конспект занятия "Что такое болото!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бирюкова Светлана Александровна

конспект занятия для старших групп. Рекомендую для детских садов Ханты-Мансийского автономного округа - личная разработка с использование мстихов поэтов нашего округа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Что такое болото60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста

«Что такое болото»

Цель: обогащение знаний старших дошкольников о природных богатствах малой родины - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программное содержание: 

  • формировать у  детей представление о болотах как части природы;
  • учить детей использовать накопленные ранее знания при изучении и обследовании вещества;
  • уточнить представления детей о том, какие полезные ископаемые залегают на территории нашего округа;
  • закрепить знания дошкольников о разнообразии животных и растений болота;
  • побуждать детей проявлять патриотические чувства;
  • развивать выразительность речи при прочтении стихов;
  • продолжать развивать навыки связной речи: умение выражать свою мысль в предложении; говорить распространёнными предложениями;
  • воспитывать стремление проявлять себя на занятии как экологически-грамотную личность.

Словарная работа:

  • обогащение словаря детей: «среда обитания», «природные богатства», «торф», «ондатра»;
  • активизация словаря: Ханты-Мансийский округ, Югра, болото, водяной

Интеграция образовательных областей:

безопасность, коммуникация, познание, физическая культура, здоровье

Предварительная работа:

    рассматривание иллюстраций с изображением болот    

    ХМАО;

разучивание стихов о природе края;

изучение обитателей болот, их особенностей;

чтение книги «Кто живёт на болоте»

рассматривание торфа,

знакомство с его происхождением.

Материалы и оборудование: 

                             музыкальный диск с песней «Я водяной»;

кассета с мелодией « Воздушная кукуруза»

пособие « Торт-болото»;

кроссворд;

лепестки ромашек из бумаги, разложенные на 4-х столиках по темам: животные, растения, ягоды, лекарственные растения;

магнитная доска; цветные магниты;

тарелочки с торфом по количеству детей, влажные салфетки на каждого ребёнка;

костюм Водяного;

тексты загадок на листках кувшинок;

ширма, задрапированная под болото;

Ход НОД:

Дети входят под песню « Я водяной» (из мультфильма «Летучий корабль») и садятся на стульчики. На фоне ширмы, оформленной под болото, сидит печальный «Водяной» (воспитатель).

Водяной: Здравствуйте, дети! Я очень рад вас видеть у меня в гостях.

Ой, горе мне! Сегодня проснулся утром и понял, что ничего не помню: царь я или не царь! Где живу – не знаю, имя своё - и то забыл!

Ребята, помогите мне всё вспомнить, пожалуйста. Если вы разгадаете кроссворд, то я всё вспомню. Я-то сам читать не умею.

(На магнитной доске (или мольберте) вывешен кроссворд с пустыми клеточками, а на столике рядом лежат слова-разгадки, которые дети будут крепить магнитами по контурам слов в кроссворде.

Выкладывает тот ребёнок, который отгадал загадку)

ЗАГАДКИ: 

  • Что за ягода такая, словно небо голубая?  (голубика)
  • Посреди поля зеркало лежит;

    Само как небо голубое, а края зелёные.    (озеро)

  • На моховой кочке посреди болот

        В аленьком платочке ягодка растёт.

   Хоть на вкус она кисла, детям ягодка мила.  (клюква)

  • Мягок, а не пух; зелен, а не трава.         (мох)
  • У кого глаза на рогах, а дом на спине?  (улитка)
  • Чёрный как уголь, жирный как масло;

    И печь истопит, и растения накормит.  (торф)

Водяной:

          Ну, читайте же скорее слово, которое получилось!          (болото)

           Правильно! Правильно! Вспомнил! Я – царь всех болот Водомут 413!

           И живу я на болоте. А вы знаете что такое  болото?

Дети: Болото – это водный запас Земли;

          Это среда обитания многих растений и животных;

          Это начало рек и озёр;

          Это кладовая ягод и лекарственных растений;

          Это богатые запасы полезных ископаемых  нефти и торфа;

          А ещё это очень опасное место. Здесь нужно быть очень осторожным.

          Не вода и не суша – на лодке не проплывёшь и ногами не пройдёшь.

Водяной: А вот с опасностями в моих владениях вам ни за что не справиться!

Дети рассказывают с помощью моделей, какие опасности их могут подстерегать на болоте:

- чтобы не утонуть, нужно взять с собой длинный шест, и прощупывать им дорогу впереди себя;

- увидел змею гадюку – обойди это место стороной, тогда змея тебя не тронет;

- чтобы не испугаться звуков на болоте, помни, что там хохочет филин, а воет выпь;

- не ешь незнакомые ягоды;

- не ходи на болото без взрослых людей, хорошо его знающих.

Водяной: Откуда вы столько про мои болота знаете?

Дети: Мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, где всюду болота.

Водяной: Ребята, расскажите Водомуту стихи о вашем красивом крае и его болотах.

Дети читают вслух стихи поэтов ХМАО:

Я люблю этот край таёжный,

Край суровый, красивый, тревожный.

Топь болот, бесконечную озера гладь.

Сердцу дорого всё! Почему? Не понять.

                                         Н. Выборнова

Здесь так много  воды,

Глаза тонут в воде,

И синее небо тонет в воде,

И солнце, как рыба попавшая в сеть,

Плещется, плещется в синей воде.      

                                          Ю. Шесталов

На сырых болотах тут

Птицы разные живут.

                                          Ю. Шесталов

По ночам здесь выпь ревёт,

Людям страху придаёт.

                                         Ю. Шесталов

Филин жутко там хохочет,

Он найти добычу хочет.

                         Ю. Шесталов

А на кочках моховых

Много ягод вкусных.

                         Ю. Шесталов

О, сколько бусинок багряных

Рассыпано, не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах

Коврами кажутся опять.

                         П. Бровка

Водяной: Ай да молодцы! (встаёт  со стула-пенька)

Ох, спина разболелась от вечного сидения! Научили бы вы меня, ребята, зарядку делать.

Ф/минутка – ритмическая гимнастика «Воздушная кукуруза» из программы «А.В.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Водяной:  А знаете ли вы, что болото похоже на слоёный торт?!

               (Работа с пособием «Торт-болото)

Водяной  рассказывает:

Верхний слой – это растения болота, поэтому он зелёного цвета;

Второй слой – торф – это природное богатство нашего края. Торф – это топливо для печей, удобрение для растений, из него делают воск и лекарства;

Под торфом залегает песок, под ним – подземная вода, в нашем крае она минеральная; и глубоко-глубоко под толстым слоем глины залегает нефть.

На закрепление новых знаний - Водяной даёт каждому набор цветных полосок, и прячет «Торт-болото).

Задание: самостоятельно воспроизвести слои болота по памяти.

Водяной:   Ну что ж, если вы такие умные, то есть у меня для вас один сюрприз. Проходите, не стесняйтесь, парами рассаживайтесь, да загляните в волшебные тарелочки. А в них и есть мой сюрприз. Вы рассмотрите, исследуйте это вещество, да скажите мне, как оно называется. Дети садятся за столы и изучают торф, говорят ответ с пояснениями; руки вытирают влажными салфетками.

Водяной задаёт вспомогательные вопросы:  Как догадались? (черного цвета, маслянистый на ощупь, в нём попадаются веточки, мох.)

Царь: Что же мне  придумать, чтобы вы у меня ещё погостили?! Придумал! Тут у меня кикимора вчера  резвилась, рисунки жителей болотных в ромашки раскладывала. Разделитесь на 3 команды да проверьте: всё ли там правильно!

( Ромашки разложены на столиках; на лепестках одной – растения, на лепестках другой – животные, на лепестках  третьей – ягоды болота, на четвёртой – лекарственные растения болота.)

Задание детям: убрать те лепестки, на которых изображены растения и животные, не живущие на болотах. Задание выполняется под лёгкую музыку.

Водяной:   Ну-ка, Ну-ка, посмотрю,

                  Всё проверю и скажу:

                  Кто ошибку не исправил,  Водомута позабавил.

После выполнения задания дети садятся на стульчики.

Водяной:   Что-то старый видно стал.

                  Вроде всё позабывал!

                  Вы скажите мне ребята:

                  Выпь хохочет или кряква?   (филин)

                  Торф он жидкий или как?  (твёрдый как масло)

                  Кто летает на цветках?   (бабочки)

                  Ну а кто скажите мне, плачет жутко при луне?  (выпь)

                 

                 Что ж  запомню это я.

                  Вы теперь мои друзья!

                  Вы почаще приходите,

                  Старика повеселите!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Что такое хорошо и что такое плохо

Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; закрепить грамматические навыки; навыки слогового чтения; развивать представления об окружающем мире; развивать зрительную и сл...

План -конспект НОД "Такие разные деревья"

План конспект НОД по ФГТ в средней группе...

Конспект НОД "Такие тазные ложки"

Данный материал поможет воспитателю обратить внимание детей на такой привычный предмет - ложку. Дети познакомятся с историей возникновения и разнообразием ложек....

Конспект НОД «Такие разные книги» старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада....

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель.

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель....

Конспект "Что такое снег и лед?"

Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и ль...