Конспект "Что такое снег и лед?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Азарова Инна Петровна

Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и льда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon untitled0.doc63.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия

в старшей группе

Тема: «Что такое снег и лёд?»

Воспитатель:

Азарова И.

МДОУ Д/С №95


•        Тема: «Что такое снег и лед?»

•        Цель: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние

погоды, типичные осадки, явления природы. Доказать через опыты, что

снег и лед — это вода, изменившая свое состояние, вследствие изменения

температуры. Сравнить свойства снега и льда. Развивать связную речь,

умение говорить правильно. Формировать эстетическое отношение к

зимним явлениям.

• Оборудование: пластмассовый стаканчик с крышкой, замороженные

кусочки льда, стакан с водой, миски с холодной и горячей водой, тарелка,

баночка с рыхлым и утрамбованным снегом, термометр.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение «Вы узнаете зиму?» (отрывок):

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

-О каком времени года говориться в стихотворении? -Какие зимние месяцы вы знаете?

-Как изменилась природа зимой?

-Какая погода зимой? (Ответы детей на вопросы)

Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце встает, но мало греет, небо серое с облаками и тучами, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях и проводах выступает иней. Реки и озера покрываются  льдом. И вот сегодня мы с вами познакомимся со свойствами снега и льда.


•        Опыт: Возьмем пластмассовый стаканчик с крышкой. Заполним его водой
до   краев   и   закроем   крышкой.   Поставим   стакан   в   морозилку (предварительная работа).

-Что произошло с водой в морозилке? (Ответ детей).

-Почему же крышка у стаканчика закрыта не плотно? Что произошло?

(Ответы детей).

  • Вывод: Вода при замерзании расширяется и занимает больше места,
    поэтому лед поднял крышку у стаканчика.
  • Опыт: Ребята, давайте сравним два стаканчика: с водой и со льдом. Какое
    вещество более прозрачное лед или вода? (Ответы детей).
  • Вывод: Лёд не такой прозрачный, как вода; чем толще лед, тем он хуже
    пропускает свет. Поэтому в реках, под ледяной крышей в середине дня
    уже вечер.
  • Опыт: Посмотрим на кубик льда. Чем он отличается от воды? (Ответы
    детей.) Вода меняет форму, потому что это жидкость. Можно ли пить лед?
    Лед сохраняет форму, пока снова не превратится в воду. Лед — твердое
    вещество.
  • Опыт: Положим кусочек льда в миску с водой. Что произойдет? Лед
    утонет, или будет плавать? (Ответы детей). Давайте проверим.
  • Вывод: Лед состоит из воды, но намного легче её. Это потому что в нем
    вместе с водой оказываются при замерзании крошечные пузырьки
    воздуха. Они то и не дают льдинке утонуть.

Ребята, что произойдет со льдом при нагревании? (Ответы детей). А как вы думаете, где быстрее растает кусочек льда: в холодной, горячей воде, тарелке. (Ответы детей).Давайте проверим.

•        Опыт: Положить одинаковые кусочки льда в три емкости с горячей водой,
с холодной водой и без воды. Убедится, где быстрее растает лед.

Ребята, давайте закрепим свойства льда, опираясь на опыты. Что же такое лед? (Ответы детей). Лёд-это твердое вещество, которое имеет форму, он не прозрачный и плохо пропускает свет. Лёд состоит из воды, но легче её. При


замерзании вода расширяется и занимает больше места. При высокой

температуре лед тает быстрее и превращается в воду.

Вот такое удивительное вещество лед. А теперь, ребята, давайте поговорим о

снеге. Из чего состоит снег? Какой снег? (Белый, холодный, рыхлый,

непрозрачный).

 Опыт: Возьмем две одинаковые баночки. В одну насыплем рыхлого снега, а в другой снег утрамбуем. Какая баночка оказалась тяжелее? Теперь давайте проверим, в какой баночке снег растает быстрее? Где оказалось больше воды?

Теперь давайте измерим температуру снега.

• Опыт: Наберем в банку снега. Воткнем термометр в снег. Какую температуру показывает термометр? Температура ниже нуля. Потом столбик термометра поднимается вверх к отметке «ноль». Снег становится пополам с водой. А когда столбик поднимется выше нуля, снега в банке не останется.

 • Вывод: Температура снега — ниже нуля, а воды — выше нуля. Давайте сравним баночку с талой водой и водой из-под крана. Чем они отличаются? Талая вода менее прозрачная, чем из-под крана. Это потому что в воздухе были пылинки, частицы копоти. Снежинки по пути к земле собрали их и испачкались. Поэтому воздух после снегопада становится чище. Снег помогает растениям зимой не замерзнуть. Он рыхлый, между снежинками есть частички воздуха, поэтому снег, словно одеяло укрывает нашу землю и сохраняет растения.

Сегодня, ребята, мы с вами доказали, что снег и лед — это вода, которая изменила свое состояние из-за низкой температуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация что такое снег

Что такое снег? Это снежинки- красивые звёздочки, как образуются снежинки? что можносоздать из снега, показ вариантов....

Презентация "Что такое снег?"

Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шес...

Презентация Что такое снег?

Рассматривание снежинок, как они образуются....

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе

Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе....

Познавательно- исследовательский проект «Что такое снег?»

      Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции :анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует поз...

Проект в подготовительной к школе группе «Что такое снег?» и «Что такое лёд?»

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для и...