокращенном или увеличенном объеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осеняя прогулка в старшей группе

«В гости к березке»

Задачи

1. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

2. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

3. Приобщать детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Ход прогулки.

Игра «Тропинка»


Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг — кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди — большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами — овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну.

 Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Игра «Эхо»


- Эхо лесное, спросить я могу?
- Ау, ау, ау
(дети говорят)


- Куда это листья лесные пропали
- Опали, опали, опали…
(дети говорят)
- Травы лесные, где вы? Не вижу…
- Ниже, ниже, ниже…
(дети говорят)
- Цветы луговые, а вы что пропали?
- Завяли, завяли, завяли…(
дети говорят)
- Птички-певички, давно ли вы пели?
- Они улетели, они улетели…(
дети говорят)
- Лягушки и раки куда подевались?
- Они закопались, они закопались…
(дети говорят)
- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
- Мы шубки меняем, меняем, меняем…
(дети говорят)
- Так что же случилось, мы тебя спросим?
- Пришла сюда осень, осень, осень…(
дети говорят)
- Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…

.
- А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:

Стоят столбы белые,

На них шапки.

Летом мохнатые,

Осенью желтоватые. ( Берёза)

. Название свое дерево получило по цвету коры. В древние времена существовало слово «бер», означающее «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от слова «бер» и образовалось слово «береза». Это дерево своей красотой вдохновляло людей писать о ней красивые стихи.
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,.
То ясную кипучую,
То грустную плакучую.
    Так написал о березе наш поэт Прокофьев.

           Березка символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы. Люди издавна заметили красоту этого дерева.

     Давайте подойдем к березке, поздороваемся с ней, полюбуемся ее красотой.

 - Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
- Давайте обнимем её.


- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (
Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
- Посмотрите, какая береза? (
Большая: высокая, толстая)
- Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
- Что её так крепко удерживает в земле?
(Корни)
- Для чего дереву нужны корни? (
Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
- Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

-  Покажите ствол березы.

-  Какой он - толстый или тонкий? 

-  Где ствол у березы широкий, а где - узкий?

-  Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?

-   Какого цвета листья у березы?

А теперь поиграем   

    Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»


- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх

      

- Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике :

С платочками в карманчиках...

Дети, а что это за беленый сарафанчик у березы? (ствол дерева)

-  Погладьте ствол березы.

-  Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый, щершавый.)

-  Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)       

-  Почему береза имеет  белую кору? (В коре березы есть особое вещество – бетулин.  Бетулин окрашивает кору в белый цвет)

- Весь ли ствол у березы белый? (Есть черные черточки) Эти черточки называются чечевички. Повторите. Они помогают березе дышать.

-  Как можно сказать про березку? (Стройная, белоствольная, плакучая, гибкая, нежная, красивая)..

-  Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.

-   Какого цвета листья у березы?

Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Соберем опавшие листья березы, укроем ими землю у ствола. Поздней осенью нашей березке будет тепло, как нам в теплой одежде.

-  Как вы думаете, за что это дерево называют "чудо-сеялкой"?  (Ранней осенью летят неисчислимые эскадрильи двукрылых семян-самолетиков березы).

Вместе с детьми находим семена-самолетики и рассматриваем их. 

Предложить детям обнять, погладить березку  и сказать:           

  «Расти, милая березонька, радуй добрых людей». 

- Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
БЕРЁЗА
Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждёт весной тепла.

Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!

Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила, -
Время уж к зиме.

Гордая берёза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.

     Береза растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Физкультминутка «Дерево»


Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
У красы-березки платье серебрится.
У красы-березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка в слезы.

     Береза – очень полезное растение. Посмотрите, вот веточка с почками, листочками и сережками. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровье.

     Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации осенней прогулки в старшей группе

Цель: Формировать представление детей о рябине в осеннее время года; Формировать умение видеть красоту природы через художественное слово; Развивать познавательный интерес детей; Воспитывать...

Осенняя прогулка в старшей группы

Детский сад, детский сад На прогулке будет рад – Соберем скорей букет Ах, каких в нем листьев нет. Мы букет поставим в вазу И станем любоваться сразу.источникисточник...

Конспект проведения осенней прогулки в старшей группе

Задачи:- Закрепить приметы осени, знание детей о погоде, сезонных изменениях в природе, особенностях погоды в Новосибирске.- Развивать наблюдательность.- Развивать исследовательскую деятельность...

Конспект осенней прогулки в старшей группе на тему: «Деревья осени»

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Рябинушка»    Конспектосенней прогулки в старшей группена тему: «Деревья осени&raq...

Конспект осенней прогулки в старшей группе

Наблюдение за рябиной на прогулке...

Конспект осенней прогулки в старшей группе

Конспект осенней прогулки в старшей группе...