Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Равкова Ольга Николаевна

Работа с детьми по исследовательской деятельнсти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию34.03 КБ
Файл Презентация691.55 КБ

Предварительный просмотр:

                             ………… …….дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой природы.

        А. Эйнштейн.

Дошкольное детство—это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Дети по природе  своей исследователи. С большим интересом они участвуют  в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.                                                                                                    

Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).

Наблюдая за детьми, я заметила их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам. Поняв необходимость развития  у детей навыков и умений  опытно-экспериментальной деятельности, я поставила перед собой цель.

Цель моей работы - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента; создание в группе экологического центра, который включает в себя: экспериментальную лабораторию, зеленую зону, мини-мастерскую по экспериментированию с бросовым материалом. Такой центр необходим для того, чтобы ребенок мог сам осуществлять плановые наблюдения, осваивать технику экспериментирования. Для того чтобы формировать представления у детей о возникновении приборов в истории человечества, находить ответы на многие вопросы, устанавливать истину, видеть всё своими глазами, развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и во время работы  в мастерской.

Для достижения этой цели сформулировала следующие задачи.

Задачи:

  1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
  2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (схем, условных знаков, символов и т.д.)
  3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
  5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.
  6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории.
  7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

        В своей  работе  я стараюсь придерживаться следующих основных принципов: принцип научности, адресности, принцип преемственности. Принцип  поэтапности и систематичности; принцип наглядности. Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала… Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми и я придерживаюсь такого принципа, как индивидуальный подход. Также использую в своей практике принцип способности видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе, принцип безопасности.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы  воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать,  действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды - эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.  Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для  детского экспериментирования. Для этого в группе оформила  центр «Науки и экспериментирования» («Кабинет «Кота Ученого») для выполнения  образовательных, развивающих, воспитывающих, стимулирующих, коммуникативных функции. Ребенок в  кабинете «Кота Ученого» чувствует себя ученым, исследователем. В центре «Науки и экспериментирования»  имеются все необходимое для проведения опытов: весы, микроскоп, емкости с сыпучими, твердыми веществами, мерные ложки, увеличительные стекла, магниты, песочные часы; природный, технический, бросовый материал; алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, картосхемы и др.   Для работы подобран  дидактический материал:  картотека игр-экспериментов, опытов;  разные схемы, модели, которые отображают основные свойства веществ: Например  «Свойства воды, воздуха», литература, дидактические игры: «Почемучка», «Дары природы», «Звук, свет, вода», «Мир вокруг тебя», « Логика», «Лото с элементами моделирования», «Времена года»(карточки-модели) и др.  Весь материал , оборудование  находиться в свободном доступе для детей.

В центре «Природы» проводим долгосрочные наблюдения-эксперименты (наблюдения за веточками деревьев и кустарников,  рост и развитие лука в разн6ых условиях)                                                                                                                           Создала мини-музей «Чудо дерево», где дети знакомятся с особенностями, строением и разнообразием деревьев, значением деревьев в жизни людей, необходимостью бережного отношения к природе, воспитания интереса к жизни растений.

В своей работе я применяю много разнообразных методов и приёмов работы с детьми. Работая с детьми по развитию  у них навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности, я заметила, что успешны такие приёмы: как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, решение проблемных ситуаций с персонажами, например: «Сегодня в Простоквашино праздник: кот Матроскин и Шарик  ожидают приезда дяди Федора. У них по этому поводу вышел спор. Они решили угостить дядю Федора молоком из кружки, в которую войдёт больше молока, но не могут никак решить, какую кружку взять. Давайте им поможем». Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Экспериментальную деятельность я организую в трёх основных формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей и занятие. Во время занятий, я стараюсь общаться с каждым ребёнком. Это общение протекает в форме равноправного, доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний и умений. Стараюсь поощрять проявление активности, инициативы, общаться с детьми искренне, откликаться на их просьбы и пожелания, помогать в разрешении споров. Так  на занятии на тему: «Морские знатоки» («Извержение вулкана», «Чудесный магнит»), дети учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг испытали дети от своих « открытий», которые вызвали у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательности: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если», почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в холодный и теплый период. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объёме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия. Использовать инструменты, проговаривать свои действия и формировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • Видеть и выделять проблему;
  • Принимать и ставить цель;
  • Решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  • Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
  • Фиксировать этапы действий и результаты графически.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др. Так с детьми проводила:

  •   Опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, ветром, землёй);
  • Знакомила с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • Знакомила с основными видами движения (скорость, направление);
  • При проведении опытов знакомила детей с правилами техники безопасности.

            В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

            Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

            Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендовала  и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Также для родителей проводила консультации об исследовательской деятельности;  оформляла папки-передвижки по данному вопросу. Одной из форм работы с родителями является анкетирование. По результатам анкетирования, которое было проведено среди родителей нашей группы на тему: «Детское экспериментирование в семье» видно, что родители заинтересованы в развитии  познавательного интереса детей, они способствуют постоянному  совершенствованию их умений и навыков.

Анализируя свою работу. Я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.п.),  стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.

Результат диагностирования детей по экспериментальной деятельности:

Начало года         Конец года

Высокий уровень  21%-5 детей                         Высокий уровень  35%-8детей

Средний уровень  58%-14 детей                       Средний уровень  56%-13детей

Низкий уровень    21%-5 детей        Низкий уровень    9%-2 детей

                                                    Что я слышу-забываю.http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_c3e0c6b8ab7a0a81323247057af38fc3.jpg

Что я вижу - я помню.

    Что я делаю - я понимаю

Конфуций


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детское экспериментирование- средство интеллектуального развития дошкольников 2012-2013г

Слайд 2

……дети любят искать, сами находить. Они всегда чувствуют себя Колумбами , не устают удивляться многочисленным чудесам живой природы. А. Эйнштейн.

Слайд 3

Ц ель :создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.

Слайд 4

Задачи: Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств(символов, моделей, условных знаков, схем и т.д.) Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы. Приобщать детей к красоте окружающего мира. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Слайд 5

Предметно-развивающая среда для детского экспериментированию

Слайд 6

Кабинет « Кота Ученого»

Слайд 7

Мини-музей : « Чудо-дерево» «Уголок природы»

Слайд 8

Занятия по экспериментальной деятельности Тема: « Свойства магнита»

Слайд 9

В процессе детского экспериментирования дети учатся: Видеть и выделять проблему; Принимать и ставить цель Решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения; Фиксировать этапы действий и результаты графически.

Слайд 10

Опыты: Тема : «Свойства снега» Тема: « Воздух-невидимка»

Слайд 13

« Чудо-магнит»

Слайд 14

Дидактические игры

Слайд 16

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности

Слайд 17

Спасибо за внимания Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Выступление на семинаре  - практикуме:«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов«Путешествие Маши и Медведя»(средн...

ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной актив...

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...

Педагогический совет №4 «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Детское экспериментирование  это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознаком...

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....