НОД «Пословицы, поговорки, сказки» для детей 3-4 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Бирюкова Ольга Анатольевна

НОД «Пословицы, поговорки, сказки»

Воспитатель: Бирюкова О.А.

МБДОУ №14 «Белочка»

 

 

Занятие№1

 

Цель:  Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скоро-говорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД «Пословицы, поговорки, сказки»

Воспитатель: Бирюкова О.А.

МБДОУ №14 «Белочка»

Занятие№1

Цель:  Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скоро-говорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.

Ход занятия:

 На доске демонстрационные картинки: собака, кит, арбуз, зонт, кот, игла.

 - Здесь зашифровано слово, если вы его прочитаете, то узнаете, о чём мы будем беседовать на занятии (сказки) .

 - О чём мы будем беседовать? (о сказках) .

 - Верно, о русских народных сказках.

 - Кто автор этих сказок? (народ)

 - Верно, русский народ, так как есть и французские, английские, армянские, китайские сказки и сказки других народов.

 - Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите их.

 - А кто написал загадки, пословицы, прибаутки, потешки, русские народные песенки?

 - Верно, тоже русский народ.

 - Хотите узнать, как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор.

 Фольклор – это народная мудрость.

 Закрепите понятие с детьми. А теперь определите среди фольклора загадку, пословицу, поговорку и т. д.

 1. Учись доброму, худое на ум не прейдет. (Пословица)

 А какие пословицы вы знаете?

 2. Раз. два, три, четыре, пять, будем в пятерки играть.

 Звезды, месяц, луг, цветы – поводи пойди-ка ты. (Считалки)

 А какие считалки вы знаете?

 3. Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Загадка)

 А какие загадки вы знаете?

 4. Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.

 Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.

 Стали гули ворковать, стала Маша засыпать. (Песенка)

 А какие песенки вы знаете?

 5. Трах, трах, тарарах,

 Едут мышки на ежах.

 - Подожди колючий ёж,

 Больше ехать невтерпёж.

 Очень колешься ты ёж. (Прибаутка)

 А какие прибаутки вы знаете?

 6. Сшила Саша Саньке шапку! (скороговорка)

 А какие скороговорки вы знаете?

 Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец! ».

 Очень вкусный пирог!

 Я хотел устроить бал и гостей к себе … (позвал)

 Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый … (пирог)

 Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не … (идут)

 Я ждал пока хватило сил, потом кусочек … (откусил)

 Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту … (съел)

 Когда же гости подошли, то даже крошек не нашли.

 Почему сказки, фольклор, сложенные народом живут до сих пор?

Игра: «Кто лучше».

 Показать картинку – иллюстрацию из сказки, предложить узнать сказку и составить свое продолжение по картинке.

Задание в тетради:

 Придумать свою сказку и нарисовать главных героев.

Задание:

 Определить на слух присказку, зачин, концовку.

 1. Жили-были (зачин) .

 2. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были (присказка) .

 3. Стали они жить-поживать и добра наживать (конец) .

 4. За тридевять земель, в тридесятом царстве (присказка) .

 5. Я там был, мед-пиво пил (конец).

 6. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец (конец) .

Занятие № 2.

Цель: Продолжать учить детей составлять модель сказки, опре-делять начало, середину, конец. Помочь детям понять смысл сказки «Лиса и журавль», заострить внимание на пословице «как аукнется, так и откликнется». Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуж-дать, пересказывать близко к тексту.

Ход занятия:

 Вывешиваю на доске схему сказки. -

 Что это такое? Кто помнит?

 Что означает синий квадрат? - (начало)

 Что означает красный круг? (середина)

 Что означает зеленый треугольник? (конец)

 Все сказки складываются по одной схеме. Вы принесли рисунки с любимой русской народной сказкой? Рассматриваем рисунки по очереди и отгадываем сказки вместе с детьми. Попытаемся разложить рисунки на начало, середину и конец сказок.

 Что было в начале? Что было в середине? Что было в конце?

 Какими словами заканчивается сказка? Как вы их понимаете?

 Верно ли поступил журавль? Почему?

 Кто расскажет, что было в начале сказки? (показываю на модель -) .

 Рассказывают 2-3 ребенка.

 А что было в середине сказки? (модель) .

 Что было в конце сказки? (модель) .

 А теперь мы попробуем прочитать сказку по частям:

 1 ряд – первая часть, начало. Рисунки начала сказки -

 2 ряд – Середина сказки. Рисунки середины сказки

 3 ряд – Конец сказки. Рисунки окончания сказки

 Затем по рисункам под схемой составляем сказку «Лиса и журавль».

Занятие № 3.

Цель: Упражнять детей в умении на слух различать и определять начало, середину, конец сказки. Учить думать, рассуждать, правильно отвечать на вопросы, выбирать героев только русских народных сказок, не путать их с героями из других сказок. Развивать воображение в результате придумывания своего конца к сказке «Лиса и журавль», не повторяясь за сверстниками, придумывать свой, отличный от других.

Ход занятия:

 На воздушных шарах, в плетеной корзине прилетают игрушки – герои русских народных сказок с запиской-письмом. Там задания детям.

 1. Загадки:

 а) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).

 б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса, кто же это? (Лиса)

 в) У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора? (Заяц)

 2. Игра:

 «Правильно – неправильно».

 Гречка в печке, валенки на завалинке. (правильно)

 Валенки в печке, на завалинке – гречка. (неправильно)

 Гречка в валенке, завалинка в печке. (неправильно)

 3. Игра:

 «Начало – конец».

 Голоден, как (волк). Здоров, как (бык) .

 Хитра, как (лиса). Упрямый, как (осёл).

 Труслив, как (заяц). Болтливый, как (сорока) .

 Нем, как (рыба). Колючий, как (ёж).

 Грязный, как (поросенок).

 Читаю сказку «Лиса и кувшин». предлагаю найти начало, середину и конец сказки. Читаю середину, дети поднимают -, затем конец -, за-тем начало - -.

 Какая лиса в сказке по характеру? (хитрая, нечестная, плутовка, глупая). Давайте изменим лису и придумаем сказке свой конец, где лиса из глупой, нечестной, хитрой превратилась в честную, добрую и т. д. Выслушиваю 4-5 детей. За лучший рассказ лисичка угощает детей орешками. А персонажи благодарят детей за выполнение всех заданий и угощают всех лисичкиными орешками, прощаются и улетают в другой детский сад.

Занятие № 4.

Цель: Вспомнить и закрепить «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении само-стоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажи, используя в речи разнообразные прилагательные.

Ход занятия:

 Приход персонажа – черепашки-ниндзи (с барабаном, заводным) с целью – знают ли дети русские народные сказки. Тут же он их спраши-вает: «Что такое фольклор»? И предлагает детям викторину по сказкам; детям читают отрывки из сказок «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшинки». Если дети отгадывают, то черепашка стучит в барабан, вы-ражая восторг и одобрение.

 Затем предлагается детям сравнить слова: дом, жилище, терем, постройка, теремок. Одинаковы ли они по смыслу? Какие из них являются общими для все? какие больше всего соответствуют сказочному сюже-ту? Какое подходит для меня?

 Черепашка выражает восторг стуча в барабан.

 Обращаюсь к персонажу и предлагаю посмотреть, как дети состав-ляют модель сказки «Лиса и тетерев».

 Читаю сказку целиком, потом вразброс. Дети оперируют моделями.

 Кто из героев оказался умнее? Попробуйте рассказать о тетереве. Какой он? (хитрый, умный, спокойный, находчивый, догадливый, сообра-зительный) .

 В конце занятия черепаха-нинзя вручает медали лучшим детям.

Занятие № 5.

Цель: Вспомнить и закрепить понятие «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении самостоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажей, используя в речи разнообразные прилагательные.

 Ход занятия:

 «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». Это крылатое выражение. Что оно значит? Поясните. Если дети затрудняются, необ-ходимо объяснить самой.

 Показать портрет А. С. Пушкина. Зачитываю отрывки из стихов о природе – о зиме. «Зимнее утро», «Евгений Онегин»:

 … Вот ветер тучи нагоняя …

 … Идет волшебница зима …

 Послушать грамзапись П. И. Чайковского «Январь», «Декабрь». Какая мелодия подходит к стихам? Докажите. У вас у каждого своя точка зрения, и мы будем учиться её доказывать. Если мы подобрали музыку к стихам Пушкина, то какие это стихи? (Красивые, напевные, задушевные, мелодичные …) .

 Почему стихи А. С. Пушкина помнят до сих пор, ведь прошло уже 158 лет?

 Прочитать стихотворение «Зимнее утро»:

 … Под голубыми небесами,

 Великолепными коврами,

 Блестя на солнце снег лежит.

 Прозрачный лес один чернеет,

 И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.

 Дети закрывают глаза и представляют, затем рисуют карандашами представленную картину стихотворения.

 По ходу рисования читаю несколько раз стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство детей с образными выражениями русского языка ( пословицы, поговорки)"

«В простоте слова- самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.» М.Горький. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впит...

Консультация для родителей «Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей»

Данная косультация напомнит взрослым пословицы и поговорки из русского народного фольклора и подскажет, как лучше применить проявления народной мудрости в воспитании детей....

Художественное слово для детей средней группы (Стихи, загадки, пословицы, поговорки по теме - «Ходит капелька по кругу»)

Что такое вода?» - стихЧто такое вода? это струйки из крана,Это волны и шторм на морях – океанах.В запотевшей бутылке напиток в руке,И в ключе, и в колодце, и в ручейке.Да, бывает вода в с...

Пословицы, поговорки, сказки

Воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок.Одним из наиболее действующих средств народной педагогики являются сказки, половицы и поговорки....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование социокультурных ценностей у детей раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказками).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТФормирование социокультурных ценностей у детей    раннего дошкольного возраста через ознакомление с фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, сказк...

Народные пословицы, поговорки и сказки о воспитании детей.

Важная роль в воспитании ребенка принадлежит народному фольклору. В нем сохранились нравственные ценности, особенности русского характера, представления о добре, храбрости, правде, верности. Фольклор ...