Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Свойства древесины»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Носко Виктория Григорьевна

Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствах

Задачи:

Познавательное развитие

- формирование первичных представлений об окружающем мире

-развитие  интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

-учить различать и называть некоторые растения по их частям и характерным признакам

-развивать интерес к природе родного края

-развивать умение классифицировать предметы по общим качествам(форме, величине, строению, цвету).

 -развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом их  использования.

-учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предмета.

Социально-коммуникативное развитие

-становление эмоциональной отзывчивости, сопереживания

-развитие общения и взаимодействия детей с воспитателем и      сверстниками

Художественно-эстетическое развитие

-развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания литературных текстов.

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Речевое развитие

-развитие у детей навыка владения речью как средством общения и культуры

-обогащение активного словаря детей понятиями: «дерево», «древесина», «спил дерева», качество, свойства.

-развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

-учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.

 

Физическое развитие

-закреплять навыки выполнения спортивных упражнений

 Методические приёмы

Чтение сказки, демонстрация материала, эксперимент с водой и изделиями из дерева  беседа, объяснение непонятных слов детям, физкультурная минутка.

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: образцы дерева для всех детей, иллюстрации с изображением деревьев, спилы деревьев, металлические и деревянные ложки, деревянные игрушки, деревянные палочки, фанера,  камни, емкость с водой, листы бумаги с изображением спила дерева.

 

Ход НОД

Вводная часть

 

   Чтение русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Воспитатель сообщает детям, что герои из сказки обратились за помощью.

Дети вспоминают, что произошло с героями.  Подсказывают воспитателю,  каким образом герои могли переправиться на другой берег реки. Воспитатель обращает внимание на предметы, которые лежат на столе, и просит выбрать тот, на котором герои могли бы переплыть через реку  (фанера, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани).

 

Основная часть

  1. Эксперимент

Дерево умеет плавать

   Воспитатель предлагает проверить все предметы, для чего приносит емкость с водой. Дети кладут все предметы в воду и смотрят, какой из них не тонет. Если предмет остается на поверхности воды, значит, на нем можно плавать. Дети выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы держатся на воде!

 

    1.Беседа о свойствах и качествах дерева (древесины).

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы будем говорить о дереве, о его свойствах и качествах.

2. Беседа «Дерево умеет плавать».

Деревья - это зеленые растения. Это объект живой природы. Оно питается, растёт, изменяется и размножается. Деревья бывают очень маленькими (несколько сантиметров) и очень большими (несколько десятков метров). Живут от 100 до 2000 лет.   Рассмотрите рисунок на доске

- Из каких частей  состоит дерево? (Корень, ствол, ветви, крона).

Поверхность ствола покрыта корой. Кора  является как бы одеждой для дерева.

Деревянные предметы делают из деревьев, для этого их спиливают пилой, стволы очищают от сучьев.

Давайте выясним: почему человек так ценит дерево? Какой ценный материал получает человек из дерева? (древесину). Древесина получается из стволов деревьев при распиливании их на части.

 Воспитатель рассказывает, что изделия из дерева легкие и не тонут в воде.

Воспитатель: Давайте рассмотрим спил дерева. Какой на ощупь? (шероховатый)

- Расскажите о свойствах дерева (твёрдое, его можно рубить, строгать, пилить; легкое, прочное,  шероховатое, горит, не тонет).

  А как узнать, сколько лет дереву?

- Посчитайте количество колец на спиле дерева.

Чем больше колец,

Тем старше жилец.

     Сколько прожил молодец,

Столько в нем внутри колец.

 

4. Дидактическая игра «Найди предметы из дерева».

Воспитатель: - В окружающей обстановке найдите предметы из дерева (деревянные игрушки, стулья, шкафы, кубики и т. д.)

3. Физкультминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались ветки (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся)

 

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель раздает детям листочки с изображением спила дерева и просит подсчитать количество колец. Таким образом, ребенок выясняет, сколько лет дереву.

 

 

Заключительная часть

 

5. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель:- Ребята, что вы узнали нового? Что такое дерево?

Какими качествами  обладает? (твердость, структура поверхности – гладкая,  шершавая, степень прочности, толщина).

 Какими свойствами? (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

- Какие свойства дерева вы запомнили? Как узнать, сколько лет дереву?

-Дерево может держаться на воде?

В конце занятия можно предложить детям раскраску с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности: образовательная область - художественно-эстетическое развитие, лепка в старшей группе "весенние цветы".

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга    Конспект непрерывной образовательной деятельностиобразовательн...

Методическая разработка: Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы " Играем в школу".

Материал методической разработки посвящен закреплению умений и навыков детей к обучению в школе....

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" с детьми средней группы. "Поиграем с мышкой Минни".

В конспекте использованы современные образовательные технологии: Игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, палочки Кюизенера.  Данные технологии способствуют реализации поставленны...

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. "Город веселых светофорчиков"

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы  ОО "Речевое развитие". "Город веселых светофорчиков"...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста "Мы с водичкой поиграем, о водичке всё узнаем"

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности в группе раннего возраста "Мы с водичкой поиграем, о водичке всё узнаем"Цель: Познакомить детей со свойствами воды...

Методическая разработка Конспект непрерывно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" «Одуванчик для пчёлки.»

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Также  благотворно влияет на нервну...