Старшая группа. Конспект по экологии "Гриб-чудо природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ознакомление детей с растительным миром природы. Расширять знания о грибах, о мерах предосторожности во время сбора грибов, о вреде и пользе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grib-chudo_prirody.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Гриб – чудо природы»

Цели и задачи:

Учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки;

учить составлять описательные рассказы; познакомить со строением гриба.

Расширить кругозор,  обогатить словарь по теме «Грибы», активизировать внимание, память и речь детей.

Поддерживать интерес к живой природе, к народному фольклору. Создать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: грибница, споры.

Предварительная работа:

Беседа об осени;

Чтение рассказов, стихотворений о грибах.

Загадки;

Заучивание считалок о грибах;

Рисование грибов в различной технике;

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Чудесные грибы», «Кто больше назовет действий»,  «Родственники»,  «Грибные блюда», «Что лишнее», «Умный словесник».

Материал: Предметные картинки из серии «Грибы», лукошко, грибы – муляжи, печенье – грибочки, аудиозапись Чайковский «Времена года», магнитофон.

 Ход занятия.

 Воспитатель: (читает на фоне музыки)

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Ребята, о каком времени года говориться в этом стихотворении?

Дети: Осень. 

Воспитатель: А кто может назвать приметы осени?

Дети: (называют приметы осени)

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое подготовила для вас Олеся

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

( К. Бальмонт )

 Воспитатель: Как точно описывает поэт приметы осени в своем стихотворении.

Но с приходом осени и у людей много работы. Подумайте и скажите, какой трудовой деятельностью люди занимаются осенью?

Дети: убирают урожай овощей и фруктов, готовят к зиме почву, а грибники собирают грибы в лесу.

Воспитатель: Овощеводы собирают…овощи

                      Садоводы собирают…ягоды и фрукты.

                      Грибники собирают…грибы

Правильно. Вот мы и поговорим сегодня с вами о грибах и грибниках

Он стоит среди травы

В шляпе, но без головы.

У него одна нога,

Но и та без сапога.

(Гриб)

 

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим строение гриба и назовем его части.

 Дети: У гриба есть корень, ножка, шляпка.

 Воспитатель: Рассмотрите снизу шляпки разных грибов и сделайте                                 вывод: одинаковые они?

 Дети: У одних грибов снизу дырочки (белые, подберезовики,                                 подосиновики); у других– пластинки (сыроежки).

 Воспитатель: Верно, в пластинках, трубочках у грибов созревают очень меленькие, невидимые глазом споры- семена из которых вырастают грибы.

Грибы можно разделить на две группы, как вы думаете на какие?

 Дети: Несъедобные (ядовитые) и  съедобные.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, какие съедобные грибы вы знаете?

 

Дети: называют

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Опиши гриб»

воспитатель показывает картинку, называет гриб, дети  по картинке составляют описательный рассказ (по желанию)

БЕЛЫЙ ГРИБ  

Ребенок: шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

ПОДБЕРЕЗОВИК

Ребенок: растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

ПОДОСИНОВИК

Ребенок: с красной шляпой, ножка высокая, растет под осинками

ЛИСИЧКИ

Ребенок: гриб желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

ОПЯТА

Ребенок: грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями»на пенечках

СЫРОЕЖКИ

 Ребенок: шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

 Воспитатель: Это все грибы съедобные, но мы – то знаем, что есть еще и ядовитые. А кто может объяснить, почему они так называются –

ЯДОВИТЫЕ

Дети самостоятельно делают выводы и объясняют

 Отгадайте загадку.

Возле леса на опушке,

украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

 ядовитый ... (мухомор)

Воспитатель показывает картинку с изображением мухомора.

МУХОМОР

Ребенок: самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Воспитатель: Когда грибники собирают грибы, они их ищут под деревьями, под кустиками на полянках под травой. А вот мухомор, он на виду растет и не прячется. Почему, как вы думаете??

 Дети: Он предупреждает: я ядовит.

Воспитатель: а вот еще один распространенный ядовитый гриб

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА

Ребенок: смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Воспитатель: вот она какая бледная, но если мы с вами не сделаем физ.минутку то тоже побледнеем

Предлагаю всем встать и за мной шагать

Физкультминутка

По дорожке шли,                         - Маршируют,

Боровик нашли                         - наклонились,

Боровик боровой                         - показали,

В мох укрылся с головой,         - руки над головой в «замке»,

Мы его пройти могли                 - ходьба по кругу.

Хорошо, что тихо шли.

Воспитатель: Послушайте мой рассказ о грибах, о том, как правильно надо их собирать.

Грибы надо срезать ножом, чтобы не повредить грибницу, у грибов так корешки называют – грибница. Как только грибочек срезали, листочками надо укрыть грибницу, чтобы она не высохла (если грибница высохнет, то грибов на этом месте уже не будет).

Когда мы с вами ведем разговор о природе, то я вам всегда говорю: « В природе ничего лишнего нет, все зависит друг от друга и мы – люди тоже полностью зависим от природы».

        Вот и грибы – они помогают деревьям воду и питание добывать, так как корни дерева переплелись с грибницей нитями гриба.

Еще они помогают быстрее перегнить веткам, листьям, сухой траве, упавшим деревьям, превратиться в удобрение для земли, леса. Да они и сами за счет этого растут.

А как вы думаете

Кому грибы в лесу еще нужны?

 Дети: Их едят лоси, белки на зиму сушат. Ими питаются слизни.

 Воспитатель: Жабы и птицы тоже питаются грибами.

 Воспитатель: Вот и получилась у нас пищевая цепочка. А еще зачем                                 грибы нужны?

 Дети: Собираешь грибы – радуешься. А еще от них в лесу красиво.

 Воспитатель: ребята, я вас хочу познакомить с правилами, которые должны соблюдать грибники при сборе грибов

ПРАВИЛА ДЛЯ СБОРА ГРИБОВ

- не срывать старые и очень маленькие грибы;

- собирать только известные грибы;

- не собирать грибы у проезжей части;

- не раскапывать палкой грибницу- она может высохнуть, не прикрытая             листвой.

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить         грибницу;

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;

Воспитатель: Игра « Отгадайте – кА, ребятки про грибы мои загадки»

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются... (лисички)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Я в красной шапочке расту

 среди корней осинок.

Меня узнаешь за версту,

зовусь я... (Подосиновик)

У березок посмотри:

Здесь один, тут целых три. (подберезовик)

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас (маслята)

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

Игра «Соберем грибы»

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня  узнали много нового о грибах и собрали целое лукошко грибов.  Но кто к нам в группу заглядывает?

Старичок Боровичок:  Я же давно знакомый – старичок – Боровичок. Я хочу вас, ребята, с народными пословицами и поговорками  о грибах познакомить, а вы в свою очередь объясните мне смысл их.

Дети слушают пословицы и поговорки, объясняют, как они их понимают.

Пословицы и поговорки

Гриб — чудо природы.

Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.

Весна красна цветами, а осень — грибами.

 Тише идешь, больше наберешь.

 Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.

 Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро. Клади их в лукошко, пускай подышат немножко.

 Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке. Выдранный с землей гриб — навек погиб.

 

Срезанный под корешок — даст приплода мешок.

Любишь пирог с грибами — помогай маме.

Опытного грибника грибы на опушке леса встречают.

Леса нет, и гриб не родится.

 Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.

У мухомора свое назначение, он для человека и зверя лечение.

Старичок Боровичок: Спасибо вам, ребята. Смышленые вы такие. За это я для вас вот гостинчик припас.

Угощает детей печеньем «Грибочки»

Дети благодарят Старичка – Боровичка, приглашают его пить чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)

Конкурсное занятие в старшей группе по образовательной области "Познание". Тема: Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)Цель: развитие познавательных способностей детей ...

План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: "Мы - друзья природы."

Министерство Образования Российской ФедерацииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМБДОУ № 1         План-конспект занятия по э...

Конспект НОД для детей старшей группы «Растения в нашем уголке природы»

Конспект НОД для детей старшей группы «Растения в нашем уголке природы»...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Конспект НОД в старшей группе по правилам поведения в природе «В гостях у Королевы Природы».

Конспект НОД в старшей группе по правилам поведения в природе «В гостях у Королевы Природы»....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...