Моделирование в экологическом воспитании дошкольников.
статья по теме

Зеленова Елена Павловна

 Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека , так же как человека с природой , известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем  дошкольном детстве. Именно на этапе  дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы .Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

 Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования

Процесс  познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе,  например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе  деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Что такое модель и  моделирование?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

 Исследования ученых психологов ( Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А ) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой , способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Метод моделирования используется тогда ,когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности.  Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

Модель-это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей- называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений),  а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:

-предметные.  ( в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь   частей объектов.  Технические игрушки, модели построек.)

-предметно-схематические.  ( В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. )

-графические.   ( графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)

 

Цель  моделирования  в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:                                                                                                                                                           

-  Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

-  Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

-  Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

-  Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом   интеллектуальному развитию дошкольников.

 

Особую роль в  работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала  мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с  мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи , направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления;  преобразования из абстрактных символов в образы;  развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
 

Работа состоит из нескольких этапов:

1.Рассматривание  и разбор таблицы.

2.Преобразование из абстрактных символов в образы.

3.Пересказ;

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.

 

В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне  - и я забуду, покажи мне – и я запомню,  вовлеки меня – и я пойму».

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения , которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

 

Используемая  литература:

Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной  научной конференции. (г.Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.- С.60-62.

Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека , так же как человека с природой , известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем  дошкольном детстве. Именно на этапе  дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы .Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.

 Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования

Процесс  познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе,  например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.

Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе  деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Что такое модель и  моделирование?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

 Исследования ученых психологов ( Эльконин Д.Б, Вегнер Л.А ) , доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой , способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.

В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.

Метод моделирования используется тогда ,когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности.  Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.

Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.

Модель-это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей- называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений),  а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:

-предметные.  ( в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь   частей объектов.  Технические игрушки, модели построек.)

-предметно-схематические.  ( В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. )

-графические.   ( графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)

Цель  моделирования  в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:                                                                                                                                                          

-  Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.

-  Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.

-  Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.

-  Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом   интеллектуальному развитию дошкольников.

Особую роль в  работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала  мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с  мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи , направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления;  преобразования из абстрактных символов в образы;  развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении. 

Работа состоит из нескольких этапов:

1.Рассматривание  и разбор таблицы.

2.Преобразование из абстрактных символов в образы.

3.Пересказ;

4.Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.

В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне  - и я забуду, покажи мне – и я запомню,  вовлеки меня – и я пойму».

Использование моделирования является тем самым средством вовлечения , которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.

 

Используемая  литература:

Романенко О.Г., Данилова Л.И., Дорошина Т.В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной  научной конференции. (г.Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.- С.60-62.

Николаева Н.С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.-М.,1995г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность педагога и дошкольника, направленная на построение моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемат...

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Такой  мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...

Мастер -класс для педагогов ДОО "Моделирование в экологическом воспитании дошкольников”

laquo;Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»...

Использование метода моделирования для экологического воспитания дошкольников

В презентации представлены основные понятия метода "моделирования" применительно к экологическому воспитанию дошкольников. Приведены примеры разных моделей, отмечены особенности использовани...