Картотека наблюдений за сезонными изменениями в природе для младших групп.
картотека (окружающий мир, младшая группа) по теме

Рыкова Елена Михайловна

В картотеке представлен материал для наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью ( за погодой, цветником, птицами, животными)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_nablyudeniy_dlya_mladshey_gruppy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за сезонными

изменениями  в природе.

Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях

Ход наблюдения.

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и рощах пусто и уныло

Птички улетели.

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны – темны ночи.

Загадки. Висят на ветке, золотые монетки(осенние листья). Без рук, а холст ткет(паук)

Наблюдение за цветником.

Цель: формировать представление о том,

что цветы – живые, они растут и изменяются.

Ход наблюдения

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Вопросы.

  • Какими стали цветы на клумбе?
  • Почему они завяли?
  • Что надо сделать, чтобы цветы весной снова выросли?(собрать семена)

Наблюдение за вороной.

Цель: расширять знания о вороне, воспитывать

любознательность и интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения

  • Как выглядит ворона?
  • Чем она питается?
  • Зимующая или перелетная эта птица?
  • Как ворона кричит?

Наблюдение за погодой.

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений.

Ход наблюдения

  • Какое сейчас время года?
  • Как вы догадались?
  • А знаете, куда мы сейчас пойдём?
  • Что растёт в огороде?
  • Как это можно назвать одним словом?
  • Кто из вас знает загадки про овощи?
  • Где растут овощи?

Наблюдение за воробьём.

Цель: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений, активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения:

  • Как выглядит воробей?
  • Чем он питается?
  • Как передвигается?
  • Как поёт?

Наблюдение за берёзой.

Цель: продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения:

  • Какой высоты берёза?
  • Где ствол у берёзы широкий, а где узкий?
  • Ветки у березы толстые или тонкие?
  • Какого цвета ствол у березы?
  • Как можно сказать про берёзку?
  • Какого цвета листья у берёзки?

Предложить детям полюбоваться красотой берёзы. Можно её обнять,  погладить и сказать: « Расти милая берёзонька ,радуй добрых людей».

Наблюдение за собакой.

Цель: формировать представления о внешнем виде собаки, воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

Ход наблюдения

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперёк.

Две медали на груди, лучше в дом не заходи (Собака)

  • Как выглядит собака?
  • Где она живет?
  • Чем питается?
  • Кто ухаживает за собакой?

Наблюдение за листопадом.

Цель: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад», воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,

Полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекою,

А это, скажите мне, время какое?

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды,

И не видно радуги, и не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём.

  • Почему осень называют золотой?
  • Какое явление называют листопадом?
  • Как вы думаете, что будет снится осенним листьям?

Наблюдение за погодой.

Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа, учить сравнивать природные изменения, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

 Замолчал кузнечик,

Заготовлены дрова

На зиму для печек. С. Маршак.

  • Какие изменения произошли в природе?
  • Какое стало небо?
  • Как часто светит солнце?
  • Идёт ли дождь?

Наблюдение за перелётными птицами.

Цель: расширять представление о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода.

Ход наблюдения:

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в тёплые края.

  • Какие птицы улетают в тёплые края?
  • Зачем они это делают?

Наблюдение за птицами.

Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Ход наблюдения:

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек – пташка,

Серая рубашка.

Откликайся воробей

Вылетай – ка, не робёй.

  • Какая птица больше – голубь или воробей?
  • Как передвигается воробей?
  • Как передвигается голубь?
  • Как кричат воробей, голубь?

Наблюдение за птицами.

Цель: уточнить представление о наличии лап у птиц и их функции.

Ход наблюдения:

Птичка, птичка, вот тебе водичка,

Вот тебе крошки на моей ладошке.

  • Сколько лап у птиц?
  • Чем они отличаются от лап животных?
  • Для чего нужны птицам лапы?
  • Чем заканчиваются лапы у птиц?
  • Сколько пальцев на их лапах?

Наблюдение за рябиной.

Цель: закрепить знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время гола.

Ход наблюдения: Уже клич отзвенел журавлиный,

        Давно уж осыпался сад.

        А яркие гроздья рябины

        Всё также, свисая, горят.

Рябина спасает от голода многих птиц и животных (медведь, лось, снегири, свиристели).

Наблюдение за елью.

Цель: познакомить с особенностью ели, по которым её легко выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения: Что же это за девица?

        Ни швея, ни мастерица.

        Ничего сама не шьёт,

        А в иголках круглый год.

Ель похожа на пирамидку, веточки её короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелёными иголками. Она зелёная зимой и летом. А ещё ёлочка пахнет.

        Наблюдение за сорокой.

Цель: обогащать знания о жизни птиц ранней осенью.

Ход наблюдения:   Бела, как снег,

        Черна, как жук,

        Вертится, как бес,

        Повернулась и в лес.

  • Чем она питается?
  • Нужна ли помощь птицам осенью?
  • Чем покрыты туловище и голова сороки?
  • Что помогает сороке перелетать с места на место?
  • Сколько у неё лапок?
  • Чем она питается в лесу?

        Наблюдение за рябиной.

Цель: познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев, воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения:   Весной зеленела,

        Летом загорела,

        Осенью надела

        Красные кораллы.

  • Какие части рябины вы знаете?
  • Какой формы листья?
  • Какого они цвета?
  • Ягоды нужны только для красоты или ещё чего – то?
  • Каковы они на вкус?
  • Какого они цвета и формы?

Наблюдение за осенним дождём.

Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе(небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь)

Ход наблюдения:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле.

  • Когда идёт моросящий дождь, затяжной?
  • Какое настроение он вызывает?
  • Как природа реагирует на дождь?
  • Что такое лужи?
  • Как выглядят облака и небо?

        Наблюдение за осенними листьями.

Цель: показать многообразие красок золотой осени.

Ход наблюдения:

Сидит – зеленеет,

Упадёт – пожелтеет,

Лежит – почернеет.

Когда это бывает? (осенью)

  • Почему желтеют листья?
  • Какого цвета они ещё могут быть?
  • Что с ними происходит и почему?

Летом в листьях есть специальное вещество – хлорофилл, которое придаёт листу зелёную окраску, когда лист опадает это вещество распадается.

Наблюдение за кошкой.

Цель: закрепить представление о характерных особенностях кошки.

Ход наблюдения:   Острые ушки,

        На лапках подушки.

        Усы, как щетинка,

        Дугою спинка.

        Днём спит, на солнышке лежит,

        Ночью бродит, на охоту ходит.

  • Где живёт кошка?
  • Кто ухаживают за ней?
  • Как выглядит кошка, каковы её повадки?
  • Чем питается кошка?

Наблюдение за синицей.

Цель: знакомить с синицей, её повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения: Синица расписная , свистит не уставая.

  • Что это за птица?
  • Как она выглядит? Какого она цвета?
  • Чем питаются синицы?
  • Как люди заботятся о них?
  • Как люди заботятся о них?

Наблюдение за погодой.

Цель: учить самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в природе зимой.

Ход наблюдения:

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки.

Говорят, он – Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

  • На улице тепло или холодно?
  • Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?
  • Как были одеты люди летом?

Наблюдение за берёзой и рябиной.

Цель: формировать знания о жизни растений зимой, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

  • Какие деревья и кустарники вы знаете?
  • По каким характерным особенностям можно узнать берёзу и рябину?
  • Как чувствуют себя деревья зимой?
  • Для чего нужен снег деревьям?
  • Что может произойти, если  много снега на ветках или он очень влажный?
  • Что делают зимой деревья?

Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

Ход наблюдения:

Ветер – ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

  • Есть ли ветер?
  • Откуда он дует?
  • Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легко?

Наблюдение за вороной.

Цель: продолжать знакомить с вороной, углублять знания о её обитании, внешнем виде, питании, размножении, воспитывать гуманные чувства к птицам.

Ход наблюдения:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

И зовут её…(ворона)

  • Какие у вороны клюв, хвост, крылья?
  • Эта птица улетает в тёплые края или нет?
  • Чем питается?
  • Где живёт?
  • Есть ли у неё враги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Конструкт организации наблюдений за сезонными изменениями в природе

Экологическое воспитание детей седьмого года жизни.Образовательная область: «Познавательное развитие»Тема: «Приметы весны»Форма НОД: экскурсия на природуВиды деятельности: игровая, двигательная, комму...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

СентябрьПрогулка  1Наблюдение за сезонными изменениями в природеЦели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее)...

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать прим...

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе

Календарь для изучения сезонных изменений в природе...