Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников.
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Коротких Валентина Ивановна

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Наиболее эффективным средством формирования нравственной культуры у детей дошкольного возраста является народное искусство. Использование его в формировании эстетической, нравственной культуры обусловлено его полихудожественным подходом, широким спектром воздействия на развивающуюся личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotkih.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Роль национальной культуры  в духовно – нравственном развитии дошкольников.

         Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам нашего народа. Возрождение культурного наследия начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

         Передавая знания детям необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному компоненту можно считать формирование духовно – нравственного отношения к своей семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

         Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях русского народа, обогащении предметно-пространственной среды, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

         Немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, считаю образовательную деятельность, беседы, праздники, дидактические,  подвижные и народные игры, индивидуальную работу с детьми, так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

         Для работы с детьми использую иллюстративный и поделочный материал, различные традиционные игры, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии, при этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?». Широко использую настольный, теневой, пальчиковый театр, театр рукавичек для ознакомления с народными сказками.

         С целью более глубокого ознакомления с национальной историей и  культурой посещаем музей национального быта. Цель посещения музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям русского народа, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, воспитанники могут получать новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре нашего народа. С помощью национального уголка детей наглядно знакомим с символикой Российского государства и Белгородской области.

         Для изучения народной одежды используем настольно-печатные игры: «Одень куклу», «Подбери узор», «Подбери элементы»; альбом «Народные костюмы». Знакомство детей с народной культурой рационально начинать в форме беседы. Сначала дети знакомятся с бытом своего народа и их традиционными занятиями: «Белгородчина – мой край родной», «Жители Белгородчины», «О природе и жизни людей нашего края». Стоит отметить, что использование в беседе игровых, проблемно-поисковых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

         Далее идет знакомство детей с новыми темами: «Одежда», «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство любого народа всегда предметно, оно имеет свое специфическое смысловое поле, свой образный ряд, свою неповторимость. Именно в этом заключен его могучий творческий потенциал. Работа с детьми по декоративно-прикладному искусству проходит по ряду тем: «Волшебные краски осени родной природы», «Белгородские узоры», «Чудо-платье с национальным узором», «Предметы декоративно-прикладного искусства и их роль в жизни народа», «Иллюстрирование народных сказок».

         В первом разделе «В мире волшебных красок (окружающий мир как основа творчества народа)» дети получают общие представления о декоративно-прикладном искусстве как способе отражения окружающей действительности, учатся находить общее и различие в природе и народных декоративных узорах (цвет, форма элементов, их расположение).

         Во втором разделе «Орнамент (построение, виды)» дети приобщаются к разнообразному миру элементов, узоров и орнаментальных композиций декоративно-прикладного искусства нашего народа, учатся изображать элементы орнамента.

         Изучение третьего раздела «Предметы декоративно-прикладного искусства (работа в творческих мастерских)» носит практико-ориентированный характер. Дети реализуют свои творческие замыслы, украшая национальным орнаментом предметы быта и элементы одежды.

         При обучении рассказыванию широко используем устное народное творчество, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом народа. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

         Для обобщения и систематизации знаний используем дидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Из чего сшита одежда», «Чудо  вещи вокруг нас» и другие. Дидактические игры – это большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда используем игру «Для чего нужны предметы?», словесные игры «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию» и другие. Благодаря таким играм у детей значительно возрастает интерес к самобытной культуре. Широко используем в работе с детьми кроссворды, ребусы, викторины «Угадай орнамент», «Предметы старины» и другие, что развивает сообразительность и наблюдательность.

         Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаем в разные виды деятельности. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Игры и их элементы использую в образовательной деятельности, как физкультминутки, пальчиковую гимнастику  («Десять внучат», «Доброе утро, здравствуй Иван» и другие), на праздниках, викторинах, прогулках.

         Изучение календарного фольклора мы осуществляем через активное участие детей в календарных праздниках. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это удаль и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, проверенные древней логикой жизни, народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.

         Со среднего дошкольного возраста возрождаем «Емелину неделю» (перед Масленицей). В старину на Белгородчине в эти дни тешили детей: ладили горки, делали кормушки для птиц, проводили забавы, рассказывали сказки, байки от Емели («Мели Емеля – твоя неделя»). Этот праздник – дань уважения русской смекалке, хитроумию, находчивости, которыми славен русский народ. На Святки поздравляли детей младших групп колядками, встречали и провожали Масленицу; зазывали весну, закликали птиц, широко используя потешки, песенки, заклички.

         Русский праздник – это всегда хлебосольный стол, поэтому в праздничные дни у нас с родителями готовится угощение: пироги, блины, чай с вареньем. А дети усваивают правила гостеприимства, которые свойственны русскому народу: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Какова хозяйка – таков и стол».

         Таким образом, возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Такая работа, с одной стороны, предоставляет большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой – позволяет приобщаться к национальной культуре.

         Анализируя работу по данному направлению, пришли к следующим выводам: наиболее эффективным средством формирования нравственной культуры у детей дошкольного возраста является народное искусство. Использование его в формировании эстетической, нравственной культуры у дошкольников обусловлено его полихудожественным подходом, широким спектром воздействия на развивающуюся личность, огромным педагогическим потенциалом в развитии социально важных качеств и способностей, а также возрастными особенностями дошкольников, их восприимчивостью к искусству и склонностью к различным видам художественно-творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

Сообщение из опыта работы на тему «Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно – нравственного воспитания детей»

В сообщении отражены все стороны работы, которые были проведены мной с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русскими обычаями и традициями....

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Выступление на педсовете «Роль книг для развития речи в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе взаимодействия с семьей».

Выступление на педсовете          «Роль книг для развития речи в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе взаимодействия с семьей»...

Статья на тему: " Роль физической культуры в духовно-нравственном воспитании личности дошкольника."

Здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души....