КОНСПЕКТ организации и проведения организованной образовательной деятельности в образовательной области ПОЗНАНИЕ в старшей группе ДОУ « Хорошо у нас в светелке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скопова Людмила Владимировна

конспект по программе дополнительного образования для детей дошкольного возраста по культурологическому направлению

" Изучение традиций и культуры народа своего края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_kulturologii.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

                      организации и проведения

организованной образовательной деятельности в образовательной области ПОЗНАНИЕ в старшей группе ДОУ

               « Хорошо у нас в светелке»

Цель: Побудить детей ориентироваться в предметах рукоделия прошлого, познакомить с народным промыслом родного края.

Методы и приемы: Игровая ситуация, беседа, рассматривание предметов народного промысла.

Оборудование: Прялка, веретено, пяльцы, спицы, шерстяные нитки, платки пуховые, шерстяные косынки и варежки, лобзик, молоток, фотографии наличников.

Ход занятия

Побудить детей ориентироваться в предметах рукоделия прошлого.

Дети, наряженные в русские народные костюмы, входят в музыкальный зал под веселую хороводную мелодию. Детей встречает взрослый в роли сказочного персонажа — Марьи-искусницы. Зал украшен и обставлен, как светелка в русской избе.

Марья-искусница. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости просим в гости, в мою светелку. А я — Марья-искусница. Приходите, будем чаи пить, хороводы водить, хлеб-соль кушать, да песни слушать! Добро пожаловать!

Дети проходят, рассаживаются по лавочкам.

Марья-искусница. Вы пришли в светелку. Как вы думаете, почему эта комната так называется? (Она самая светлая, самая красивая!) В нашей светелке много света дают электрические люстры. А в давние-давние времена, когда еще не было электричества, в русской избе горели вот такие деревянные лучины. Скажите, а зачем нужен был хороший свет девушкам? (Чтобы девушки могли рукодельничать.) А какие предметы нужны для рукоделия? (Прялка, веретено, пяльцы, спицы, коклюшки.) Какие еще предметы вы видите?

Дети называют предметы обихода, находящиеся в светелке.

Марья-искусница. Да, наша светелка и нарядна, и красива. Так приглашайте же, ребята, своих матушек и батюшек, дедушек и бабушек. Всех приглашаем, от всей души встречаем! Звучит веселая плясовая. Дети бегут к родителям, входят с ними в зал.

  1. й        ребенок. Просим к нам в избу, красному гостю — красное место!
  2. й        ребенок. В тесноте, да не в обиде, где потеснее, там и веселее!
  3. й        ребенок. Та-ра-ра, та-ра-ра, Заходите со двора, Песни петь да плясать, Всех вокруг забавлять!

Дети исполняют любой хоровод.

Марья-искусница. Как вы думаете, ребята, что у нас хранится вот в этом красивом сундучке? Дети отвечают на вопрос.

Марья-искусница. Что нам думать да гадать? Давайте-ка мы его откроем. (Пробует открыть его, но ничего не получается.) А я, кажется, догадалась! Этот сундучок не простой, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде. (Не красна изба углами, а красна пирогами. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит.)

Марья-искусница открывает сундучок. В нем лежат предметы для рукоделия: пяльцы, нитки, веретено, пряжа, спицы.

Марья-искусница. В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши умения!

Девочки исполняют русскую народную «Песню-прялицу» (обработка Т. Ломовой), имитируя движения пряхи, вышивальщицы.

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится!

Сижу я и песенку тихо пою И кружево тихо с любовью плету,

Плету покрывало, узоры вяжу.

Всем людям свой труд от души отдаю!

Уж мы шили ковер, шили-вышивали,

Уж и где этот ковер будет красоваться?

Мальчик. А теперь давайте с вами споем и спляшем. И покажем, как играют Хохломские ложки наши!

Мальчик исполняет русскую народную песню «Ах вы, ложки, мои» или танец с ложками на русскую народную мелодию. Марья-искусница.

Собрались мы позабавиться,

Да потешиться, пошутить,

Поиграть, посмеяться.

Эй, веселый народ, становись В хоровод!

Дети играют в русскую народную игру «У дедушки Трифона», или «Плетень», или любую другую. Марья-искусница.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей!

Дети исполняют частушки в сопровождении детского оркестра. Марья-искусница. Дети уже показывали, как они умеют рукодельничать, петь и плясать. Пусть и наши гости — мамы и бабушки — покажут свои умения.

Проводится конкурс вышивальщиц, вязальщиц и т.п. Работы могут быть выполнены заранее. Желательно, чтобы в конкурсе принимали участие и дети. Их участие может заключаться в помощи маме украсить работу, пришить пуговицу, бисер, наклеить аппликацию из ткани и т.д. Марья-искусница (обращаясь к мамам и бабушкам). Все мы когда-то любили играть в куклы и иногда делали их сами. Получались они такие нарядные, красивые. Давайте попробуем вместе с детьми сделать таких кукол.

Проводится конкурс «Народная игрушка». Можно использовать соломку, глиняные заготовки для росписи и т. п. Затем подводятся итоги, награждаются победители. Марья-искусница. А напоследок мы порадуем вас задорной пляской.

Дети пляшут под музыку русской народной песни «Калинка». Марья-искусница.

А сейчас мы приглашаем Всех вас на чаепитие.

Самовар на стол несем,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познание" в старшей группе "Эксперименты и опыты с водой"

Организация экспериментально-поисковой  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности, по образовательной области «Познание» в старшей группе «Права ребенка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности, по образовательной области «Познание» в старшей группе «Права ребенка»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности "Познание" в старшей группе...