моделирование в экологическом воспитании дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме

Абдрашикова  Анжела  Фатыховна

сообщение на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_modelirovanie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится быть любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

       Целью  экологического воспитания дошкольников является формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой. Для достижения цели мы решаем следующие задачи:

1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;

 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;

3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;

4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;

5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;

 6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

      Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними.

         Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность мы развиваем  и познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Мы учим детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — все это  позволяет нам готовить их к дальнейшему успешному обучению. И в этом нам помогает моделирование .

      Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или компонентами.

     Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе по экологическому воспитанию детей, мы используем  разные виды моделей.

1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов

З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

       В предметные модели воспроизводят конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Во время наблюдений на прогулке  ребята рассматривают  бабочку, стрекозу, жука, сравнивают их по внешнему виду, по способу передвижения, находят сходство и различие. В группе мы совместно с детьми  изготавливаем из бумаги или другого материала изображения насекомых, с которыми ребенок может оперировать вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его условия проживания. Во время изучения обитателей соленых и пресных водоемов мы создавали модели моря и пруда, дети отмечали с помощью игрушек-моделей особенности животного мира . Во время игры «Природная семейка» дети устанавливали взаимосвязи в животном мире, отмечали изменения, которые произойдут при исчезновении того или иного вида. Таким образом, подходили к выводу о значении каждого вида в природе.

    Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Наблюдая за свойствами воды, вместе с  детьми с помощью условных знаков отмечали действия предметов (тонут в воде или нет, растворяются или нет), из чего в последствии делали выводы о свойствах воды. Рассматривали схемы «Состояние воды», «Значение воды».  Наблюдая за ростом лука, дети отмечали все этапы его роста, количество дней необходимых для каждого этапа,  также отмечали условия роста. В последствии  они могли рассказать по схеме все о росте  растения. В игре «Птичья пирамидка» дети, раскладывая кольца, рассказывают о птице: об образе ее жизни (домашняя или дикая, перелетная или зимующая), о местах обитания (водоплавающая или нет). В игре «Кто, где живет?» дети рассказывают об обитателях рек, морей, болот. Наблюдая за природой на прогулках, мы стараемся сравнивать явления и предметы природы. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счет введения сравнительных прилагательных: “Летом день длинный, а осенью короче”; “Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее”; “Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот”. Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы о природе помогали детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов.

         При ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями природы мы успешно применяли  графическую модель: календарь природы, в котором регулярно фиксировали состояние природы. В течение одной недели каждого месяца  совместно с детьми наблюдали  за погодой, растительным и животным миром. Наблюдая за состоянием природы, дети с помощью символов отмечали  облачность, осадки, за какими птицами наблюдали, наличие и силу ветра, природные явления (гроза, заморозки, роса и т.п.) . В процессе наблюдения дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. После мы сравниваем погоду в начале, середине и конце каждого сезона,  в разные времена года. На этапе обсуждения результатов наблюдений дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на разных страницах календаря состояния меняющегося явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливать простейшие закономерности. Развитие логического мышления в процессе работы с календарем неразрывно связано с речью, которая служит и средством его активизации, и содержанием, т.е. календарь (модель) служит наглядным средством обучения дошкольников.

      В беседах о природе мы широко используем не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины помогают расширять знания детей о мире природы, уточнять их представления о внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.

     Дидактические картины целесообразно использовать на первоначальных этапах обучения, когда знания детей еще  недостаточны и умение рассмотреть картину, выделить главное в ней - несовершенно. Если же дети имеют уже определенные знания, они могут в достаточной мере разобраться в замысле художника.  

     Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. Мы предлагаем детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель». Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

   Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Демонстрации моделей используется и для обобщений, а на этой основе - для систематизации знаний детей.

        Таким образом, применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

- формирует цельное представление об экосистемах и временах года.

             Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.

В старшем дошкольном  возрасте дети успешно применяют метод моделирования для систематизации знаний об окружающем мире.

            Работа по экологическому воспитанию необходимо вести в тесном взаимодействии с родителями, при этом мы используем различные формы:

- тематические беседы;

- библиотека для родителей;

- информационные доски;

 - домашние задания;

- индивидуальные беседы;

 - анкетирование;

.-экологические акции – конкурсы: «Золотая осень», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».

Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя, детей и родителей.  

   Таким образом, моделирование является важным средством формирования у дошкольников разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Оно успешно дополняет наблюдения за природой, существенно расширяет круг явлений, которые доступны познанию дошкольников. Моделирование   является одним  из эффективных  методов ознакомления детей с природой.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский                                                               сад комбинированного вида №47 «Лесная сказка»

               

                   Моделирование

 в экологическом воспитании дошкольников

                     сообщение на педсовете

                                                           воспитатель: Абдрашикова АФ

                                г. Егорьевск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемат...

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека , так же как человека с природой , известна издавна. Но в настоящее...

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Такой  мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...

Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”

laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...

Использование метода моделирования для экологического воспитания дошкольников

В презентации представлены основные понятия метода "моделирования" применительно к экологическому воспитанию дошкольников. Приведены примеры разных моделей, отмечены особенности использовани...