Конспект интегрированного занятия по теме «На снежной ветке родились зимою детки » для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Белькова Алёна Михайловна

Данное занятие проводилось в рамках проекта " Ёлочка пушистая в гости кнам пришла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_teme.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия   по теме  «На снежной ветке родились зимою детки » для детей среднего дошкольного возраста

Цели:

1. Образовательные:

- продолжать закреплять знания детей о природе;

- познакомить с новой птицей клестом, с её  повадками и образом  жизни;

- развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей.

2. Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

- воспитывать любознательность, сочувствие.

3. Развивающие:

- развивать интерес к жизни пернатых;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

- развивать речь детей, обогащать их словарь;

- развивать связную речь;

- учить давать полный ответ на вопрос воспитателя.

Интеграция образовательных областей:

Познание, чтение художественной литературы, коммуникация,   социализация,  художественное творчество, музыка.

Предварительная работа:

Просмотр презентаций « Птицы зимой», мультфильма  «Кто придет на Новый год», рассматривание картин о лесе , о зверях и птицах, комплексные  занятия  «В гости к  Лесовичку»,  « С кем дружит ель?».

Оборудование:

  • макет клеста; декорация объёмного елового леса                                                                                                                                                                                                    
  • иллюстрации с изображением  синицы, сороки, дятла, куницы, волнистых попугайчиков, семьи клестов;  
  • обручи, отрез ткани или большой платок
  • еловые и кедровые шишки; натуральные зерна кедровых орешков для угощения детей.
  • аудиозапись  с голосом клеста;
  • мольберт;
  • свистящие музыкальные инструменты;
  • ватман, на который наклеено гнездо клеста;
  • гуашь зеленого и  коричневого цвета, кисти, тряпочки, баночки с водой

                                     Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает внимание детей к иллюстрации, на которой изображены волнистые попугайчики. Обращает внимание на внешний вид     ( яркое оперенье, загнутый клюв),   напоминает  об игривом характере их поведения.

Воспитатель.  Могут ли  такие попугайчики жить в зимнем лесу? А знаете ли вы, что в наших лесах живут птицы, которых называют зимними попугайчиками? Хотите, чтобы такой зимний попугайчик прилетел к нам в гости? Тогда давайте позовем его. Скажем  дружно:  « Птичка – зимний попугай, в гости к детям прилетай!».

   Звучит аудиозапись с голосом клеста. Дети подходят «еловому лесу» и видят на верхушке одной из елей висящего вниз головой клеста.

Воспитатель. Ой, смотрите, дети, кто это?

 

  Идут ответы детей.

Клест (музыкальный руководитель). Теперь вы догадались, что меня прозвали зимним попугайчиком? (Ответы детей) Правильно за красивый  и яркий наряд! А еще я люблю висеть на веточках, ухватившись за них своим клювом, и распевать звонкие песенки. По- настоящему-то меня зовут совсем не попугайчиком. Я вам сейчас свое имя пропою.

 

Поет: «Кле-кле-кле-клест!»

Воспитатель. Мы догадались! Твое название – клест!

Новое слово дети могут произнести хором.

2.  Распевка

Клест ( музыкальный руководитель) Отгадайте загадку: Кто голоском  речистым, чистым  «Кле - кле - кле» поет со свистом?  Хотите  я вас  научу петь мою песенку. (Поют песенку клеста  «Кле – кле – кле»)

3. Знакомство с жизнью клестов.

Воспитатель обращает внимание на разбросанные под елью пустые еловые и сосновые шишки, чешуйки от  орешек   и предлагает спросить у «клеста», почему столько много шишек лежит на земле.

 Клест (музыкальный руководитель)  А  мы - клесты орешки еловые  и  сосновые  расщелкивали своим крепким клювом.  Видите  какой он у меня?!

 

Дети  рассматривают модель  клеста.

Воспитатель. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик.    Попробуйте скрестить пальцы рук. Похоже на клюв клеста? Вы видели такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!  Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!   Дети, а зачем  клесту столько много орешков? (дети дают ответы)

Клест (музыкальный руководитель)  Я не для себя много ем, я для своей семьи стараюсь. Ведь зимою я стал папой – клестом! У меня в гнезде зимою родились клестята – детки.

Воспитатель.Да, не только своим клювом-крестиком знаменит клёст! 

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты  свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!

Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся.  Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!

А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дети пытаются найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится  о ней.

Когда появляются на свет клестята, мама  тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.

Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная? (Пусть  дети попробуют назвать полезные продукты, которые им известны,  и попробуют догадаться, какие из них могут быть нужны маленьким птенчикам-клестятам):

«Что вы едите по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с детьми). А клестятам  тоже нужна каша, но другая  -  птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек!  Знаешь ты такую кашу? Нет?

Ребята, клест угощает нас кедровыми орешками и предлагает их тоже превратить  в кедровую «кашу» - тщательно пережевать и проглотить (провести аналогию с перевариванием  кедровой «каши» в желудке человека и перевариванием еловой «каши» в зобе у папы – клеста).

Воспитатель.   Наверное, Вы подумали, что раз клестята рождаются на свет в такой лютый мороз, то они одеты в очень теплую шубку как зайчики или белочки зимой? А вот и нет! Пух у них такой же как и у птенцов других птичек, которые весной вылупляются. И греет их только мама! Без мамы клестята пропадут! Мама так согревает своим тельцем гнездо, что в нем теплее, чем у нас с вами дома! Вот это да! Даже батарей или печки не надо!

Потом клестята подрастают, и мама ненадолго начинает вылетать из гнезда. Как же холодно тогда малышам! Они прячут голову под животик, чтобы не замерзнуть. А когда мама вернется, быстро отогреваются под ней

Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена. 

Клесты  очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. Но как захочет пара вывести птенцов – улетает из стаи, гнездо делает и живет в нем. А как клестята подрастут, то возвращается семья с клестятами в общую стайку. Стайкой легче прокормиться и выжить в лесу.  

4.Физминутка «Клесты».

Два клеста                                     машут руками

на ветку сели.                                садятся

Полетели шишки с ели.                встают и машут руками впереди вверх -вниз

Угодила шишка в Мишку         берутся за голову

И набила Мишке шишку.         показывают над головой «шишку»

5. Музыкально-дидактическая игра «Птичка и птенчики»

 Музыкальный руководитель. Давайте поиграем в игру «Птичка и птенчики» (поют «кле – кле – кле» высоким и низким голосом).

Воспитатель. Послушайте стихотворение Василия Фетисова «Клесты» (чтение  сопровождается показом иллюстраций животных и  договариванием  детьми отдельных стихотворных строк).

У клестов на снежной ветке

Родились зимою детки.

Греет деток (пауза) мама - клест,

Распушив бока и хвост.

Любопытны и упрямы,

Дети смотрят из-под мамы.

Сел на ветку дятел пестрый

С шумной стайкою синиц.

Верещат сороки сестры,

Провожая двух куниц.

Уши  остры, хвост пушист

Выскочила белка.

Папа клест рассыпал свист             включение аудиозаписи «Голос клеста»

Весело и мелко.

С пуховой своей постели

Дети папе посвистели.

Папа висит, как акробат,

И смешит своих ребят.

Рада мама у клестят,

Глазки весело блестят.

Воспитатель. Хотите поиграть в услышанную историю.

6. Игра-драматизация «Клесты»

  Дети распределяют себе роли мам, пап-клестов и их малюток-клестят,белки. Обручи имитируют гнезда клестов, в которых сидят «мамы-клесты», прикрыв своих «птенцов», расположившихся вокруг них, отрезом ткани или большим платком

Музыкальный руководитель. Ребята, а свист «папы-клеста» и «детей-клестят» будем изображать с помощью свистящих музыкальных инструментов.

 Воспитатель начинает читать стихотворение, сопровождая его словесными указаниями.

У клестов на снежной ветке         «Дети-клестята» начинают  пищать.        

Родились зимою детки.

Греет деток   мама - клест,         «мамы» приговаривают ласковые слова

Распушив бока и хвост.      

Любопытны и упрямы,               «дети- птенцы» выглядывают из-под платка  

Дети смотрят из-под мамы.

Уши  остры, хвост пушист          пробегает белка

Выскочила белка.

Папа клест рассыпал свист            с помощью музыкальных инструментов  

Весело и мелко.                                изображают свист «папы-клесты»

С пуховой своей постели

Дети папе посвистели.               свистят  «дети-клесты»

Папа висит, как акробат,          «папы-клесты» ложатся на стулья и ,свисая      

И смешит своих ребят.           вниз головой, начинают смешно двигать                          

Рада мама у клестят,             руками и ногами

Глазки весело блестят.

 «Дети-птенцы» со своей «мамой» подлетают к своему «папе» и тоже изображают смешные движения руками и ногами.

7. Рисование красками.

Воспитатель. Ребята, посмотрите , это гнездышко клеста находится на голой ветке и совершенно не спрятано за еловые хвоинки (обращает внимание на ватман , на который наклеено гнездо клеста). Давайте поможем клестам, нарисуем «елочке»  побольше  веточек и хвоинок (иголочек). Так мы спрячем гнездышко в густых ветвях ели от холодного ветра.

Дети рисуют ветви и хвоики вокруг «гнезда».

8.Рефлексия.

Воспитатель. Полюбуемся, как мы нарисовали веточки ели. Хорошо получилось? А зачем мы рисовали веточки ели? А что вы знаете о клестах? Мы молодцы! Ведь мы много узнали о жизни клестов и помогли «клесту» спрятать  «гнездышко» в «еловых ветках». Давайте скажем «клесту» до свидания!

 .

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Музыка" "Здоровым быть - здорово жить!" (для детей старшего дошкольного возраста)

   Конспект интегрированного занятия составлен на основе современных образовательных ТЕХНОЛОГИЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ; технология СОТРУДНИЧЕСТВА; ИГРОВАЯ; ТРИЗ), с элементами фольклора...

Конспекты интегрированных занятий .Золотая осень . Детско – родительские пары . Для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 "За грибами"

Конспекты интегрированных  занятий  .Золотая  осень . Детско – родительские пары . Для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.Занятие №3 "За грибами"...

Конспект интегрированного занятия НОД по физической культуре и формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия НОД по физической культуре и формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста...

Конспект интегрированной НОД на тему: «Знакомство с произведением Льва Кассиля «Сестра» для детей старшего дошкольного возраста.

Создание условий для  формирования у детей представленийо Великой Отечественной войне, о мужестве нашего народа через творчество  соотечественника Льва Кассиля....

Конспект интегрированной ОД по познавательному развитию «9 мая - Великий день Победы» для детей среднего дошкольного возраста

Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат систематической познавательно-воспитательной работы, в результате которой у детей формируются элементы патриотизма.Наша задача...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием И К Т для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Великий день Победы».

Познакомить детей  с героическими подвигами детей и взрослых, которые защищали свою страну от германских войск во время ВОВ; познакомить с ветеранами  ВОВ; показать мультимедийную презентаци...