« Приключения зайчонка Ушастика»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Николаева Кырмызы Жаксагалиевна

формирование у детей элементарных представлений о жизни животных пустыни и Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie_otkrytoe_zanyatie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: старшая группа № 4

Тема: « Приключения зайчонка Ушастика»

Цель: формирование у детей элементарных представлений о жизни животных пустыни и         Севера.

Интеграция образовательных областей: «Познание» («Формирование целостной картины мира»)

Интегрируемые области: « «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье»,

«Музыка».

Задачи:

  • уточнять  представления детей  о животных пустыни и Севера, их внешнем виде, характерных особенностях;
  • расширять представления  детей о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
  • развивать умение детей поддерживать беседу, понимать поставленную задачу, интерес к познавательной деятельности;
  • побуждать детей использовать свои познания  и представления о животных в художественно – творческой деятельности;
  • воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к окружающему миру.

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, физминутки.

Словесные: беседа, вопросы – ответы.  

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Средства обучения:

Демонстрационный материал:  игрушка – заяц, предметные картинки по теме: «Дикие животные»,  глобус, макеты: «Пустыня», «Север», ёмкость с водой, масло растительное, салфетка.

Раздаточный материал: контейнеры с песком, карандаши с приклеенными с одной стороны крышками от пластиковых бутылок, листы бумаги, трафареты животных,  деревьев, клей, кисточки для клея, нитки.

Предварительная  работа:

  • рассматривание  картинок, иллюстраций книг, журналов с изображением животных разных стран;
  • беседы о животных разных стран;
  • дидактические игры: «Кто где живёт?», «Кто что ест?»;
  • отгадывание загадок о животных;
  • рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности.

Индивидуальная работа: учить детей назвать особенности климата пустыни, Севера.

Словарная работа: глобус, пустыня, Север, верблюд, белый медведь, тюлень.

Ход  НОД:

  1ч.   Д/игра: «Прятки». Игровой момент с игрушкой – зайцем.

   В. – Ребята, вы любите играть в «Прятки»?

   Д. – Да, любим.

    В. – Я предлагаю  поиграть в эту игру с животными.

   Воспитатель показывает детям части предметных картинок из серии «Дикие животные» и задаёт  вопросы:

- Чьи это уши?

- Чей это хвост?

- Чьи лапы?  и т. д.

В. - Ребята, скажите, чьи это ушки?

Д. – Это заячьи уши.

В. – Вы узнали, кто это?

Д. – Это наш зайчонок Ушастик.

В.  – Ребята, нашему знакомому зайчонку Ушастику надоело сидеть на полке, вот и он решил отправиться в путешествие. Вы поможете ему в этом?

Д. – Да.

2 ч.  Создание проблемной ситуации. Беседа о глобусе.

В. – Ребята, Ушастик решил найти свою Родину, место, где ему жилось бы хорошо. Но он совсем не знает, где его Родина. Вы готовы помочь Ушастику?

В. – Что можно было бы сделать Ушастику перед тем как отправиться в путешествие?

Д. – Можно было бы нарисовать план – карту путешествия.

В. – Но Ушастик совсем не умеет рисовать. Скажите Ушастику, что помогает путешественникам в выборе маршрута путешествия?

Д. – Карта мира.

В. –  Но карты  мира у нас тоже нет.  Давайте поможем Ушастику и предложим  нужный  ему предмет. Для этого  послушайте и отгадайте загадку:

                                       На ноге стоит одной,

                                       Крутит- вертит головой,

                                       Нам показывает страны,

                                       Реки, горы, океаны.

В.- Что это за предмет?

Д. – Это глобус.

В. – Ребята, расскажите  Ушастику, что изображено на глобусе разными цветами?

Д.- Синим цветом – океаны, моря;  зелёным – леса;  коричневым – горы;  белым – снега и льды;  жёлтым – пески.

В. – Куда же ты хочешь отправиться, Ушастик?

У. – Хочу отправиться туда, где  всегда бывает  жарко!

В. – Ребята, а где всегда жарко?

Д. – В Африке, в пустыне.

В. – Ну, что же, давайте покрутим глобус и скажем волшебные слова:

                                           Шар наш голубой, крутись!

                                           Ушастик, в пустыне очутись!

3. Работа с макетом «Пустыня».

В. – Ребята, вот зайчонок очутился  в  самом жарком месте – пустыне. Давайте совершим с Ушастиком небольшую прогулку по пустыне. Пустыня – от слова «пусто», «пустынно».

В. – Скажите, ребята, какого цвета пустыня?

Д.  – Жёлтого, светло – коричневого.

В. – В пустыне солнце не просто светит, оно обжигает всё вокруг своими палящими лучами. В пустыне дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

В. – Ребята, Ушастик проголодался  и хочет найти себе корм в пустыне. Удастся ли зайчонку подкрепиться  в пустыне?

Д. – Нет. Потому что в пустыне нет  зелёных растений, деревьев.

В. – Ребята, как вы думаете, почему в пустыне  нет растений?

Д. – Растения не могут расти, их сжигает солнце, потому что нет воды.

В. – Да, ребята, здесь, в пустыне  можно увидеть только кактусы, колючки.

В. – Ребята, Ушастик захотел попить воды. Найдёт ли он её в пустыне?

Д. – Нет, в пустыне нет воды.

В. – А могут ли жить в пустыне животные?

Д.- Да.

В. – Ребята, совсем загрустил наш Ушастик, но вдруг он увидел каких – то необычных животных. Помогите Ушастику отгадать загадку и назвать животных.

                                      Корабль пустыни идёт по песку,

                                      Воды по бутыли в каждом горбу.

                                      Колючки ему на обед подают,

                                      Везёт в караванах товары … (верблюд).

В. – Ребята, верблюдов называют «кораблями» пустыни, потому что верблюды движутся плавно и медленно, как корабли. Скажите, ребята, как же верблюды обходятся без еды и воды в пустыне?

Д. – У верблюдов в горбах есть запасы еды  и воды.

В. – Правильно, ребята, верблюды – очень выносливые животные, и могут по нескольку дней обходиться без еды и воды.

В. – Ребята, а как же верблюды спасаются от жаркого солнца?

Д. – У них густая длинная шерсть.

В. – Ребята, песок в пустыне горячий. Как же верблюды  идут по горячему песку и не обжигают  себе ноги?

Д. – У них твёрдые копыта.

В. -  Верблюдам приходится проходить огромные расстояния по песку. Как вы думаете, удобно ли верблюдам ходить по песку?

Д. – Да, у них широкие большие копыта.

В. – Давайте и мы с вами совершим прогулку по пустыне. Пододвиньте к себе контейнеры с песком и возьмите в руки карандаши. Представьте себе, что мы хотим пройти по песку в туфлях на тонких каблучках. Каблучки – это острая сторона карандаша. Пройдите  на каблучках по песку. Что происходит с каблучками?

Д. – Каблучки проваливаются  в песок.

В. – Удобно ли ходить по пустыне в такой обуви?

Д. – Нет.

В. – А теперь представьте себе, что у вас на ногах ботинки на толстой прочной  подошве. У нас это крышечка, приклеенная к другой стороне карандаша. Пройдите в ботинках по песку. Удобно ли вам идти в такой обуви?

Д. – Да, потому что подошва широкая и не проваливается в песок.

В. – Ребята, удобно ли будет Ушастику бегать  и прыгать по песку?

Д. – Нет, потому что у него тонкие лапы.

В. – Ребята, скажите, сможет ли жить в пустыне зайчонок Ушастик?

Д. – Нет.

В. – Да, ребята, Ушастику совсем не понравилось в пустыне  и он решил отправиться туда, где всегда холодно. Скажите, ребята, где круглый год  холод, снег и лёд?

Д. – На Севере, на Северном полюсе.

                4  ч.    Физминутка:  «О Севере».

В. – Ребята, давайте сначала расскажем Ушастику про Север.

                                Дуют ветры ледяные,

                                Горы снежные, крутые,

                                Там о лете не слыхали,

                                 Там согреешься едва ли.

                                 Он не мал и не велик,

                                 Этот снежный материк.

5 ч. Работа с глобусом и макетом «Север».

В. – Ребята, покажите Ушастику на глобусе, где Север и каким цветом он показан на  глобусе?

Д. – Он показан белым цветом. Дети показывают на глобусе Северный полюс.

В.  – Ребята, давайте скажем волшебные слова:

                                       Шар наш голубой, крутись!

                                       Ушастик, на Севере очутись!

В. – Вот Ушастик и оказался  на Северном полюсе. Север – это царство снега и льда.  Здесь, на Севере очень суровый, холодный климат. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. Кажется, что на Севере совсем не может быть животных, но вот Ушастик увидел кого – то. Послушайте про них загадку:

                                             Среди снегов и льда он не голодает,

                                              За рыбой в холодную воду ныряет,

                                               Густая, белая шерсть его спасает,

                                               От морозов согревает.

В. – Кто это?

Д. – Белый медведь.

В. – Ребята, как вы услышали, белые медведи питаются рыбой, хорошо плавают и ныряют. Вот медведь уже вылез из воды и встряхнулся.  От него во все стороны полетели брызги воды. Ребята, как белый медведь не покрывается льдом на таком морозе? Ведь он может замёрзнуть и заболеть? Давайте проведём опыт.

Воспитатель приглашает нескольких детей для проведения опыта. Дети вначале опускают руки в воду и замечают, что руки стали мокрыми и капли воды стекают с них.

В. – Ребята, если бы сейчас мы оказались на морозе, руки покрылись бы корочкой льда, можно было бы заболеть даже. А теперь я предлагаю вам вытереть руки насухо полотенцем и смазать руки маслом. Теперь снова опустите руки в воду. Что вы заметили?

Д. – Вода собралась капельками и рука не намокла. Вот и у белых медведей шерсть пропитана специальным  маслом, которое помогает медведю не намокнуть  и остаться сухим.

В. – Ребята,  как вы думаете, Ушастик смог бы выжить на Севере?

Д. – Нет. Он не найдёт себе корм на Севере.

В. – Да, ребята, Ушастику совсем не понравилось на Севере,  и он не хочет здесь больше оставаться. Ребята, давайте скажем волшебные слова и поможем Ушастику снова вернуться в детский сад:

                                      Шар наш голубой, крутись!

                                      Ушастик, снова в детский сад вернись!

В. -  Ребята, скажите Ушастику, где же его Родина, где он сможет обитать?

Д. – В лесу.

В. – Правильно, ребята, зайцы живут в лесу.  Скажите, почему зайцам  хорошо в лесу?

Д.- Они  там могут  поесть травку, листочки, погрызть кору деревьев.

В. – Ребята, Ушастик не знает, что такое лес и кто в нём ещё живёт. Давайте  расскажем Ушастику  об этом.

6 ч. Игра: «Звериная зарядка».

                                         Раз – присядка, два – прыжок –

                                         Это заячья зарядка.

                                         А лисята, как проснутся,

                                         Любят долго потянуться,

                                         Обязательно зевнуть,

                                         Ну и хвостиком вильнуть.

                                          А волчата спинку выгнуть,

                                          И тихонечко подпрыгнуть!

                                          Ну, а мишка косолапый,

                                          Широко расставив лапы:

                                          То одну, то обе вместе,

                                           Долго топчется на месте.

                                           А кому зарядки мало,

                                           Начинает всё сначала!

7 ч.  Аппликация «Звери в лесу». 

Во время выполнения детьми аппликации звучит  песня: «Колыбельная Умке».

В. – Ребята, сейчас мы покажем Ушастику как выглядит  лес, и кто ещё в лесу живёт.  Для этого мы с вами сделаем аппликацию.

В. – Ребята, вы и   раньше выполняли аппликацию животных  из бумаги, а сегодня я попрошу вас  выполнить  аппликацию при помощи трафаретов животных и мелко нарезанной пряжи, ниток.  На листе бумаги сначала необходимо обвести  карандашом трафарет животного,  затем нанести клей, взять нитки и начать приклеивать их по контуру. Будьте внимательны, выберите понравившийся вам трафарет животного, подумайте, какого цвета нитки вам будут нужны для работы. Помните, что вы должны осторожно обращаться с карандашом и кисточкой для клея.

8 ч. Итог НОД.

В. – Ребята, у нас получился чудесный лес с деревьями и зверями. Ушастику он очень понравился и он согласился бы в нём жить.

В. – Ребята, Ушастик благодарит за чудесное  путешествие, которое  мы ему устроили и дарит вам всем медали путешественника.

В. – Чем мы сегодня занимались и что вам больше всего понравилось?

В. – Ребята, послушайте стихотворение:

                                      Дикие животные  с человеком не живут,

                                      Постоянной помощи от него не ждут!

                                      А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях,

                                      На воде и под водой, в небесах и под землёй.

                                      Сами пищу добывают, сами деток охраняют,

                                      Строят прочное жилище, место сбора сами ищут.

                                      Тигры, волки и слоны, зайцы, кабаны, киты,

                                       Лисы, буйволы, медведи, грифы, совы и орлы –

                                       Всех их не пересчитать, обо всех не рассказать!

                                       По своим живут законам, их всем людям надо знать!

                                       Чтобы не вредить животным – их повсюду охранять!

                             

                                         

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП "Осенние приключения зайчонка"

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы ("Образование числа 8")...

Конспект занятия. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: Рассказ Ч. Янчарский «Приключение мишки ушастика. В магазине игрушек.».

Конспект занятия. Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: Рассказ Ч. Янчарский «Приключение мишки ушастика. В магазине игрушек.»Цель: Приучать детей внимательно слушать художественные про...

Конспект НОД по развитию речи «Приключение зайчонка Кузи» (старшая группа)

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Познакомить с буквой «Ш» ( видим  и  пишем) и  звуком «Ш». (согласный, твёрдый, шипящий)...

Конспект занятия «Приключения мишки Ушастика в стране Математики»

Совместная деятельность по познавательному развитию в старшей группе...

Конспект образовательной организованной деятельности по развитию речи «Чтение главы «Друзья» (из книги Ч.Янчарского «Приключения Мишки Ушастика)»

Конспект образовательной организованной деятельности по развитию речи для детей 2-3 лет разработан на основе методической литературе В.В.Гербовой....

Веселые приключения Мишки Ушастика и математика.

Формировать у детей устойчивое желание в проявлении познавательной активности и участия в игровых занятиях развивающей направленности....

Сценарий музыкального спектакля "Приключения зайчонка Стёпы" для средней группы

Сценарий музыкального спектакля "Приключения зайчонка Стёпы" для средней группы с инновационной технологией "Технологическая карта"...