ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников
методическая разработка на тему

Симонян Яна Владимировна

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ:

1. Методическая неделя в период с 09.10.-13.10.2017г.

2. Просмотр открытой НОД – Морозова В.А., старшая группа №6.

3.Консультация для педагогов: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

4.Консультация для родителей «Воспитание любви к природе».

7.Тематический контроль: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ».

8.Оформление центра для родителей: папки-передвижки, консультации по данному направлению..

9. Проведение смотра-конкурса « Лучший лэпбук по экологии».

10.Памятка для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности».

11. Домашнее задание -  подготовить краткое сообщение об использовании форм и методов исследовательской работы с детьми (занятия и исследовательской деятельности, беседы, игры, проблемные ситуации, наблюдения и т.д.).

Повестка дня:

1. Актуальность  темы./ Заведующий МБДОУ Дс№19 О.В.Юрец.

2. Итоги тематического контроля: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ». /Старший воспитатель Я.В.Симонян.

3.Итоги смотра – конкурса «Лучший лэпбук по экологии». /Старший воспитатель Я.В.Симонян

4. «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» / Сообщение воспитателя гр.№6 Курочкина Т.А.

5. Освещение итогов работы над методической неделей на тему «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников»  по группам (воспитатели всех групп) .

6. Практическая часть. / Старший воспитатель Я.В.Симонян

7.Проект и решение педагогического  совета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet_k_26.10.2017g.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет №1.

ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников».

Дата проведения: 26.10.2017года

Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ:

1. Методическая неделя в период с 09.10.-13.10.2017г.

2. Просмотр открытой НОД – Морозова В.А., старшая группа №6.

3.Консультация для педагогов: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».

4.Консультация для родителей «Воспитание любви к природе».

7.Тематический контроль: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ».

8.Оформление центра для родителей: папки-передвижки, консультации по данному направлению..

9. Проведение смотра-конкурса « Лучший лэпбук по экологии».

10.Памятка для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности».

11. Домашнее задание -  подготовить краткое сообщение об использовании форм и методов исследовательской работы с детьми (занятия и исследовательской деятельности, беседы, игры, проблемные ситуации, наблюдения и т.д.).

Повестка дня:

1. Актуальность  темы./ Заведующий МБДОУ Дс№19 О.В.Юрец.

2. Итоги тематического контроля: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ». /Старший воспитатель Я.В.Симонян.

3.Итоги смотра – конкурса «Лучший лэпбук по экологии». /Старший воспитатель Я.В.Симонян

4. «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» / Сообщение воспитателя гр.№6 Курочкина Т.А.

5. Освещение итогов работы над методической неделей на тему «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников»  по группам (воспитатели всех групп) .

6. Практическая часть. / Старший воспитатель Я.В.Симонян

7.Проект и решение педагогического  совета.

Ход педсовета.

1.Актуальность данной темы. Заведующий МБДОУ Дс№19 О.В.Юрец.

  «Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.

   Исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Всё это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно

решать их.

      Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

    Детское экспериментирование - необходимое условие развития личности ребенка.

      Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

      Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей, способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

     Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

2. Итоги тематического контроля: «Состояние работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ». Старший воспитатель Я.В.Симонян.

Приложение №1.

3.Итоги смотра – конкурса «Лучший лэпбук по экологическому воспитанию дошкольников». Старший воспитатель Я.В.Симонян.

Приложение №2.

4. «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» / Сообщение воспитатель средней гр.№6 Курочкина Т.А.

«Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников». Морозова В.А.

5. Освещение итогов работы над методической неделей на тему «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников»  по группам (воспитатели всех групп) .

Предлагаю заслушать, как проводится работа по опытно-исследовательской деятельности в группах детского сада.

Отчет воспитателей:

Группа раннего возраста – Шупер Н.В.

1младшая группа – Ильиных С.П.

2младшая группа №2 – Келлер Д.К., Акимова Т.П.

Средняя группа №5 – Шевченко Е.П., Курочкина Т.А.

Старшая группа №4 – Журавлева И.Н.

Старшая группа №6 – Морозова В.А., Каюмова М.И

Подготовительная к школе группа №7 –Усова Л.И.

6. Практическая часть./ Старший воспитатель Я.В.Симонян .

     Детское экспериментирование  это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экологии и др.

Элементарное экспериментирование начинается с группы раннего возраста. Оно вызывает у малышей живой интерес и восторг.

- Уважаемые коллеги, прошу вас познакомится с памяткой на тему «Организация опытно - экспериментальной деятельности».

- Также обратить внимание на консультацию по теме «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

      Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников.

А что означает слово эксперимент?

 Это слово произошло от греческого experimentum, что означает проба, опыт.

Современный словарь иностранных слов содержит определение: эксперимент — это

1.Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий;

2.Вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

    Одним из условий, стимулирующим познавательную активность является развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому у  нас в группах оборудованы  мини лабораторию (центр науки). Центр науки (экспериментирования?. Что хранится в центре науки?

Слайд №5. В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены:

  • - место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);
  • - место для приборов;
  • - место для хранения материалов (природного, «бросового»);
  • - место для проведения опытов;
  • - место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

(Слайд 6) . Компоненты центра экспериментирования (центра науки)

  • - Компонент дидактический (познавательные книги, альбомы, коллекции и т. д.)
  • - компонент оборудования (приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, прочие материалы: зеркала, воздушные шары, некоторые пищевые продукты - масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ; сито, воронки; сосуды для воды, и т. д.)
  • - Стимулирующий компонент (правила работы с материалами; персонажи, наделенные определенными чертами (Почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация; карточки-схемы проведения экспериментов; карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"; и т. д.)

Слайд №7.  Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • содержательно – насыщен,
  • доступность расположения.

  • (Слайд 7) В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
  • • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
  • • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
  • • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
  • • Проявляют интерес к познавательной литературе;
  • • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
  • • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
  • • Применяют свои знания в жизни.
  • Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Решение педагогической ситуаций

  • Педагогическая ситуация № 1

Воспитательница старшей группы часто спрашивает у своих воспитанников, что интересного в природе они видели, идя в детский сад или из детского сада.

Вот некоторые рассказы детей:

-        Когда я шел, - говорит мальчик, - видел солнце. Оно большое, красное.

Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.

  • Я видела красивые деревья, на них иней.
  • Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета и в тени это заметнее.
  • Я видела, как красиво кружились и падали мягкие, пушистые хлопья снега, - говорит Лена.
  • Молодец, Леночка, - сказала воспитательница, - красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится...

Многие дети, повторяя слова стихотворения, вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Это очень красиво.

  1. С какой целью воспитательница просила рассказать о самом интересном, замеченном на пути в детский сад?

  1. В чем проявилась у детей любовь к природе?
  2. Каково значение художественного слова в восприятии красоты природы?

  • Педагогическая ситуация №2

Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопала в ладоши, закричала:

-        Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, - наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветком, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».

Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.

-        Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.

Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой.

  • Он пахнет хорошо, - продолжала воспитательница. - Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно.

Показала детям бутон:

  • Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать.

Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.

  1. Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией?
  2. Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?

Новая форма познания у детей 4-5 лет.

(Способны понимать слово воспитателя без наглядности).

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)

  • И.И. Шишкин « Рожь »;
  • И.И. Левитан « Золотая осень »;
  • К. Коровин « Зима »;
  • И.И. Шишкин « На севере диком »;

            А.И. Куинджи « Берёзовая роща

  • А.К. Саврасов « Оттепель »;
  • И.И. Шишкин « Утро в сосновом лесу ( Медведи ) »
  • Е.Е.Волков « Октябрь »
  • И.И. Левитан « Март »;
  • А.К.Саврасов  «Грачи прилетели»

Видео презентация – вопросы детей по экологии:

  • Где бывают реки без воды. Города, без домов? (на карте)
  • Отчего утка плавает? (от берега)
  • Сосновый лес по-другому можно назвать? (сосняк, сосновый бор)
  • Дубовый лес (дубрава)
  • Про каких животных можно сказать, что они «вылезают из кожи вон (змея)
  • Почему после  дождя воздух чище? (дождевые капли уносят с  собой пыль и микроорганизмы, которые носились в воздухе).

Объяснялки

Лаборатория

Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате.

Эксперимент

Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что- нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают.

Океанолог

Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах  

Вулканолог

Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить

     Природоохранные знаки – собрать пазлы, и озвучить что означает каждый знак.

-  Вот и подошла к концу наша практическая часть, подводя итог нашего педагогического совета, хочется сказать о том, что человек разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Природа – дом всего человечества, естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка. В силах людей сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру.

Земля наш родной и единственный дом,

Так пусть Мир и Счастье  поселятся в нем!

Планету Земля сохранить мы должны,

Иначе просто не будет Земли!

"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".        Сухомлинский Василий Александрович.

7.Проект и решение педагогического  совета.

1.По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по экологическому воспитанию детей удовлетворительной.

2.Педагогам всех возрастных групп в работе с детьми, как в организованной деятельности, так и в свободной чаще использовать совместные с детьми опыты, эксперименты.

Ответственные: воспитатели всех групп.  Срок постоянно

3.Планировать и проводить прогулки и экскурсии в природу с детьми средней, старшей, подготовительных групп.

Ответственные: воспитатели средней, старшей, подготовительной к школе  группы.  Срок постоянно.

4. Вести систематически дневники наблюдений.

Ответственные: воспитатели старших групп.  Срок постоянно

5. Разработать рекомендации на тему «Игры с песком» по созданию песочной терапии.

Ответственные: старший воспитатель .  Срок:  20 ноября 2017года.

6. Согласно разработанной рекомендации в группах создать  инновационный  материала  для творческих и развивающих игр — кинетический  песок.

Ответственные: воспитатели всех групп.  Срок:  апрель  2018года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...

Обобщение педагогического опыта по теме "Влияние игр на интеллектуальное развитие дошкольников"

Представленный материал по обобщению опыта будет полезен и интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам....

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....