Методическая разработка конспекта по экспериментированию "Знакомство с водой и ее свойствами"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гребнева Татьяна Валерьевна

Дети очень любознательны, кроме того любят играть с водой. Вот и решили мы поближе познакомиться со свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_vodoy_i_ee_svoystvami.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с водой и ее свойствами

Гребнева Татьяна Валерьевна

Государственное Бюджетное  Дошкольное Образовательное Учреждение №14 Московского района Санкт-Петербурга.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами воды.

Задачи:

  • Закрепление знаний детей о значении воды в нашей жизни;
  • формирование представлений о разнообразных состояниях воды;
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи;
  • Воспитание  чувства бережного отношения к природе, воде;
  • продолжать закреплять умения детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
  • Обогащение  и активизация словаря: прозрачная, жидкая, бесформенная, газообразная, лед, град, пар.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: растительное масло, термос с горячей водой, кубики льда, стеклянный поднос, большой прозрачный сосуд (прозрачная кастрюля), пузырьки с красной (горячей) и синей (холодной) водой.

Раздаточный материал:

Тазики с водой (один на стол); пластиковые предметы (ложки, кубики), шишки, деревянные кубики, металлические предметы (части конструктора, ложки); пластиковые прозрачные стаканчики; трубочки для коктейля, пипетки; чашки с песком, мукой, сахарным песком; чайные ложки; краски, кисточки; сосуды различной формы ( формочки для песочницы: круглые, квадратные и др).  

Методы и приемы:

Наглядный (схемы, символы);

Словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера);

Практический (опыты).

Предварительная работа:

  • Беседа о воде, ее значении для всего живого;
  • Рассматривание иллюстраций водоемов;
  • Чтение стихов о воде;
  • Загадывание и придумывание загадок о воде;
  • Опыты по превращению льда  и снега в воду, замораживание воды в формочках для льда;
  • Рассматривание плаката о круговороте воды в природе;
  • Беседы на тему «Как появляются облака», «Почему идет дождь», «Откуда появляются снежинки».

Ход занятия:

Послушайте стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без не нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить-

Без нее нам не прожить!

Почему в стихотворении говорится, что без воды нам не прожить?

Кому нужна вода?  (ответы детей)

 Для чего она нужна?

Можно ли прожить без воды? (Подвести ответы детей к тому, что без воды не обходится ни один живой организм;  что вода необходима в быту).

А что случится, если вдруг пропадет вся вода?

Как вы думаете, мы все знаем о воде?

Давайте поближе познакомимся с водой. Что нам для этого нужно? Конечно, провести опыты. Вы готовы? Тогда приступаем.

 

Опыт 1. «Вода жидкая, может течь».

Возьмите два стаканчика - один с водой, другой - пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой.

Что происходит с водой? Она льется? Почему? (добиться ответа «жидкая»). Если бы вода не была жидкой, смогла бы она течь в ручейках, реках, в водопроводном кране?

Вывод: вода жидкая, может течь, поэтому ее называют жидкостью.

Опыт 2. «Вода не имеет формы».

Посмотрите на предметы, которые находятся у вас на столе, какой они формы?

А какой формы вода? Что надо сделать, чтобы определить форму воды?

Перелейте воду в формочки. Что произошло?  Вспомните, какой формы бывают лужи после дождя? Вода принимает форму того предмета, в который налита.

Вывод: вода не имеет формы.

Опыт 3. «Тонет - не тонет».

Посмотрите на предметы еще раз, как вы думаете, какие из этих предметов утонут в воде, а какие нет? Что надо сделать, чтобы проверить? Опускайте в воду по одному предмету, старайтесь не кидать, чтобы не обрызгать соседей, мы ведь уже знаем, что вода - жидкость и она может течь.

Что произошло с деревянными кубиками? Какие предметы еще остались на воде? Давайте рассмотрим нетонущие предметы, из чего они сделаны?

 А что произошло с деталями от конструктора? Как вы думаете, почему они утонули? Теперь рассмотрите утонувшие предметы, из чего сделаны они? Какие предметы легче?

Вывод: вода выталкивает более легкие предметы.

Опыт 4. «Вода не имеет цвета».

Скажите мне, пожалуйста, какого цвета вода? ( если будут говорить, что белая, показать стакан с молоком). Опустите в стаканчик с водой чайную ложку, мы ее видим? Сквозь воду хорошо видно, значит, она прозрачная. Теперь попробуйте добавить немного краски, что стало с водой? Вода приняла цвет красителя.

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Опыт 5. « В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Посмотрите, у вас на столах стоят чашки с песком, мукой и сахарным песком.

Как вы думаете, что с ними произойдет, если мы добавим в воду эти вещества? Все ли они растворятся? Добавьте в воду сахарный песок, размешайте как следует.

 Что произошло с водой? Вода осталась прозрачной, сахар полностью растворился в воде.

Теперь в другой стаканчик с водой добавьте муку. Размешайте.

Что стало с водой? Она осталась прозрачной? Муке растворилась в воде не полностью, часть муки осела в виде осадка, и вода стала мутной.

В третий стаканчик добавьте обычный песок, размешайте.

Что произошло с водой, с песком? Песок не растворился в воде, он осел на дно, вода стала грязной.

Вывод: Вода хороший растворитель для многих веществ, но не все растворяется в воде.

Вы хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Давайте поиграем, я буду Тучка, а вы все Капельки. ( Включаю музыку дождя). И пора вам всем в путь - дорогу отправляться. Капельки бегают, танцуют (имитируют движения Тучки). Полетели Капельки на землю, попрыгали, покружились, и скучно им стало по одной играть. Стали собираться вместе по две, по три Капельки (берутся за руки), потекли маленькими ручейками. (Аудиозапись шума ручейка) Все больше становится Капелек в ручейке, и вот это уже не ручеек, а большая река (все дети держатся за руки). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и вдруг попадают в большое море(аудиозапись шума волн), (дети, взявшись за руки, образуют круг). Порезвились в море, пригрелись на солнышке (присели) и стали легкими- легкими, потянулись вверх (поднимаются на носочки, тянут вверх руки). И поднялись домой, к Тучке.

Вот так и в природе капельки путешествуют. Солнце нагревает воду, мельчайшие капельки воды испаряются из рек, морей, с поверхности земли, поднимаются вверх, там собираются и образуют облака. Когда капелек становится много, они тяжелеют и падают на землю. Летом – дождём, зимой – снегом, градом . Ручейками вода стекает в реки, реки – в моря. А потом вода опять испаряется. Это явление называется круговоротом воды в природе.

Хотите посмотреть, как образуется облако?

Садитесь поудобнее ( на ковре).

Открываю термос, вверх вырываются струйки пара.

Ребята, а пар – это вода? Как проверить?

Накрываю термос стеклянным подносом, это-небо, (пар оседает на стекле и собирается капельками).  Показываю, как запотевает стекло Это облако, снимаю его, а там капельки воды, держу над салфеткой, капли падают. «Капельки воды в природе ходят» - двигаются по кругу. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое.

 

Что образуется на стекле? Вот так в облаке образуются капли дождя. Потом они падают вниз на землю дождем или снегом.

А как вы думаете, когда капельки поднимаются наверх, когда их солнышко нагреет, или когда им холодно? Какая вода поднимается наверх, горячая или холодная?

Давайте проверим. В большой прозрачный сосуд (у меня жаропрочная кастрюля) наливаем воду. На дно аккуратно опускаем два маленьких пузырька с  подкрашенной (синей – холодной и красной - горячей) водой. Сначала держим пальцем отверстия пузырьков, одновременно открываем пузырьки и наблюдаем, как горячая вода поднимается наверх.

Вывод: горячая вода поднимается вверх.

Ребята, что мы с вами узнали о воде?

Вода – это жидкость, она не имеет формы, выталкивает более легкие предметы, она прозрачная, принимает цвет красителя, вода растворяет многие вещества.

Нужно ли беречь воду?

 Человек ни дня не может прожить без воды. Вода добрый друг и помощник человека.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. «неизведанное рядом», Москва, Творческий центр 2013
  2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009
  3. Яндекс, сайт «Simple cience»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»

Цель познавательно-экспериментальной деятельности:·        развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее рез...

методическая разработка образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста "Удивительные свойства воды"

Общение и систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста о свойствах и особенностях воды....

Методическая разработка на тему: Упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды.

Методическая разработка на тему:  Упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды....

Методическая разработка конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности "Удивительные свойства воздуха"

Эта разработка содержит материал по экспериментально-исследовательской деятельности, где в занимательной форме знакомит детей со свойствами воздуха...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста "Мы с водичкой поиграем, о водичке всё узнаем"

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста "Мы с водичкой поиграем, о водичке всё узнаем"Цель: Познакомить детей со свойствами воды...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Свойства древесины»

Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствахЗадачи:Познавательное развитие- формирование первичных представлений об окружающем мире-развитие  интересов детей, любознател...