Конспект образовательной деятельности "Путешествие Деда Мороза"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Полякова Ольга Вячеславовна

Возраст детей: старшая группа

Образовательная область: познание (фоормирование целостной картины мира)

Тип занятия: обобщающее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestwie.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

 «Путешествие Деда Мороза»

(образовательная область «познание»)

Цель: обобщить знания детей по теме: “Зима”.

Задачи.

Образовательные:

  • Уточнить  представления детей об окружающем мире, явлениях и свойствах природы,
  • формировать умение устанавливать взаимосвязи между объектами природы, человеком и природой,
  • формировать умение сравнивать объекты.

Развивающие:

  • Развивать воображение, творческие способности,
  • активизировать словарь детей по теме занятия.

Воспитательные:

  • Формировать знания о правилах поведения в природе,
  • воспитывать ответственность, бережное и заботливое отношение к природному окружению,
  • развивать коммуникативные навыки,
  • развивать способность к согласованному взаимодействию.

Материалы:

  •     иллюстрации с изображениями картин зимней природы,
  •     индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка,  
  •     наборы   элементов для создания картины зимнего леса и картины  

    зимнего города,  фигурка Деда Мороза,

  •     магнитная доска,
  •     рисунки следов птиц, зверей,
  •     игра «Собери картинку»,
  •     письмо Деда Мороза.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Ход образовательной деятельности.

Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения зимнего леса: Посмотрите ребята, как красив лес зимой! Какие изображения зимнего леса вам особенно нравятся?

Воспитатель:  А какой самый весёлый и любимый зимний праздник детворы?

Ответы детей. Новый год.

Воспитатель.  Это - Новый год!  А какого гостя на Новый год мы ждём больше всех?

Ответы детей. Деда Мороза, Снегурочку.

Воспитатель:  Конечно, Деда Мороза! До Нового года осталось совсем немного времени.  И у Дедушки Мороза наступает горячая пора.

У Дедушки Мороза здоровье хоть куда!

Его не испугают любые холода.

Пускай повсюду стужа, а вовсе не жара -

У Дедушки Мороза горячая пора.

У Дедушки Мороза работа по душе,

Он нужен в каждом доме, на каждом этаже.

Он дарит нам подарки, и все кричат: "Ура!" -

У Дедушки Мороза горячая пора.

А где живёт Дедушка Мороз?

Ответы детей. На севере, в Великом Устюге.

Воспитатель:  Дедушка Мороз живёт далеко на севере. В Новогодний праздник ни один ребёнок не должен остаться без подарка, и Дедушка Мороз отправляется в долгий путь. А путь его лежит через леса, реки, города.

Воспитатель:  Ребята,  а вы любите путешествовать?

Ответы детей. 

Воспитатель: Сейчас мы вместе с Дедом Морозом отправимся в путешествие.

Практическая часть.

I. CОЗДАНИЕ КАРТИНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА.

Дети садятся за столы. На них  - индивидуальные фланелеграфы и  элементы природы для создания картины зимнего леса.

 Воспитатель. Ребята, мы будем создавать  картины тех мест, по которым будем путешествовать вместе с Дедом Морозом.

Наше путешествие начинается!

Вышел Дед Мороз из своего терема и зашагал по лесу. А в зимнем лесу тихо, спокойно. Важно Дед Мороз ступает по снегу. Снега в лесу много. А какой снег в лесу?

Ответы детей. Белый, мягкий, пушистый…

Воспитатель. Снег в лесу белый, ведь его никто не пачкает, а ещё рыхлый, потому что его никто не утаптывает. А когда в лесу стоит морозная погода, тогда снег может быть и скрипучим.

Давайте изобразим на фланелеграфах снег.

Идёт Дед Мороз по чистому, белому  снегу, смотрит на деревья, не замёрзли ли они?. 

А какие деревья встречает на своём пути Дедушка Мороз?

Ответы детей. Сосны, ели, берёзы, осины…

Воспитатель. Поместите на свои картины деревья зимнего леса.

Воспитатель. Идёт Дед Мороз, любуется красотой зимнего леса и встречает множество следов.

Вот он видит такие следы.

(Воспитатель показывает рисунок с изображением следов птиц).

Чьи это могут быть следы, ребята?

Ответы детей. Следы птиц.

Воспитатель.  А каких птиц можно встретить в зимнем лесу?

Ответы детей. Дятел, клёст, снегирь…

Воспитатель. Давайте найдём изображения тех птиц, которые живут в зимнем лесу, и выложим их на фланелеграфе.

Мы продолжаем своё путешествие с Дедом Морозом и видим ещё следы.

Воспитатель показывает рисунок с изображением следов зверей.

А чьи это следы, как вы думаете?

Ответы детей. Лисы, волка…

Воспитатель. Это следы зверей.

Дед Мороз вышел на полянку и заметил, как недалеко проскакал кто-то абсолютно белого цвета. 

Кто же это мог быть?

Ответы детей. Зайчик.

Воспитатель. Это заяц-беляк.  

Вдруг Дедушка Мороз услышал треск. Из-за деревьев вышел… 

Кто же это мог быть?

Ответы детей. Лось…

Воспитатель. Это мог быть лось или кабан. А какие ещё звери могли встретиться Деду Морозу в зимнем лесу?

Ответы детей.  Белки…

Воспитатель предлагает найти изображения животных, которых можно встретить зимой в лесу и поместить их на Фланелеграф. 

Воспитатель. Вот путь  Деда Мороза пересекает река. 

Может ли Дед Мороз пройти через реку? 

Ответы детей. …

Воспитатель. Реки зимой, как правило, замерзают.

Стоит морозная погода, лёд сковал реку, и наш Дедушка Мороз переходит через неё. 

Посмотрите на свои картины зимнего леса, как вы думаете, чего не хватает на них?

 Ответы детей. Облаков, солнышка…

 Воспитатель. Зимой мало солнечных дней, и солнце не всегда видно.

(Детям предлагается  дополнить картины изображением солнца и облаков).

Картины зимнего леса получились очень красивыми, на них есть  снег,  деревья, солнце и облака, птицы и звери.

А правильно ли мы всё сделали? Посмотрите свои картины и картины ваших соседей, нет ли там ошибок.

 (Воспитатель уточняет, что ели и сосны зимой такие же, как и летом, а другие деревья без листьев, не всех обитателей леса можно встретить зимой, так как они впадают в спячку, а многие птицы улетают на юг). 

Если есть ошибки, давайте их исправим.

(Дети проводят работу над ошибками).

Теперь наши картины и красивые, и правильные.

II. CОЗДАНИЕ КАРТИНЫ ЗИМНЕГО ГОРОДА.

Воспитатель:  Продолжаем путешествие. Наш Дедушка Мороз вышел  из леса, и вот он уже  в городе. 

(Дети встают из-за столов и подходят к магнитной доске, на которой вместе с воспитателем будут выкладывать зимний город).

Вот идёт он по городу и замечает, что снег в городе совсем другой.

А какой снег в городе, ребята?

Ответы детей. …

Воспитатель.  В городе снега не так много как в лесу. Да он и не рыхлый,  а утоптанный, и не такой чистый, как в лесу. Почему же снег в городе отличается от снега в лесу?

Ответы детей.  …

Воспитатель.  В городе много людей, которые утаптывают снег, много машин, а также предприятий, заводов. И от выхлопных газов снег становится грязным и тает.

(Воспитатель с детьми выкладывает на магнитной доске снег). 

Идёт Дед Мороз по городу и много непривычного видит: кругом огни горят, дома высокие к небу тянутся, совсем как деревья.

А что ещё видит Дед Мороз в городе?

Ответы детей. Магазины, машины, заводы…

(Воспитатель предлагает детям выложить на доске изображения элементов города).

Воспитатель. Ребята, а каких птиц можно встретить в городе? Каких птиц видели зимой в городе вы?

Ответы детей. Голубей, воробьёв, ворон…

(На магнитной доске выкладываются изображения городских птиц).

Воспитатель. А каких животных Дед Мороз может встретить в городе?

Ответы детей. Кошек, собак.

(Выкладываются изображения животных, которые живут в городе).
Воспитатель.  А солнце и облака такие же, как в лесу?!

Ответы детей. …

Воспитатель. Иногда в городах солнце плохо видно из-за дыма (смога).

 Все дома обошёл Дед Мороз, все детские сады и школы. Всем детям раздал подарки. Устал. Да и поспешил обратно в лес. Ведь в родном лесу куда лучше, чем в городе.

Ребята, как вы думаете, почему Дедушка Мороз не задержался в городе, а поспешил к себе домой – в свой терем в лесу?

Ответы детей. 

Воспитатель. Воздух в городе не такой свежий, как в лесу.  Животных  мало. Птиц тоже не много. Очень шумно в городе. А Дедушка Мороз любит тишину, зверей и птиц, свой лес. Так и живёт Дед Мороз подальше от людей, на севере. А к людям в Новогодние праздники выбирается,  уж очень он детей любит. А на прощание подул Дед Мороз холодным воздухом, да так, что сильный ветер поднялся, замела метель и принесла с собой снег. Стало в городе светло, свежо и чисто, как в лесу.

Заключительная часть.

Воспитатель:   А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку».  Одна картина с изображением зимнего леса,  другая – зимнего города.

(Дети делятся на две группы, одна группа собирает картинку зимнего леса, а другая зимнего города).

Воспитатель:    И лес, и город для человека очень важны.  Давайте бережно относится к тем местам, которые так нужны для нас, и вести себя так, чтобы ничего в лесу и в городе  не испортить.  А почему же нужно вести себя именно так? Может это и не столь важно?

Дети самостоятельно делают выводы (Природа леса чище и здоровее. О природе нужно заботиться, не засорять её. А если природа заболеет, то и человек заболеет).

А воспитатель резюмирует ответы детей и желает детям совершить прогулку в лес, в парк,  предлагает нарисовать картины зимнего леса.

Воспитатель: Смотрите ребята, письмо лежит. Давайте прочтём его.

Дорогие ребята!!!

Большое вам спасибо за то,

 что провели со мной сегодняшнее путешествие.

Вы мне очень понравились!

Вы хорошо знаете лес и его обитателей.

Я знаю, что вы будете любить нашу родную природу, её богатства – леса, реки, озёра и всё, что есть на нашей красивой Планете.

Спасибо вам  ещё раз.

Ваш Дедушка Мороз.

    ЛИТЕРАТУРА.

  1. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа», ООО «Карапуз-дидактика», Москва 2005г.
  2. Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно»,  Линка-Пресс, Москва 2004г.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание», № 5, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения Подарок Деду Морозу

В конспекте "Подарок Деду Морозу" представлен один из вариантов организации новогоднего утренника, цель которого расширить и уточнить знания детей о Новом годе, о новогоднем празднике, о народных трад...

План – конспект занятия «Путешествие Деда Мороза по Губахе»

Группа: средняяПредмет: развитие речи + конструирование (обр. область «Коммуникация» +»Познание»)Тема: «Путешествие Деда Мороза по Губахе»Этап обучения по данной теме: основнойТип занятия: интег...

Конспект интегрированного занятия "Деды Морозы разных стран"

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Деды Морозы разных стран"....

Конспект ООД "Мастерская Деда Мороза"

Изготовление елочных украшений из бросового материала...

Конспект занятия "Мастерская Деда Мороза" в группе раннего возраста

Аппликация, ручной труд развивают с ранннего возраста мелкую моторику рук детей, что способствует их общему развитию....