«Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании у детей младшего дошкольного возраста ».
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

Содержание статьи раскрывает возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование  информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании у детей младшего дошкольного возраста ».

Макогон Елена Анатольевна, воспитатель второй категории, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 99 (МБДОУ д/с №99 г.Таганрог)

  Экологическое образование - это  непрерывный  процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры.

                                                                                                             А.В.Гагарин                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  Использование современных информационно-компьютерных технологий  в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии  обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  1. Предъявление информации на экране компьютера  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

  1.  Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

  1. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
  2. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения.
  3. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

  1. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности.

  1. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

  1. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.  

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Общая  продолжительность занятий с детьми младшего дошкольного возраста должна составлять от 15 до 20 минут. Из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентации, слайд-шоу, фотоальбомы ) еще 5-10 минут.

После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

 Я считаю, что нет необходимости использовать мультимедийные технологии на  каждом занятии, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Компьютер в совокупности с мультимедиапроектором имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения.

Я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

  1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

  2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

  3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

  4. Медиазанятия,  которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.

 Практика показала, что при  использовании компьютерных технологий возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.

 Работа с родителями еще одно направление в моей деятельности. В группе имеется фотоаппарат, телевизор, DVD, с помощью которых традиционные формы работы с родителями, такие как родительские собрания, беседы, групповые мероприятия  становятся интереснее. Используя ИКТ, родители могут посмотреть, как их ребенок растет и развивается в ДОУ.

В своей работе стараюсь привлечь родителей:

1.Даю домашнее занятие: оформление коллекций фотографий, видеоматериалов снятых родителями вместе с детьми во время прогулок в парке, в лесу на природе, на водоемах, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей.

2.Организовываю ежемесячную работу детей и родителей «Защитники природы», где будут проводиться семейные фотовыставки, выставки совместных с детьми рисунков.

3.Фотографирую детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке. И собранный материал демонстрирую на родительских собраниях, что позволяет ближе познакомить родителей с работой, проводимой в детском саду.

  Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что:

 

    - информационно-компьютерные технологии  прочно входят  во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

 Педагоги нашего детского сада организуют разнообразные виды экологической деятельности воспитанниками:

 - Основной – это наблюдение, благодаря которому дети наблюдают за животными, растениями, сезонными явлениями природы. Это помогает понять закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояния от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

- Большое значение имеет практическая деятельность. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке ДОУ позволяет приобрести детям умение, правильные способы практического взаимодействия с природой.

- Особое внимание уделяется такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего, первично-ознакомительного и углубляющее - познавательного типа, на которых у детей формируются различные представления о явлениях природы, понимании взаимосвязей в ней, закономерных процессов. Для проведения  познавательного занятия необходим разнообразный демонстрационный материал, для того, чтобы дети наглядно могли видеть объекты природы, которые невозможно наблюдать непосредственно в ближайшем окружении. Очень часто педагоги остаются неудовлетворенными результатами своей работы с детьми на занятиях, и причина этого кроется в отсутствии необходимого демонстрационного материала природоведческого характера.

Анализ материально – технической базы дошкольного учреждения показал следующее:

-Для приобретения демонстрационного материала по ознакомлению с природой необходимы большие материальные затраты.

-Отсутствие помещения, для хранения большого количества иллюстрационного материала.

-Отсутствие многих необходимых иллюстраций в продаже.

-Неудобство в использовании большого количества иллюстраций на одном познавательном занятии.

-Быстрый износ бумажных иллюстраций.

Решение проблемы: использовать в воспитательно – образовательной работе с детьми информационные компьютерные технологии, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Применение информационных технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности.      

 

Используемая литература.

1. Николаева С.Н. «Юный эколог». «Экологическое воспитание дошкольников»

2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

 

4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по экологическому воспитаниюдля детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Статья: « Экологическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста»

Статья: « Экологическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста»Подготовила: Саламатина Ирина Борисовна,-воспитатель ГБДОУ детский сад № 48Кировского района Санкт- Петербург...

Доклад "Значение экологического воспитания для детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе рассказывается какая работа ведется в младшей группе по экологическому воспитанию, как привить детям желание любить и заботиться о природе....

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста        № 1Кто чем питается?Цель. Закреплять представления детей о пище животн...