Конструкт организации наблюдений за сезонными изменениями в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алексеева Валентина Анатольевна

Экологическое воспитание детей седьмого года жизни.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Приметы весны»

Форма НОД: экскурсия на природу

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_2.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемый результат:

  • У ребенка сформированы представления об объектах окружающего мира.
  • Ребенок обладает развитым воображением, обладают установкой положительного отношения к окружающему миру.
  • Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы.
  •  Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, интересуется причинно-следственными связями.
  • Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать.  
  • Ребенок знает правила поведения в природе и правила дорожного движения.
  • У ребенка сформировано бережное отношение к природе, доброжелательные отношения к окружающим.

 Цель: Закреплять знания детей о признаках весны в непосредственной близости с природой.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

 Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу, окружающим.
  • Стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.

Развивающие задачи: 

  • Сформировать представления об объектах окружающего мира -  деревьях, кустарников, птиц, о весеннем периоде.
  • Развивать любознательность; психические процессы: память, мышление, воображение.
  • Сформировать представления о свойствах объектов окружающего мира и причинно-следственной связи.

Обучающие задачи:

  • Учить детей наблюдать и обобщать представления о сезонных явлениях природы.
  • Закреплять правила поведения в природе и знания детей правил дорожного движения.

Учить Машу и Олю действовать вместе (дать задание на совместную деятельность)

Развивать у Кати память (запоминать и анализировать увиденное в парке)

Учить Гену и Колю наблюдать за явлениями в природе.

   

Принципы дошкольного образования (ФГОС): содействие и сотрудничество детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

 Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

 Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип природосообразности, целостности, научности.

Методы:

Словесные: беседа, объяснение

Наблюдения

Игровая ситуация.

Метод формирования социального опыта детей.

Проблемная ситуация.

 Ситуация свободного выбора

Учебно-методический комплект:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа (под ред. Н. Е. Вераксы). – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011.

Средства воспитания и обучения: лупы, костюм «Весна», фотоаппарат, корзина для природного материала, напоминающие знаки (изготовленные в совместной деятельности при подготовке к экскурсии).

Формы организации: фронтальная.

Предварительная работа: чтение художественное литературы, рассматривание иллюстраций и репродукции картин русских художников на тему «Весна», фиксирование в календаре наблюдений погоды и изменений в природе.

Ход экскурсии-занятия:

Этапы

Методы

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность

Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность

Проблемная ситуация

Ребята, нам сегодня пришло приглашение от Весны. Она приглашает нас на экскурсию в парк. Хотите пойти?

Устанавливает контакт с детьми.

  • Стимулирует интерес.
  • вовлекает в совместную деятельность

Устанавливают контакт с педагогом. Отвечают.

Выбор детей.

Подготовка к экскурсии

Задача: Закреплять знания детей правил дорожного движения. Развивать любознательность, мышление

Беседа

Ситуация свободного выбора

Но прежде чем мы пойдём в парк, давайте подумаем, для чего нас приглашает Весна?

Как дойти до парка?

Что возьмем с собой? А для чего мы это всё возьмём?

Воспитатель предлагает составить маршрут, подумать, что возьмём с собой.

Выслушивает варианты детей

Предположения детей

Объяснения детей. Повторяют правила поведения в парке, по дороге в парк.

Обоснуют ответы

Самостоятельность

Знание правил

Выбор предметов

Ход экскурсии

Беседа

Наблюдения

Объяснение

Игровая ситуация

Ситуация свободного выбора

Метод формирования социального опыта детей

Весна: Здравствуйте, дети. Я очень рада, что приняли моё приглашение и пришли ко мне в гости.  Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь?

 Воспитатель: Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны.

Весна: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Приглашаю вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Весна: Ребята, нас с вами встречает аллея, какие деревья растут вдоль дорожки? (клены). Значит, как называется аллея? Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним. В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? Что вы знаете об этом дереве?

Весна: Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты... (березку)!

- Посмотрите, что произошло с почками? Почему?

- А это что за дерево?  Что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб). 

Какую пользу приносит дерево человеку?

Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше? Как узнали?

Чем отличается кора? Как человек использует древесину этого дерева?

- Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые?

Воспитатель: Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать?

Весна: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу или в бинокль. Что необычного мы увидели в весеннем парке?

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите?

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!  

Весна: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом?  Как люди готовятся к встрече перелётных птиц?

А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами.

Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это (скворцы и др.)? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

Воспитатель с детьми приходят в парк, где их встречает Весна.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

  • Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.

Предоставляет возможность детям обсудить

Организует на самостоятельную деятельность и проявление инициативы.

Создание на совместную деятельность (Маша и Оля)

Поощрение к ответам, рассуждениям.

Инд.раб. с Геной и Колей

Инд.раб. с Катей

Дети гуляют по парку, наблюдают, рассматривают

Вступают в диалог

Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них.

Дети повторяют признаки весны.

Дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу.

Делятся знаниями

Повторяют правила

Самостоятельно наблюдают

Рассуждают

Делают выводы, анализируют деятельность

Рассказы из личного опыта.

Выражают собственные суждения, высказывания. Выстраивают логическую цепочку

Самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы, интересуется причинно-следственными связями

Склонен наблюдать, экспериментировать

Сформированы представления об объектах окружающего мира

Обладает развитым воображением, обладают установкой положительного отношения к окружающему миру.

Проявляет любознательность, задаёт вопросы

Сформировано бережное отношение к природе

Физминутка.

Упражнение «Отгадай и присядь»

Задача: Снять нервное и мышечное напряжение.

Игровой

Весна: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Молодцы, вы все знаете, какие птицы зимуют у нас, а какие прилетают толькот весной.

Наблюдает за детьми

Поощряет малоактивных.

Двигательная активность детей

Демонстрируют физическую активность, самостоятельность

Осуществляют выбор изображения птиц

Беседа

Наблюдения

Объяснение

Ситуация свободного выбора

Метод формирования социального опыта детей

Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.

  • Над цветком она летала,

      И пыльцу из цветка собирала.

      Полосатая она.

      И зовут её... (пчела)

  • Летит — жужжит,

      Сядет — молчит (жук).

  • На берёзовую ветку

 Кто сушить

 Повесил сетку? (паук)

- Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились.

-  А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Весна: Ребята, как выглядит земля?

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? Для чего люди создают парки?

Поощрение к ответам, рассуждениям.

Рассуждает и обсуждает с детьми

Отгадывают загадки

Рассуждают, объясняют

Самостоятельно наблюдают

Рассматривают землю, проталины

Самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, интересуется причинно-следственными связями

Сформированы представления об объектах окружающего мира

Сформировано бережное отношение к природе

Подведение итогов.

Задача: Углубление, систематизация и обобщение знаний, приобретенных детьми

Беседа

Метод формирования социального опыта детей

Весна: Понравилось вам в парке? Что нового вы узнали? Что чувствовали при этом?

Дети, я хочу подарить вам веточки с набухшими почками и предложить понаблюдать за ними в группе.

Воспитатель: Попрощаемся с Весной, с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка. Для чего?

На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны».

Предлагает начинать со слов «Я узнал(а)…», «Было интересно узнать …»

Воспитатель предлагает пособирать веточки, замысловатые палочки, кору деревьев, чтобы в группе сделать поделки, а потом – выставку детских работ и фотовыставку фотографий детей на экскурсии

Делятся впечатлениями

Ставят палочки с напоминающими знаками, изготовленные совместно с воспитателем

Умеет размышлять, заниматься самоанализом

Сформировано доброжелательное отношение к окружающим.

Выбор сбора природного материала

Послеэкскурсионная работа.

Задача: Дальнейшее развитие интересов детей, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

Ситуация свободного выбора

В дальнейшем дети совместно с воспитателем изготовляют поделки, оформляют фотовыставку «Встреча с Весной».

Продуктивная деятельность детей: изготовление поделок.

Выбор средств и материалов для изготовления поделки

Выставка и фотовыставка

Примечание. Во время экскурсии воспитатель фотографирует детей и их деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);—учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;—...

Картотека наблюдений за сезонными изменениями в природе для младших групп.

В картотеке представлен материал для наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью ( за погодой, цветником, птицами, животными)...

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

СентябрьПрогулка  1Наблюдение за сезонными изменениями в природеЦели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее)...

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать прим...

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе

Календарь для изучения сезонных изменений в природе...

Фотоотчет "Наблюдения за сезонными изменениями в природе"

Фотоотчет о ежедневных наблюдениях на прогулке за изменениями в природе в весннний период....