Исследовательско-игровой проект в ДОУ по теме: «Зачем люди экспериментируют?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кожевникова Светлана Владимировна

 

Эксперимент – это научно постановочный опыт наблюдение исследуемого объекта в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelsko.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательско-игровой проект в ДОУ по теме:

«Зачем люди экспериментируют?»

(эксперимент – как возможность познания окружающего мира)

                                                        «Пусть голова не рассуждает:

                                                          чем больше опыта, тем боль-

                                                          ше способна она рассуждать»

                                                                                П.П.Блонский.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: кратко-срочный (с 27.05.2013г. по 07.06. 2013г.).

Предмет исследования: вода, воздух, песок.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы с ОНР, воспитатель.

Разработчик проекта: Кожевникова С.В., воспитатель I квалификационной категории.

Актуальность проекта:

Эксперимент – это научно постановочный опыт наблюдение исследуемого объекта в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Цель: выяснить причину, зачем люди экспериментируют (на примере игр, опытов с объектами неживой природы: воздухом, водой, песком).

Задачи проекта:

Образовательные:

Развивать познавательно-исследовательские способности у детей в процессе совместной деятельности и практических опытов.

Расширять представления об основных физических явлениях (свойства воды, воздуха, песка).

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – активизировать в словаре существительные, прилагательные, глаголы.

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности.

Развивать внимание детей.

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать культуру поведения.

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

Формировать понимание важности воды, воздуха и песка для всех объектов на планете.

Воспитывать желание учиться, познавать новое, учиться работать сообща.

Обеспечение проекта: ёмкости с водой и песком, стеклянные баночки, клеёнка, акварельные краски, кисточки, трубочки, трубочка с шариком, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, воронка, пластмассовые кораблики,водяная помпа с ведром, песочная мельница с просевом, стол, совки, формочки, вёдра.

Предполагаемый результат:

Возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового.

Расширение представлений детей о свойствах воды, воздуха, песка.

Повышение уровня развития речи, словарного запаса.

Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Удачное проведение экспериментов.

Этапы реализации проекта:

I Организационно-подготовительный:

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.

Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе («модель трёх вопросов»).

Фамилия имя       ребёнка

Что знают?

Что хотят узнать?

Откуда узнают?

Иванов Сергей

Это жидкость. Без неё всё живое погибло бы. Вода занимает много места на планете. Дождь, снег и лёд – это вода.

Что такое «круговорот воды в природе»?

Из энциклопедии, спрошу у взрослых.

Селевёрстова Лена

Без воздуха невозможна жизнь на земле. Он прозрачен, не имеет запаха. Воздух нужно беречь и очищать.

Как можно поймать воздух?

Спрошу у воспитателя, посмотрю в книге.

Курат Никита

Песок есть в пустыни. Он сыпучий, состоит из маленьких камушек. Он жёлтенький. Бывает сухой, бывает мокрый.

Как на песке можно сделать часы?

Посмотрим с папой в «Почемучке», в компьютере.

 II Основной этап (цикл практических дел):

Образовательные области

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская

Наблюдение.

Опыты: свойства воды, воздуха, песка.

НОД: «Что мы знаем о воде?»

«Удивительные свойства воздуха».

«Знакомства со свойствами песка».

«Богатства нашей планеты».

Трудовая

Приготовления к опытам.

Самостоятельное проведение некоторых экспериментов.

Постройки из песка.

Игровая

Игры с водой:

«Весёлые капельки»

«Тонет – не тонет»

«Когда это бывает?»

«Рыбалка»

Игры с воздухом:

«Надуваем мы шары»

«Невесомость» (шарик с трубочкой)

«Морской бой»

Игры с песком: 

«Песчаный дождик»

«Лепим куличики»

«Вулкан из песка»

Коммуникативная

Рассматривание картин:

И.Айвазовский «Среди волн»

К.Брюллов «Пейзаж с рекой»

К.Крыжицкий «Дорога»

И.Шишкин «Сосна на песке»

Н.Дубовский «Притихло»

Г.Гуркин «Озеро горных духов»

Беседы:

«Значение воды и воздуха для живого организма»

«Для чего песок нужен?»

Связная речь: составление творческих рассказов о воде, воздухе и песке.

Чтение художественной литературы

М.Д.Перин «Живая вода»

Б.Заходер «Течёт река»

Песенки, потешки:

«Дождик, дождик, пуще!»

«Водичка, водичка, умой моё личико»

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

Загадки о воде, воздухе, песке.

«Почемучка»

«Уроки природы»

«Планета Земля» (энциклопедия)

М.Курячая «Химия в картинках»

Продуктивная

Рисование «Животные жарких стран»

«Корабль в море»

Аппликация «Утки плавают в пруду»

Музыкальная

Ритмопластика «Леопольд»

Прослушивание шума водопада, дождя, морского прибоя, ветра, сыплющегося песка.

III Заключительный этап:

Обсуждение «Что нового мы узнали?»

Иванов Сергей

Я узнал в энциклопедии о круговороте воды в природе. Это такое явление, когда вода с помощью солнца в виде пара поднимается в небо. Там образуются облака. Когда облако становится тяжёлым, из него на землю идет дождь. Вот и получается круговорот.

Селивёрстова Лена

В группе мы проводили опыт с воздухом. Нам раздали полиэтиленовые пакеты и попросили их раскрыть, чтобы поймать воздух. Потом мы взмахнули пакетами и плотно зажали в руках верхнюю часть. Пакеты надулись, в них оказался воздух. Теперь я знаю, как ловить воздух руками.

Курат Никита

Мы дома с папой нашли инструкцию, как сделать часы на песке. Когда пошли гулять, то взяли с собой компас. Нарисовали палочкой в песочнице круг. По компасу нашли север, юг, запад и восток. В круге нарисовали цифры, а в серединку вставили палочку. От палочки образовалась тень на песке. Она нам указала время. Пока гуляли, время поменялось. Так я узнал о часах на песке.

Представление презентации об экспериментальной деятельности детей в группе.

Положено начало к изготовлению альбомов с иллюстрациями: «Мир воды», «Мир воздуха», «Мир песка» (задание на лето).

Предложили родителям сводить детей в «Музей воды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (направление: экологическое воспитание) Тема. Зачем нужны деревья? Что происходит в жизни деревьев весной?

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте.Необходимо своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.  Большинство со...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ      во второй младшей группе общеразвивающей направленности  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...

Конспект занятия по познавательному развитию тема "Зачем людям нужна одежда"

1. Образовательные задачи • Познакомить с основными видами одежды и обуви, с обобщающими понятиями одежда, обувь • Учить находить и называть предметы зимней одежды 2. Развивающие задачи • Продолжа...

Занятие в средней группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Зачем людям нужна одежда

Цели:— рассказать, для чего людям нужна одежда;— различать мужскую и женскую одежду;— воспитывать бережное отношение к человеческому труду;— поощрять проявление активности и тв...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего возраста Тема: «Зачем людям нужны деньги»

Данный материал поможет дошкольнику понять как принимается семейный бюджет, кто и как может распоряжаться разумно деньгами, не тратить их зря....