Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Савина Ирина Васильевна

формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.

С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора.

 Занятия проводились с экспериментальной группой в количестве 10 человек, с активным участием всех детей.

С книжкой дети знакомы  с младшего дошкольного возраста, она вызывает у них огромный интерес и к содержанию, и к рисункам.  Дети «читают рисунки», узнают знакомые образы, эмоционально откликаются на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. При чтении сказки дети соотносят его с определённой картинкой, обращая внимание  на некоторые средства выразительности – форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушистый, лохматый и т.д.) цвет, положение в пространстве. У детей  сформировался устойчивый интерес к творчеству художников-иллюстраторов, внимательное и бережного отношения к книге, желание постоянно общаться с ней.  В беседах особое внимание обращалось на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности почерка. Тем самым мы способствовали развитию сюжетной композиции.

К.И.Чуковский писал: «...наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».

В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета – открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции.

Они  пришли к выводу, что художники-иллюстраторы очень талантливые, если могут выразить грусть, радость, негодование, горе, счастье,  «нарисовать звук» (Баран бил в барабан и от барабана – линии. Это звук.) Необходимо учиться в школе, получать новые знания, закончить  специальное учебное заведение. В продуктивной деятельности, мы разобрали процесс труда, добились конечного результата, и, любуясь, работами друг друга, ребята получили огромное удовольствие. Огромную роль оказала встреча с художником-иллюстратором. Дети поняли, что у каждого художника своё отношение к сказкам, и это можно увидеть в их рисунках: к одной и той же сказке разные художники создают разные иллюстрации.

Знакомясь с множеством книг, проиллюстрированных лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге — это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся малыши. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

Дети, которые  будут радоваться процессу труда, почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых.

Серия занятий, игр, встреч, бесед благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения у детей, создают прекрасную ситуацию для воспитания уважительного отношения к труду человека и бережному отношению к продуктам деятельности, что способствует нравственному воспитанию ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие №1

Программное содержание. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора  В. В. Лебедева; обратить их внимание на характерные особенности его рисунков. Учить видеть интересные приемы и способы изображения животных и людей.

Предварительная работа. Чтение  и рассматривание иллюстраций  В.Конашевича ,  Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева и др.  в детских книгах. Особое внимание обратить на раскрытие характера героев, какими средствами художник этого достигает.

Материал. Выставка книг с иллюстрациями  В. В Лебедева.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая у нас выставка книг! Вы знаете, кто участвует в создании книги? (писатели, художники)

Да, художники. Их называют иллюстраторами.

Воспитатель рассказывает:

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством художника-иллюстратора  Владимира  Васильевича Лебедева. Он работал над созданием книг для детей. В своем стремлении создать новую детскую книгу Лебедев нашел поддержку у поэта Самуила Яковлевича Маршака. Их дружба длилась более сорока лет.

Лебедев с детства как никто другой знал и любил животных. Поэтому с особой любовью он работал над книгами, главными героями которых являются звери. Вот, например, «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака. Посмотрите, как тонко прочувствовал художник мягкость, доброту, юмор и убаюкивающую мелодичность этой милой сказки.

Пела ночью мышка в норке:

«Спи, мышонок, замолчи.

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи».

Такими получились хлопотливая мышка-мать, важная жаба, глупая свинья, хищная крыса, грациозная тетя-кошка с очаровательной мордочкой, нежно мяукающая свою лукавую колыбельную. (Показывает иллюстрации.) А кто помнит, чем заканчивается эта сказка? (Ответы детей.)

В книге «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака художник рисует на каждом листе и на полях всех действующих лиц этой захватывающей истории. Посмотрите, кошка смотрит на нас словно живая. Она хищно оскалилась, глаза горят, усы топорщатся, уши торчком, спину выгнула. Вот- вот спрыгнет со страниц книжки. Обратите внимание, как точно иллюстрации Лебедева отражают стихи Маршака.

Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой,

И, бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень.

Про какого зверька эти стихи?

На страницах книги мы видим игривых белок, сердитых ежей, таинственную сову и, конечно же, самого героя—толстенького, озорного, смешного мышонка, которого так и хочется погладить по мордочке.

Вот еще одна книга, созданная этим славным творческим содружеством. Как она называется? («Усатый-полосатый».) И здесь как живые нарисованы герои: толстенькая четырехлетняя девочка, которая воспитывает своего очаровательного котенка. Кто может описать котенка? (Ответы детей.) Как поразительно точно схвачены его движения, пушистая мордочка

Шедевр творчества Лебедева—«Тихая сказка» С. Я. Маршака. Первый разворот этой книги заполнен множеством маленьких веточек, шишек, ягод; иллюстрации обаятельны и разнообразны. Семейство забавных лесных зверюшек—еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик—изображено мягко, с юмором. Название «Тихая сказка» очень хорошо чувствуется в этих иллюстрациях: в сереньком осеннем пейзаже, в последней картинке, на которой в уютной темной норке, где-то под корнем дерева, притаились от волков колючие родители и их маленький сынок, доверчиво поднявший к ним острую мордочку.

Самуила Яковлевича Маршака и Владимира Васильевича Лебедева связывала большая творческая дружба, они советовались во время работы, помогали и глубоко ценили друг друга. Закончит Маршак новые стихи и договаривается с Лебедевым по телефону о встрече. Они обсуждали все — вплоть до мелочей: как будет выглядеть каждая страница будущей книги. То Маршак попросит изобразить какую-то важную для него подробность, то Лебедев посоветует изменить стихотворение, употребить другое слово, немного сократить текст или наоборот, приписать несколько строк. Когда у Лебедева были готовы рисунки, Самуил Яковлевич — быстрый, нетерпеливый — брал их в руки и, подняв очки на лоб, поочередно подносил картинки к самым глазам, всматривался внимательно и нетерпеливо, делая негромко ка- кие-то замечания. И наконец решительно выражал свое мнение.

— Очень хорошо! — заявлял он своим глуховатым, но энергичным голосом. — Очень интересно смотреть. Превосходные вещи! Только вот, кажется, Владимир Васильевич, у меня об этом сказано больше! — И читает стихи. И снова рассматривает картинки, уткнувшись в бумагу.

Владимир Васильевич — высокий, полный — только щурит при этом свои быстрые, веселые, наблюдательные глаза и тоже поглядывает на акварели: то повернет голову чуть влево и вбок, то чуть вправо...

—А текст, где будет? На каком месте? — говорит Маршак озабоченно... И Лебедев, тихонько сжав губы и как бы про себя улыбаясь, вытягивая шею из-за плеча Маршака, осторожно намечает карандашом пространство для текста.

—А не получится,— спрашивает Маршак и начинает смеяться, — не получится, что ваш конь лягает мои стихи?

Тут и Лебедев начинает смеяться, и обоим весело.

Художник очень любил лошадей, эти благородные создания особенно часто появляются на страницах его книг. Это и молодые жеребцы, и игрушечные лошадки из папье-маше. (Показывает иллюстрации.) Из какой книги эти рисунки? Какими приемами художник добивался того, что эта лошадь выглядела как живая, а эта—как игрушечная? Посмотрите на этих двух собак. Одна бежит, другая стоит. Как вы догадались об этом? (Ответы детей.) Посмотрите, сколько жизни, наблюдательности в работах Лебедева. Первой отличительной особенностью творчества этого художника-иллюстратора является то, что в своих рисунках он изображает все реально-правдоподобно. Люди и звери у него как живые, а предметы как будто находятся не в книге, а рядом с нами. Еще одной из отличительных особенностей является то, что все персонажи нарисованы без фона, на чистом белом листе бумаги.

Вот еще одна известная вам книга. Как она называется? («Багаж».) Назовите ее автора. (Маршак.) А кто может сказать, как начинается эта книга? Эта история дорожных злоключений дамы и чудесного превращения ее собачонки в огромную дворнягу рассказана очень смешно, весело, с какой-то звонкой игровой лихостью. Дама — румяная и глупая барыня, а ее багаж —смешной и нелепый набор вещей. Тут и туго набитый чемодан, и огромный неуклюжий диван, и ненужная картина. Маршак в своих стихах заразительно смеется. Лебедев сохраняет в рисунках веселье и озорство.

Каждое стихотворение Маршака усилено точными, яркими рисунками зоркого и необыкновенно поэтичного художника Владимира Васильевича Лебедева. Целый мир раскрывается перед нами в словах и красках, когда мы читаем и рассматриваем эти любимые книжки. Книги, иллюстрированные Лебедевым, знают и любят дети во многих странах мира. (Дети рассматривают иллюстрации и описывают характеры героев, поясняя каким способом, художник смог это выразить.)

В конце занятия педагог задает детям вопросы: «С творчеством какого художника-иллюстратора вы сегодня познакомились? Чем отличаются иллюстрации Лебедева от иллюстраций других художников? С кем из поэтов долгое время сотрудничал художник? Какие книги вам понравились и почему?».

Во второй половине дня дети ещё долго рассматривали книги, находя всё новые способы выражения характеров героев. Пришли к выводу, что художники-иллюстраторы очень талантливые, если могут выразить грусть, радость, негодование, горе, счастье,  «нарисовать звук» (Баран бил в барабан и от барабана – линии. Это звук.)

С детьми была проведена беседа «Как стать художником-иллюстратором.» (Необходимо учиться в школе, получать новые знания, закончить  специальное учебное заведение…)

Занятие №2

Художник-иллюстратор  Е.И. Чарушин.

Цели: 

  • Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора  Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал светотенью объём.
  • Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги.
  • С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
  • Закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию утки. При прорисовке её оперенья использовать различные виды штрихов.

Предварительная работа.

Чтение и  рассматривание иллюстраций Е.И. Чарушина.

Материал. Выставка книг с иллюстрациями  Е.И. Чарушина.

                                      Ход занятия.

Воспитатель демонстрирует портрет Е.И.Чарушина, и его иллюстрации и рассказывает:

– Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка — 18.02.1965, Ленинград) — российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Его работы прорисованы ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны
Художник считает, что главное — крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими. Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности»
«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» –говорил Евгений Иванович.
Художник работал в разной технике и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Далее педагог обобщает сказанное и говорит, что мы рассматривали рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются они  графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины одноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.
В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы
короткими линиями. Эти линии называются штрихами.
Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.
Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.
Существуют разные виды штрихов (показывает таблицу):

– Короткие прямые штрихи.
– Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.
– Наклонные отрывные и неотрывные штрихи.
– Удлиняющиеся штрихи.
– Штрихи – зигзаг.
– Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные.

Далее дети с воспитателем рассматривают разные штрихи и беседуют о том, что можно с их помощью изобразить или на что они похожи.
Воспитатель предлагает детям игру – упражнение
 на развитие образного воображения.

«Пять кругов»

Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

  • Прямыми в одном направлении – получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки.
  • Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился пушистый комочек (может это головка какой-нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв)
  • Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился колючий комочек (может это ёжик).
  • Дугами отрывными из центра – вот вам и розочка или другой цветочек.
  • Длинными дугами, расположенными радиально, по краю – колесо или баранка.

Делают вывод, что с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.

Далее воспитатель показывает детям 3-4 рисунка,  дети называют, какие штрихи они в них нашли.

– А теперь сами нарисуйте на своих листках бумаги разные штрихи.
– Нарисуйте неотрывные наклонные штрихи
– А теперь нарисуйте штрихи разной длины...(педагог проверяет, уточняет)

– Теперь мы с вами уже знаем, что с помощью штриха можно больше рассказать о характере предмета, о его свойствах.
– Давайте попробуем сами нарисовать уточку. На голове перья короткие, пушистые. Какими штрихами их лучше изобразить? (короткие отрывные расходящиеся из центра)
– А где самые длинные перья (на крыльях и хвосте). Их лучше рисовать длинными дугами.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением утки и приступают к самостоятельной работе.
Воспитатель в ходе самостоятельной работы детей проговаривает названия разных штрихов, чтобы дети их лучше запомнили.
В конце урока – выставка утят. И воспитатель говорит, что дети на следующих занятиях будут продолжать учиться рисовать как художник – график Е.И. Чарушин.

Занятие №3 Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Совушка-сова" (по иллюстрации художника Ю.А. Васнецова)

Программное содержание.

  • Знакомство  детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.

•        Учить детей изображать знакомый образ птицы к известной потешке «Совушка», передавая форму и строение частей тела, их расположение, соблюдая пропорции между ними.

•        Учить детей в умении придавать выразительность образу птицы через прорисовку тёмных штрихов (перьев) на светлом силуэте, нанося их в разных направлениях в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях.

•        Упражнять в умении сочетать разную технику в процессе рисования (тушёвка и штриховка), используя различные художественные материалы.

•        Развивать цветоощущения и технические навыки при работе фломастерами и кистями разного ворса.

•        Продолжать закреплять у детей позицию созидателя и чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда.

•        Воспитывать интерес к книжной графике.

Словарная работа: иллюстрация, потешка, совушка, пёрышки, штрихи.

Материал:

•        Выставка книг с иллюстрациями  Ю.А. Васнецова.

•        листы форматом А4  тонированные в разные оттенки с элементами природных  явлений – трава, кустики, дерево-сосна (выполненные детьми на предыдущем занятии);

        •        иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым;

•        магнитофон; кассета с пением лесных птиц;

•        3 образца с нарисованными совушками;

•        3 образца со штриховкой перьев;

•        образцы-иллюстрации с совой из книги «Потешки» для детей (на каждый стол) и подставки к ним;

•        образец воспитателя с деревом, кустом и травой;

•        кисти 2-х видов (толстый и тонкий ворс);

•        акварельные и гуашевые краски (в наборе должны быть светло и тёмно-коричневые);

•        наборы фломастеров;

•        салфетки для просушивания кистей; по 2 баночки с водой на каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседа о книжной графике «Зачем в книжках нужны картинки», знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова «Добрый сказочник Юрий Васнецов», д/игра «Узнай работу художника», рисование «Лесная полянка».

Ход занятия

Перед занятием на мольберте выставить иллюстрации к сказкам и потешкам художника Ю.А.Васнецова и его портрет.

Воспитатель подводить детей к выставке.

1. Беседа возле выставки.

Ребята, мы с вами изучали творчество одного известного художника-иллюстратора, который создал эти яркие, весёлые и нарядные иллюстрации. Его портрет вы видите на выставке.

-Вспомните и скажите мне, кто же этот художник?

-Для кого Васнецов рисовал иллюстрации?

-К каким произведениям он их нарисовал?

А сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной работой художника Юрия Алексеевича Васнецова.

Эту работу вы узнаете, если послушаете потешку, которую расскажет для вас (имя ребёнка).

2. Чтение потешки «Совушка».

«Ах, ты, совушка-сова,

Ты большая голова,

Ты на дереве сидела,

Головой своей вертела,

С дерева свалилася,

В яму покатилася».

Посмотрите внимательно на выставку и скажите, есть ли такая иллюстрация по содержанию потешки?

-Вы её нашли?

-С какой иллюстрацией она находится?

-Кто изображён на этой иллюстрации?

(Воспитатель обобщает ответы детей и приглашает их занять места за столами).

Я вам  предлагаю поработать в нашей художественной мастерской, где вы будете художниками-иллюстраторами.

-А теперь скажите мне, про кого мы с вами будем создавать иллюстрацию?

-Почему вы так думаете?

Мы с вами на прошлом занятии нарисовали старое дерево-сосну с ветками, травку под деревом и кустик с ягодами, как на иллюстрации у художника Юрия Васнецова. Вы нашли сходство между своей иллюстрацией и иллюстрацией художника. Я очень рада, что вы это смогли увидеть и об этом догадаться, хотя я вам не говорила, для чего нам нужна будет эта лесная полянка.

-Кого на лесной полянке у вас не хватает?

Сегодня в нашей художественной мастерской я научу вас рисовать сову. Чтобы сова получилась красивой и интересной, я предлагаю вам рассмотреть поближе эту иллюстрацию.

3. Раздача образцов-иллюстраций с совой.

У каждого из вас на столе сейчас будет стоять иллюстрация художника, вы её внимательно рассмотрите.  

4. Рассматривание иллюстрации к потешке и беседа по ней.

-Чем занята совушка?

-На чём сидит сова?

-На какую фигуру походят голова, туловище и крылья?

-Чем эти овалы отличаются друг от друга?

-Где расположены крылья?

-Какие движения ими может выполнять сова?

-Что находится на голове у совушки?

-Какого размера глаза?

-На что походят брови?

-Какой формы клюв?

-Чем покрыто тело совушки?

-Как показал их художник?

-Какого цвета краски нужны для рисования совушки?

-Какой кистью рисовать сову?

5. Показ способа рисования птицы, соблюдая последовательность.

а) рисование совушки кистью с широким ворсом и светло-коричневой краской:

•        туловище-овал большого размера (овал стоит);

•        голова-овал наверху над туловищем среднего размера (овал лежит);

•        крылья-овалы по бокам от туловища (место,где голова и туловище вместе соприкасаются);

б) рисование кистью с тонким ворсом:

•        глаза (2 черных круга)

•        брови над глазами в виде 2-х дуг «как птичка»;

•        клюв в виде треугольника, острым концом вниз;

•        коготки (по 3 штриха из одного места), находятся под туловищем;

6. Физминутка по потешке «Совушка».

Ах, ты, совушка-сова,

Ты большая голова, (руками показать над головой большой круг)

Ты на дереве сидела, (приседания)

Головой своей вертела, (повороты головой в разные стороны)

С дерева свалилася, (наклоны влево и вправо)

В яму покатилася» (повороты вокруг туловища).

7. Перед началом художественной части занятия можно произнести с детьми закличку:

«Раз, два, три, четыре, пять —

Будем сказку рисовать».

Самостоятельная творческая деятельность детей, руководство воспитателя работой детей, индивидуальная помощь, включение магнитофона с пением лесных птиц.

А сейчас последнее задание и ваши совушки станут, как настоящие. Вы нанесёте на тело совы перышки разными способами и они станут у вас такими (показ образцов).  

На что походят пёрышки?

Не забудьте «оживить» сосну.

Как вы её «оживите»?

Чем можно нарисовать иголочки?

(выбор детьми штриховки и нанесения её на тело совы).

8. Анализ детских работ.

Что вам понравилось рисовать?

Что вы чувствовали, когда создавали свою иллюстрацию?

Каждый из вас нарисовал свою совушку-сову, они у вас получились разными (обратить внимание на позу совы).

Чтобы ваши работы были законченными, как у художника, мы с вами вечером напишем текст потешки и подарим эти иллюстрации детям младших групп.

Прежде чем начнёте наводить порядок на рабочих столах, я прошу вас полюбоваться работами друг друга.

Занятие№4 «Встреча с художником-иллюстратором.»

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях папа Паши Фильчикова. Его зовут Борис Павлович.  Давайте отгадаем, кем он работает? Посмотрите, что он принёс: краски, кисти, палитру, карандаши,  книжки…(художником-иллюстратором).

Борис Павлович рассказал ребятам о своей работе.  Как с детства очень любил рисовать. Закончил школу, художественное училище. Рисовал героев к разным сказкам.

Все дети любят сказки: любят слушать, как их рассказывают бабушки и мамы, а те, кто умеет читать, читают сами. Читают и рассматривают интересные, красочные картинки - иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки. А кто же создает эти иллюстрации? Ну конечно художники, художники - иллюстраторы.

Кто такие иллюстраторы?  Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут...

По рисунку художника-иллюстратора сказки вы можете догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. В сказках всегда много фантазии, юмора, поэтому художник, иллюстрирующий сказку, должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество. «Изображая фантастическую оболочку сказки», он должен «иметь в виду реальную правду сказки и вести к ней читателя, как это делает сама сказка», — писал художник Владимир Конашевич.

Где бы ни находился художник: на улице, в доме, в музее, в кино, в зоопарке — всюду он ищет материал для своих будущих иллюстраций.

Как-то одному художнику нужно было нарисовать злую волшебницу. Он долго не мог представить себе сё облик. И вот однажды...

В метро напротив него сидела старуха — нос крючком, тонкие губы, злые глаза. Рядом с ней — другая — помоложе, с коротким носом, упрямым подбородком и злым взглядом. Художник смотрел на них, они на него. «Пожалуй, вторая подходит больше, — думал художник. — Мне нужна не просто ведьма, а злая волшебница.

Не стану копировать её, нарисую другую причёску, иную одежду, уберу" всё лишнее, и получится тот образ, который мне нужен».

Художники-сказочники обладают удивительной способностью переноситься в детство, а волшебными палочками им служат обыкновенные ручка, карандаш, кисточка...

Краски в руках иллюстратора сказки тоже становятся волшебными. Красное солнышко улыбается, когда  его рисуют красной краской или удивляется. Красную  краску можно использовать также, изображая «красну девицу», потому  что раньше слово «красный» означало  «красивый».

Зелёной краской можно нарисовать не только листья на деревьях или траву, но и злого человека, про которого говорят: «позеленел от злости».

Все краски в палитре художника-сказочника живут в мире и согласии. Они дружат и помогают друг другу, друг друга дополняют, подчёркивают красоту каждой и никогда не ссорятся, потому что знают, что от ссор можно побледнеть.

-У каждого художника своё отношение к сказкам, и это можно увидеть в их рисунках: к одной и той же сказке разные художники создают разные иллюстрации.

Ребята задавали много вопросов:

- Какую школу надо закончить, чтобы стать художником-иллюстратором?

- Как Вы выбираете сказку, к которой рисуете иллюстрации?

 - Как нарисовать злого медведя и доброго? А лису - доброй?

Занятие №5. «Знакомство с профессией. Художник-иллюстратор»

Программное содержание: развивать диалогическую речь детей, чётко отвечать на вопросы педагога, развивать воображение, обогащать словарный запас детей, продолжать работу над выразительностью речи: говорить громко, но не кричать, чётко произносить слова и фразы, не спешить.

Познакомить детей с профессией художника-иллюстратора, рассказать о том, чем занимаются  люди этой профессии,  какие инструменты помогают им в работе.

Активизация словаря:

Существительные.

Рисунок, картина, краски, карандаш, кисти, ластик, бумага, вода, палитра, альбом, пастель,  природа, иллюстрация, цвет.

Глаголы.

Смешивать (краски), пишет, рисует, позировать, наблюдать, замечать, передавать ощущения, пробовать, изобразить.

Наречия.

Красиво, мрачно, изящно, великолепно, причудливо, смешно, игриво, аккуратно, волшебно, слева, справа, вверху, внизу, в центре.

Прилагательные.

Красивый, изящный, великолепный,  причудливый, смешной, игривый, весёлый, красный, белый, зелёный, жёлтый, синий, голубой, лазурный, чёрный (и оттенки цветов), грустный, маленький, большой, трусливый, храбрый, добрый, злой, лес(осенний весенний…), солнышко(ласковое, тёплое), дом(высокий, многоэтажный, двухэтажный…), Форма предмета(круглая, треугольная, квадратная…), рука(левая, правая).

Обогащение словаря: холст, мольберт, палитра.

Предварительная работа:  чтение «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Д.Н. Мамина-Сибиряка и русской народной сказки «Заяц-хваста». Рассматривание книг, иллюстрированных В.М.Конашевичем, Ю.А.Васнецовым, Е.И.Чарушиным и др. Подготовка основы книжек - самоделок для иллюстрирования детьми на занятиях.

Материалы и инструменты: Книжки-самоделки, художественные материалы на выбор детям -  цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, боночка с водой; книга Л.Кудрявцевой «Собеседники поэзии и сказки».

Ход занятия.

Воспитатель:

У меня растут года

Будет и семнадцать.

        Где работать мне тогда,

                                                       Чем заниматься?

Ребята, а кем вы хотели бы стать, когда вырастете? (Ответы детей.)

Молодцы! Я очень рада, что вы уже сейчас думаете о будущей профессии. У всех взрослых людей есть профессия. Что такое профессия? (Работа, дело, которым занимается человек).

Он картину маслом пишет.

Детвора! Ведите тише!

Не мешайте! Осторожно!

Это трудится … (Художник)

А как вы думаете, чем занимается художник? (Рисует, фантазирует). Ребята, художник на полотне передаёт свои впечатления, ощущения красоты природы.

Воспитатель показывает видео презентацию о художниках, где знакомит детей с разными художниками. Пишут портреты – портретисты, море – моренисты, пейзажи – пейзажисты. А художники, которые хотят передать свои впечатления о героях сказок – художники-иллюстраторы.

     Затем ребята путешествуют по страницам книги «Собеседники поэзии и сказки», где ребята видят, как художники по-разному изображают героев в сказках. (Здесь зайчик весёлый, игривый, а на этой картинке  - трусливый, испугался, наверное, волка. Лисичка хитрая, мышка маленькая, смешная, ёжик храбрый, щенок добрый, солнышко ласковое, тёплое; лес дремучий, дуб могучий…) Дети описывают героев сказок, определяют их характеры.

Воспитатель:

Ребята, как выдумаете, какими профессиональными  качествами должен обладать художник-иллюстратор? (должен уметь рисовать, добрым, понимать детей, с воображением, представлять сказку).

Ребята, отгадайте загадки!

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

Ответ: Кисточка

Долговязый Тимошка

           Бежит по узенькой дорожке.

   Его следы – твои труды.

                                                     Ответ: Карандаш

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

Ответ: Резинка

А какие инструменты нужны художнику? (Краски, кисти, лист бумаги, вода, карандаш, палитра, цветные краски гуашевые или акварельные, резинка).

Воспитатель: «Ребята, бумага бывает разная: для акварели, для гуаши, а масляными красками рисуют на холсте. Для удобства они рисуют не на столе, а на мольберте» (Показывает фотографии работы художников).

Художник.

Умеет все обрисовать

И автором картины стать

Портрет напишет без труда.

С палитрой дружит он всегда.

Дидактическая игра. «Найди лишний предмет».

Кисть, лопата, краски, карандаш.

Вода, корабль, холст, мольберт.

Бумага, пастель, фломастер, топор.

Физкультминутка.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

 Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ладошки прижаты друг к другу. Поочерёдно подушечками пальцев постукиваем друг о друга. Затем пальцы перекрещиваются и сжимаются.

Воспитатель предлагает вспомнить прочитанные сказки: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» и  «Заяц-хваста». Ребята, мы с вами представим себя художниками-иллюстраторами и подготовим сою книжку с картинками. По картинкам можно будет рассказать о том, кто герой в этой книжке и что с ним происходит. В наших книжках всё будет по-настоящему: обложка с названием и странички с картинками. Обложку мы с вами оформим в самом конце. Нарисуем двух зайцев, которые живут в этом лесу. Но, нарисуем не просто зайцев, - с длинными ушами и коротким хвостом. Мы постараемся показать в рисунках, какой характер и какое настроение у каждого зайца: кто храбрый и весёлый, а кто трусливый и грустный. Это очень трудно, но я думаю, что вы с этой задачей справитесь, как настоящие художники-иллюстраторы детских книжек. Откройте ваши книжечки, нарисуйте на полянке двух зайцев: на одной страничке трусишку, а на другой – храбреца, будто они встретились и что-то рассказывают друг другу.

     Дети рисуют, воспитатель помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами (у храброго зайца грудь колесом, голова смело и гордо поднята вверх, уши торчком, лапки подняты вверх и разведены в стороны, а у зайца-трусишки спина согнута, уши прижаты к спине, а лапки подняты к груди или опущены вниз).

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы не только познакомились с новой профессией художник-иллюстратор, но и попробовали сами в них превратиться. Посмотрите, какие замечательные книжки у вас получились!

После занятия. Оформление книжек-самоделок.

Занятие №6. Итоговое.

Программное содержание. Продолжать формирование представлений о профессии художника-иллюстратора.

Предварительная работа. Обсуждение и разыгрывание русской народной сказки «Колобок».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, я вам покажу книги, а вы догадайтесь, какой художник  нарисовал героев?

(Дети называют художников-иллюстраторов……).

- Давайте вспомним, что им необходимо в работе? (мольберт, кисти, краски, карандаши,

- В чём заключается работа художника-иллюстратора? (читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает. Или сразу рисует штрихами.)

- Что является результатом труда  художника-иллюстратора? (красивая книжка).

- А в чём польза его работы? (Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать сказку. А я умею читать, но с картинками интереснее.)

- Ребята, сказка,  которую  мы  читали, называется: "Колобок". Все помнят? (Да)

- А Колобок – это кто? (Пирожок, круглое тесто, пирог с вареньем.)

 - Какой он? (красивый, румяный..)

- В чём смысл этой сказки? (не надо убегать из дома)

- Почему? (могут тебя обидеть, опасность на каждом шагу, когда ты один.)

- Сегодня мы «превратимся»  в художников-иллюстраторов  и нарисуем иллюстрации к сказке «Колобок». Содержание вы уже знаете. Закройте, пожалуйста, глазки, и представьте героев этой сказки: бабушку, дедушку, колобка, зайца, волка, медведя, лису. Открываем глазки!

Ребята, давайте разделим сказку на сюжеты. (Дети создают сюжеты, а воспитатель схематично изображает на доске. Затем, ребята выбирают сами сюжет, который им хочется нарисовать.)

- Ребята, попытайтесь  все переживания героев сказки выразить в своих работах. Подумайте, как вы можете раскрыть характер героев. ( Лиса – хитрая, глазки узкие; дед - голодный, злой, хмурый, колобок – весёлый, не знает об опасности, улыбается…)

- Хорошо! Подумали, но что же дальше? (Рисуем эскиз).

- Да, и только потом наносим цвет.

Перед началом художественной части занятия можно произнести с детьми закличку:

«Раз, два, три, четыре, пять —

Будем сказку рисовать».

Дети рисуют, а воспитатель помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами.

Воспитатель: «Ребята, кем вы сегодня были?» (художниками-иллюстраторами)

- Что же является результатом  вашего труда сегодня? (книжка «Колобок»)

- А какую пользу вы принесли ? (Давайте сходим в младшую группу,  и ребята, которые не умеют читать,  смогут рассказать сказку по нашим картинкам. А если будет трудно,  мы поможем!)

Во второй половине дня оформление книжки-самоделки и экскурсия в младшую группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста "Как помочь Куталке"

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

Педагогический проект по формированию представлений о важности здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Формирование основ здорового питания»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного  физического, психического и социального благополучия. Так чтобы повысить иммунитет, стать жизнерадостным, улучшить самочув...