«Фиксики спешат на помощь» (конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сотникова Марина Владимировна

«Фиксики спешат на помощь»(конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_elektro.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Фиксики спешат на помощь»

(конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей старшего дошкольного возраста)

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура.

Программные задачи:

- познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»;

- ознакомить с основными правилами  безопасности, связанными  с использованием электричества для детей.

 - развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- развивать мышление, речь детей;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Материал и оборудование: иллюстративный материал «Откуда берётся ток»,  набор карточек для дидактической  игры «Покажи как правильно», макеты:  трансформаторной будки, высоковольтных линий  электропередач, гидроэлектростанции, домов, деревьев, электровилки с розеткой, заготовки для книги, картинки с изображением ситуаций по правилам электробезопасности, дидактическая игра «Выбери знак»,парики и рюкзачки для превращения в Фиксиков.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня от нашего старого знакомого Дим Димыча пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим.

Видиообращение. Ребята, у меня случилась беда.  Из дома  пропал   электрический ток. Ничего не работает. Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель. Интересно, а кто знает что такое «Электрический ток?» и где он живет ?( Ответы детей)

Воспитатель. Да, ребята- электричество – это великое открытие. Электричество – это электрический ток, который учёные научились получать 160 лет назад .Мы можем найти его в розетке, но он не видимый, он бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы. Электрический ток похож на реку, но только в реке течёт вода, а по проводам бегут маленькие, невидимые глазу частицы. Сейчас  с помощью электричества работают заводы и фабрики в городах, сельскохозяйственные предприятия. Без электричества мы не можем, например полечить зуб, посмотреть мультик по телевизору или поиграть в компьютерные игры. Человеку в работе  помогают автоматические станки, бытовая техника, компьютеры.

Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции.(Схема на проекторе). Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по  обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.  Сегодня мы не представляем себе жизни без электричества. Но оно ведь оно еще и очень опасно. Представьте себе,  по проводу «бегут» маленькие твёрдые шарики. Маленькие-маленькие! Твёрдые, чёрненькие и блестящие. Вдоль провода. По самому проводу. По его поверхности. Они не просто бегут, они еще и совершают колебания  вправо- влево.(Схема на проекторе)

Если рукой коснуться провода, то шарики не просто будут «стукаться» в руку, но некоторые войдут в руку и «побегут» внутри руки, и через ногу «выбегут» в землю. Или через другую руку «выбегут» в стену или во что-то другое, что касается в этот момент рука. Это очень больно, когда внутри тебя, через руку, сквозь руку «бегут» маленькие-маленькие шарики. А если шариков будет «бежать» очень много, то рука почернеет. Но ведь эти шарики могут дойти идо сердца, тогда человек может просто погибнуть.

А может Дим Димыч расстроился зря? Ну нет электрического тока, и что такого? Очень даже хорошо. Ведь оно такое страшное и опасное. Оно  оказывается может ударить и даже убить  если не правильно с ним обращаться. А нет электричества – нет и проблем. Согласны со мной? (Ответы детей).

Игра «Если бы исчезло электричество?»

Что бы произошло :

В вашем доме?

В детском саду?

В магазине?

В больнице?

На фабриках и заводах?

На дорогах?

Воспитатель. Да, ребята, без электричества прямо беда. Придется помочь Дим Димычу вернуть электричество в дом. Предлагаю превратиться в Фиксиков и отправиться на поиски электричества. Как мы уже с вами сказали электрический ток вырабатывается на электростанции и уже по проводам бежит к нам в дом. Поэтому предлагаю отправиться на электростанцию и узнать что же случилось, почему у Дим Димыча в доме нет электрического тока.  (Дети переодеваются в Фиксиков и отправляются в путь.)

Воспитатель. Посмотрите на нашем пути трансформаторная будка. А кто  знает что это такое? (Ответы детей). Да, ребята, в трансформаторной будке живет электрический ток. Ой,  посмотрите, что это там происходит? (Разыгрывается ситуация–дети играют возле трансформаторной будки.)

Воспитатель.

Что дети делают не правильно?

Почему нельзя играть возле трансформаторной будки, а тем более открывать и залазить вовнутрь?

Что нас предупреждает о том, что находиться здесь опасно?

Как называется этот знак, что он означает, и где его можно увидеть?

Давайте найдем этот знак и повесим его на трансформаторную будку.(Выбирают его из множества других знаков)

Какие еще знаки предупреждают  нас о наличии электрического тока?

Воспитатель. Ну что ж, пойдемте дальше. (Гремит гром, сверкает- молния.)

Воспитатель. Ребята, гроза начинается- прячемся кто куда. (В зале стоят макеты деревьев и дети под ними прячутся.)

Воспитатель. А вы знаете, что молния- это проявление электрического тока в природе. И ее тоже надо опасаться. Давайте, посмотрим, кто из вас поступил правильно, а кто нет прячась от грозы? (Обсуждения ситуации).

Воспитатель. Ребята, запомните:

  • Не прячьтесь от грозы под деревьями и не стойте с ними рядом. Чаще всего разряд попадает в отдельно стоящие деревья, особенно высокие. Если гроза застала вас в лесу, выйдите на поляну, присядьте на корточки, обхватите колени руками и старайтесь не двигаться.
  • Избегайте больших открытых пространств, чтобы не «притянуть» разряд к себе. Если вы находитесь, например, в поле, найдите канаву, овраг, ямку и переждите непогоду.
  • Отойдите как можно дальше от линий электропередачи и любых других металлических конструкций.
  • Выключите сотовый телефон и не включайте, пока гроза не закончится. Радиоволны, которые излучает мобильник, могут спровоцировать удар молнии.
  • Если вы купаетесь, как можно быстрее выйти  на берег и отойдите от водоема подальше. Молния, попавшая в воду, поражает все вокруг в радиусе около 100 м!

Воспитатель. Запомнили? Тогда пойдемте дальше.  Смотрите, от сильного ветра во время грозы  оборвался электрический провод. Что будем делать? (Ответы детей).

Воспитатель. Ни в коем случае нельзя подходить близко к оборванному проводу. ( Показ опыта как  электрический ток вытекает из оборванного провода).Ток, который вытек из электрического провода  растекается по земле, и если вы наступите на это место, то он ударит вас или даже убьёт. Поэтому обнаружив оборванный провод надо срочно бежать и говорить об этом взрослым. А они вызовут специальных людей- электриков, которые  и займутся устранением обрыва. Но если вы вдруг  подошли близко , то уходить нужно не отрывая одну ногу от другой и не отрывая от земли- «гуськом», либо прыжками, но ни в коем случае нельзя отрывать ноги друг от друга. Давайте попробуем. (Дети показывают как нужно выходить из опасной зоны). Молодцы. Посмотрите, а вон еще кто-то играет. (Разыгрывается ситуация- дети играют, запускают воздушного змея  возле высоковольтных проводов.)

Воспитатель. Правильно делают дети, можно тут играть? Почему нельзя?( Ответы детей) .

Воспитатель. Высоковольтные линии убивают. Надо обходить их стороной! Опасно запускать воздушного змея рядом с электрическими проводами. Нельзя играть вблизи проводов. Может ударить током! Тем детям, которые любят залезать на деревья, важно смотреть, нет ли поблизости электрических проводов. Это очень опасно!

Понятно? Посмотрите, а вон и река рядом.

Подходят к реке.

Воспитатель. Ребята, на гидроэлектростанции авария, поэтому у Дим Димыча и не было электричества в доме. Давайте, устранять аварию .  ( Дети  восстанавливают гидроэлектростанцию из модулей).

Воспитатель. Вы, молодцы. Гидроэлектростанция заработала, ток опять побежал по проводам. Я думаю Дим-Димыч будет рад. Закрываем глаза, считаем до трех- вот мы и дома. Давайте позвоним Дим Димычу и узнаем заработали ли у него  электроприборы. (Звонят Дим-Димычу) А теперь я предлагаю поиграть в игру  «Покажи как правильно» а заодно и повторить правила безопасности связанные с использованием электричества  в быту.

Игра «Покажи как правильно»

Детям предлагаются картинки с изображением ситуаций, где нарушаются правила электробезопасности в быту (включают электроприбор мокрыми руками, выключают электроприбор  потянув за шнур, играют с розеткой пытаясь засунуть туда что-то, грызут провод, включают неисправный электроприбор). Дети должны показать на макете и  рассказать, как правильно действовать в той или иной ситуации.

Воспитатель. Ну что ж ребята, вы славно потрудились. Давайте попрощаемся с Дим- Димычем  и превратимся  обратно в деток.

Воспитатель. Посмотрите, у вас  на столах лежат листочки для вашей будущей книги и картинки с разными ситуациями связанными с электричеством. Посмотрите на них внимательно и наклейте в зеленые рамочки те картинки на которых дети поступают правильно. А в красные рамочки те картинки, на которых изображены ситуации как делать ни в коем случае нельзя.

(Дети изготавливают книжки)

Воспитатель. Расскажите, какие картинки вы  поместили в красные рамочки, а какие в зеленые? (Ответы детей).

Воспитатель.  Ребята какие замечательные у вас получились книжки. Возьмите их на память о нашем сегодняшнем приключении и расскажите дома родителям, братишкам и сестренкам о том, как правильно вести себя с электричеством чтобы оно всегда было вашим другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на тему « Мы за мир, мы против террора!»

Конспект мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста на  тему « Мы за мир, мы против террора!»Цель: Формирование у детей основ проти...

Конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей среднего дошкольного возраста "Безопасность дома. Электроприборы"

Я предлогаю вам конспект "Безопасность дома. Электроприборы". Цель этого конспекта сформировать у детей представления о безопасном поведении при обращении с элетроприборами. На занятии...

Конспект образовательной деятельности по безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Поможем снежинкам вернуться домой»

Конспект образовательной деятельности  по безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Поможем снежинкам вернуться домой»...

конспект развлечения по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Чтобы не было беды»

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, знать предметы, опасные для возгорания.Развивать быстроту реакции, внимания, быстроту передвижения с пожарной машиной зигзагом, умение быстро о...

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Социальное развитие детей в ДОУ. Обучение основам безопасности жизнедеятельности детей....

Квест-игра по формированию знаний по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста «Учимся с Фиксиком Фаером»

Квест–игра по формированию знаний по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста«Учимся с фиксиком Фаером» Цель: создание условий для проведения культу...

Конспект квест - игры "Тропа безопасности" для детей старшего дошкольного возраста

С помощью квест - игры познакомить детей с понятием «чрезвычайная ситуация». Формировать навык безопасного поведения. Развивать умение быстро реагировать в любой сложной ситуации. Учить до...