Непосредственно образовательная деятельность «Свойства металла и дерева»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД

в старшей группе «Солнышко»

тема: «Свойства металла и дерева»

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик»

Титова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Новокуйбышевск

2014г.

 

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей группе

Тема: «Свойства металла и дерева»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

1)      Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магниту не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познавательное развитие»)

2)      Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Речевое развитие»)

3)      Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Социально-коммуникативное развитие»)

4)      Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)

5)      Обогащение музыкальных впечатлений детей («Художественно-эстетическое развитие»)

6)      Развивать умение воплощать замысел на бумаге с использованием разного изоматериала ( «Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)

 - практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции

- наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов

- словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагогическая оценка.

Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)

2 шкатулки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(соотнести с методикой одного из изученных авторов)

Двигательная

Подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутка.

Игровая

Дидактические игры  «Из чего сделано»,  «Чудесный мешочек»

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за проведениями опытов воспитателем,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические  игры «Из чего сделано»,  «Чудесный мешочек»

Коммуникативная

Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 

Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение.

элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

 

Познавательные опыты с металлом, магнитом  и деревом, подготовка  рабочего места для себя и уборка за собой

 

 

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель вносит в группу 2 шкатулки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Не похож на человечка, 
Но имеет он сердечко, 
И работе круглый год
Он сердечко отдает. 
Пишет он, когда диктуют, 
Он и чертит, и рисует. 
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом…» (Карандаш)

«Весь я сделан из железа, 
У меня ни ног, ни рук. 
Я по шляпку в доску влезу, 
А по мне всё тут да тук. » (Гвоздь)

Проблемная ситуация:

- А как нам узнать в какой шкатулке гвоздь, а в какой карандаш?

- А если не смотреть, то как можно узнать?

- Если мы пошумим шкатулками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

- А по запаху можно различить?

Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и Гвоздь спорят, кто из них главнее.

Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные)

 - Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь.

Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы:

Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок?

Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины?

А какая у деревянного бруска?

Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете?

Какой вывод можно сделать?

Как проверить, что дерево мягче металла?

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл».

Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый.

Подвижная игра Ловишки». Цель: упражнять в беге с увертыванием

Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть.

Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему?

Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему?

Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево.

Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать?

 

Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке

 

Дети называют отличия металла от дерева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем.

Делают выводы

 

 

 

 

 

 

Дети играют в подвижную игру

Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы

 

 

 

 

Рассказываю правила работы с горячей водой.

Проводят опыт с ложками

Делают выводы

 

 

 

Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева

 

Расширены представления о свойствах  металла и дерева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализована потребность  в выражении своей точки зрения на решение  проблемы

 

Закреплены правила работы с горячей водой

 

 

2

Слушание детской песенки  Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки»

Слушают песню

Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов

3

Карандаш и гвоздик просят ребят помочь им  составить альбом с их приключениями.

Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого.

Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал.

Физминутка «Девочки и мальчики».

Работа детей.

Составление альбома приключений друзей.

 

Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома.

Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами.

Дети рисуют

 

 

 

 

 

Сформировано умение включаться в разговор.

Сформировано умение рисовать по замыслу.

Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы

4

На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик.

Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются.

Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы

Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде.

 

Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит.

Рассматривают магнит.

 

 

 

 

 

Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические

Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок.

Делают выводы

Сформировано умение рассуждать, делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

Расширены представления о свойствах магнита.

Сформировано умение делать выводы.

5

Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».

Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного.

- Почему друзьям не удалось перебраться через речку?

- А как бы поступили вы?

Дети слушают сказку

Отвечают на вопросы

Сформирован эмоциональный отклик на произведение

6

Подведение итогов.

- Чтобы вам хотелось рассказать о металле и дереве Гвоздику с Карандашом?

Воспитатель благодарит детей за хорошую работу

 

Дети делятся своими знаниями.

Сформировано умение рассказать об увиденном.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_metalla_i_dereva.doc93.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

Конспект НОД

в старшей группе «Солнышко»

тема: «Свойства металла и дерева»

Подготовила воспитатель ГБОУ ООШ № 20 СП «Д/с «Гномик»

Титова О.А.

г.Новокуйбышевск

2014г.


План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей группе

Тема: «Свойства металла и дерева»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

  1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магниту не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познавательное развитие»)
  2. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Речевое развитие»)
  3. Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Социально-коммуникативное развитие»)
  4. Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Социально-коммуникативное развитие»)
  5. Обогащение музыкальных впечатлений детей («Художественно-эстетическое развитие»)
  6. Развивать умение воплощать замысел на бумаге с использованием разного изоматериала ( «Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)

 - практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции

- наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов

- словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагогическая оценка.

Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)

2 шкатулки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(соотнести с методикой одного из изученных авторов)

Двигательная

Подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутка.

Игровая

Дидактические игры  «Из чего сделано»,  «Чудесный мешочек»

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за проведениями опытов воспитателем,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические  игры «Из чего сделано»,  «Чудесный мешочек»

Коммуникативная

Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение.

элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

Познавательные опыты с металлом, магнитом  и деревом, подготовка  рабочего места для себя и уборка за собой

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель вносит в группу 2 шкатулки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Не похож на человечка, 
Но имеет он сердечко, 
И работе круглый год
Он сердечко отдает. 
Пишет он, когда диктуют, 
Он и чертит, и рисует. 
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом…» (Карандаш)

«Весь я сделан из железа, 
У меня ни ног, ни рук. 
Я по шляпку в доску влезу, 
А по мне всё тут да тук. 
» (Гвоздь)

Проблемная ситуация:

- А как нам узнать в какой шкатулке гвоздь, а в какой карандаш?

- А если не смотреть, то как можно узнать?

- Если мы пошумим шкатулками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

- А по запаху можно различить?

Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и Гвоздь спорят, кто из них главнее.

Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные)

 - Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь.

Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы:

Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок?

Какие они на ощупь?

Какая поверхность у металлической пластины?

А какая у деревянного бруска?

Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете?

Какой вывод можно сделать?

Как проверить, что дерево мягче металла?

Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл».

Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый.

Подвижная игра Ловишки». Цель: упражнять в беге с увертыванием

Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть.

Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему?

Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему?

Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево.

Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать?

Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы

Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке

Дети называют отличия металла от дерева

Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем.

Делают выводы

Дети играют в подвижную игру

Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы

Рассказываю правила работы с горячей водой.

Проводят опыт с ложками

Делают выводы

Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения

Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева

Расширены представления о свойствах  металла и дерева

Реализована потребность  в выражении своей точки зрения на решение  проблемы

Закреплены правила работы с горячей водой

2

Слушание детской песенки  Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки»

Слушают песню

Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов

3

Карандаш и гвоздик просят ребят помочь им  составить альбом с их приключениями.

Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого.

Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал.

Физминутка «Девочки и мальчики».

Работа детей.

Составление альбома приключений друзей.

Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома.

Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами.

Дети рисуют

Сформировано умение включаться в разговор.

Сформировано умение рисовать по замыслу.

Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы

4

На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик.

Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются.

Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы

Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде.

Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит.

Рассматривают магнит.

Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические

Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок.

Делают выводы

Сформировано умение рассуждать, делать выводы

Расширены представления о свойствах магнита.

Сформировано умение делать выводы.

5

Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».

Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного.

- Почему друзьям не удалось перебраться через речку?

- А как бы поступили вы?

Дети слушают сказку

Отвечают на вопросы

Сформирован эмоциональный отклик на произведение

6

Подведение итогов.

- Чтобы вам хотелось рассказать о металле и дереве Гвоздику с Карандашом?

Воспитатель благодарит детей за хорошую работу

Дети делятся своими знаниями.

Сформировано умение рассказать об увиденном.

Сформирован положительный эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посиделки у "Чудо-дерева"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посиделки у "Чудо-дерева"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Свойства воздуха", образовательная область "Познание"...

конспект непосредственной образовательной деятельности "Свойства стекла"

Цель  - создание условий для формирования предмтавлений у детей среднего возраста о свойствах стекла...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Свойства воздуха"

Цель: развивать познавательную активность, используя приемы поисковой деятельности.Задачи: Обучающие:Формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его...

Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

"Педагогическая находка": конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства дерева"

Конкурсное задание заочного тура муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года - 2019"...