Игры природоведческого содержания на экологической тропе в летнее время
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) по теме

Малиновская Ольга Владимировна

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. М. Пришвин)

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой . Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес , любознательность, побуждает их к  игре ,художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы ,полученные в  детстве , запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.                                                                                                            Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания.                                          

 Игра – это основной вид деятельности детей. И именно через игру можно и нужно реализовать идеи освоения детьми образовательных областей развивать у детей интегративные качества.                                                                  

Экологическая тропинка сама по себе открывает много возможностей для совместной работы с детьми как в летний период, так и в  течение учебного года . Я подобрала игры  природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к  экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих   участкам, обозначенным на  экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе ( во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_prirodovedcheskogo_soderzhaniya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование

игр природоведческого

содержания на экологической

тропе в летний период».

ГБДОУ детский сад № 97

Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Малиновская Ольга Владимировна

 

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. М. Пришвин)

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой . Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес , любознательность, побуждает их к  игре ,художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы ,полученные в  детстве , запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.                                                                                                            Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания.                                          

 Игра – это основной вид деятельности детей. И именно через игру можно и нужно реализовать идеи освоения детьми образовательных областей развивать у детей интегративные качества.                                                                  

Экологическая тропинка сама по себе открывает много возможностей для совместной работы с детьми как в летний период, так и в  течение учебного года . Я подобрала игры  природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к  экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих   участкам, обозначенным на  экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе ( во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.

Песочница

«Минное поле»

Цель: Развивать мелкую моторику.

Ход игры: Один игрок закапывает в песок свою руку с расставленными пальцами ( это мины ) и мелкие игрушки. Другой игрок должен на ощупь откопать игрушки, не задев при этом мины.

«Строим домик»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах песка.

Ход игры: Из мокрого песка с помощью камней и природных материалов дети с помощью воспитателя строят дома, мосты, дороги. Потом можно поиграть в сюжетные игры с мелкими игрушками и машинками. Можно провести в форме конкурса на лучшую постройку.

«Угадай-ка»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять навыки описательного рассказа.

Ход игры: Воспитатель прячет в песок различные мелкие игрушки. Ребенок должен найти их все.

Вариант: Ребенок, нащупав игрушку, описывает ее признаки другим игрокам. Остальные дети должны угадать, что нашел ведущий.

«Куличики»

Цель: Знакомить детей со свойствами песка ( сухой, влажный, сыплется, лепится ).

Ход игры: Часть песка в песочнице предварительно намачивается  водой, часть остается сухой. Руками и при помощи пластмассовых формочек дети лепят фигурки из влажного песка и, смешивая его с сухим.

«Рисуем песком»

Цель: Развивать творческие способности детей; закреплять представления о свойствах песка.

Ход игры: В пластиковую воронку насыпают сухой песок и дети тонкой струйкой песка рисуют на асфальте или земле.

Водоем

«Рисунки на асфальте»

Цель: Закреплять представления детей о свойствах воды.

Ход игры: Дети с помощью брызгалки рисуют водой на асфальте фигуры. Так как вода быстро высыхает, дети учатся рисовать быстро. У брызгалки должна быть ровная, устойчивая струя.

«Гонки на воде»

Цель: Развлекательная.

Ход игры: Двое или несколько игроков пускают на перегонки заводные пластиковые игрушки. Выигрывает тот, кто сильнее завел пружину.

«Поймай рыбку»

Цель: Тренировать внимание, развивать координацию движений.

Ход игры: Воспитатель высыпает в бассейн разноцветные пластиковые шарики. Игроки с помощью сачков должны на скорости выловить шарики.

«Чей ветер сильнее»

Цель: тренировать силу выдоха.

Ход игры: Играть могут одновременно несколько человек. Кораблики выстраиваются в ряд у края бассейна. По сигналу воспитателя игроки начинают дуть на кораблики, стараясь перегнать их на другой берег. Выигрывает тот, чей кораблик приплыл первым.

«Водонос»

Цель: Формировать правильную осанку, аккуратность.

Ход игры: Формируются две команды. Каждой команде выдается пластиковый стакан, стоящий на дощечке. Игра проводится в форме эстафеты: игроки команды должны по очереди наполнять стакан из бассейна и относить его на дощечке к песочнице. Во время бега до стакана дотрагиваться запрещается. После этой игры можно поиграть в песочнице с мокрым песком.

Огород

«Что сажают в огороде?»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам .

Ход игры: Воспитатель: Если я назову то, что сажают в огороде, вы должны ответить «да», если это не растет в огороде, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот выбывает из игры.

«Почтальон принес посылку»

Цель: Развивать умения описывать предметы и узнавать их по описанию.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку, в ней по одному завернутые в пакеты сложены овощи и фрукты. Дети достают пакеты, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные отгадывают.

«Где что растет»

Цель: Закреплять знания детей о названиях растений и месте их произрастания.

Ход игры: Дети стоят в кругу, ведущий в центре. Он бросает кому-нибудь мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, луг, огород и т.п.). Поймавший мяч должен назвать любое растение, которое там растет. Если ребенок не отвечает, он выбывает из игры.

«Вершки и корешки»

Цель: Закрепить знания детей о разных частях огородных растений ( Ботва, корнеплод и т.п.)

Ход игры: Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки ( Лук, репа, морковь и др.) , другой вершки-ботву. По сигналу воспитателя все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди.

«Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей различать предметы с помощью осязания.

Ход игры: В мешочек сложены различные фрукты и овощи. Дети на ощупь должны угадать, что в руке, а потом показать.

Сад

«Что сначала, что потом?»

Цель: Закрепить знания детей о процессе созревания овощей и фруктов.

Ход игры: Воспитатель раздает детям овощи и фрукты разной степени спелости. И предлагает их перепутать. По сигналу: «Найди свой фрукт!»-дети, в руках которых фрукты и овощи одного названия, собираются в группки. Причем выстроиться они должны так, чтобы была видна последовательность созревания.

«Кто скорее соберет»

Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции.

Ход игры: Дети делятся на две команды: Садоводов и огородников. У каждой команды по корзинке с соответствующей картинкой. По сигналу воспитателя команды собирают в свои корзинки овощи и фрукты, разложенные на полу или на участке.

«Магазин «Цветы»

Цель: Закреплять умения детей группировать растения по месту произрастания, упражнять детей в составлении описательного рассказа.

Ход игры: На столах выставляются цветы (садовые, полевые, комнатные.) Покупатель должен описать, не называя, растения, которое хочет купить, указать где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение и выдать покупку.

«Повторяй друг за другом»

Цель: Закреплять умения детей классифицировать живые объекты.

Ход игры: Играющий называет любой цветок, дерево, и т.п. (например , фиалка), второй повторяет названное слово и добавляет своё из того же ряда ( Фиалка, ромашка) и т.д. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

Пастбище

«Найди маму»

Цель: Научить детей обобщать признаки животных одного вида, закреплять названия домашних животных.

Ход игры: Воспитатель выкладывает перед детьми вперемешку карточки с изображениями взрослых животных и птиц. Затем воспитатель показывает изображения детёнышей и просит найти для него маму.

«Угадай, кто это?»

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о животных, закреплять умение пользоваться моделями в качестве плана.

Ход игры: Играют двое детей ,один выбирает картинку животного и  вставляет её в последнее окошко линейки и закрывает его. В предыдущих окошках изображены модели образы жизни животного. Пользуясь этим планом, ребенок, передвигая движок по линейке, рассказывает о животном. Перед последним окошком, второй ребенок должен по рассказу догадаться, кто спрятан в последнем окошке.  

«Какие птицы прилетят к кормушке?»

Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних птицах.

Ход игры: Предложить детям карточки с изображением разных птиц и корма. Дети должны найти и покормить только диких или только домашних птиц.

«Крылья, уши и хвосты»

Цель: Закреплять знания детей об отличительных признаках животных, воспитывать чувство юмора.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены собака с клювом, петух с кошачьим хвостом, утка с рогами и т.п. ( степень сложности зависит от возраста детей ). Дети должны определить несоответствие и назвать правильно.

Уголок леса

«Отгадай мой домик»

Цель: Закрепить знание о местах обитания.

Ход игры: Предложить детям картинки с изображениями различных животных и их «домиков». Выигрывает тот, кто правильно поселит своих животных.

«Где, чей листочек»

Цель: Закрепить знания детей о деревьях, растущих по соседству.

Ход игры: Воспитатель отбирает карточку с изображение листочка и просит назвать дерево, и выбрать его из предложенных изображений. Возможно использование живых листьев деревьев, которые находятся на участке.

«Каждый грибок в свой кузовок»

Цель: Научить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раздаёт командам две нарисованные картинки с кармашками для грибов – одну для съедобных, а другую для несъедобных. По сигналу: Каждый грибок в свой кузовок. Игроки должны заполнить свои корзины.

«Друзья и враги»

Цель: Научить различать и называть некоторые ядовитые и целебные растения.

Ход игры: Воспитатель выкладывает карточки с изображением ядовитых и целебных растений. Дети должны разделить карточки на две группы ядовитые и целебные растения.

«Четвертый лишний»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает карточки с изображениями растений и грибов и т.п. Ребенок должен найти лишнюю карточку. И объяснить, почему он так думает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры природоведческого содержания для старших дошкольников

Речевые  дидактические игры природоведческого содержания по темам: "Ягоды", "Грибы", "Деревья", "Птицы", "Звери"....

Речевые дидактические игры природоведческого содержания

Дидактические игры по экологии для дошкольников...

Речевые дидактические игры природоведческого содержания

Речевые дидактические игры природоведческого содержания...

Экскурсия по экологической тропе в зимнее время в старшей группе

Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней....

Речевые дидактические игры природоведческого содержания Тема « Лесные ягоды»

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности ребёнка и способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социал...