Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (с элементами опытно – экспериментальной деятельности) для детей 6-7 лет " По четырем стихиям".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Соколова Ольга Алексеевна

Занаятие было показано на дне отрытых дверей для родителей будущих воспитанников. Дети очень активно включились в поиски Василисы, с большим интересом выполняли предложенные задания и  добывали ключи для освобождения героини.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Департамент образования города Москвы

                Северо-Западное окружное управление образования города Москвы

       ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

                        СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1010

                 

             

                   Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области

                                                                « Познание»

                          (с элементами опытно – экспериментальной деятельности)

                                    для детей 6-7 лет « По четырем стихиям»

                                                                                          Подготовили и провели: Соколова О.А.

                                                                                                                       Вафина Е.Ю.

                                                              Москва 2014 г.

 Цель: 

закрепить знания о четырех природных стихиях

закрепить знания детей о свойствах воды опытным путем (принимает разную форму, без вкуса, без цвета, без запаха, является растворителем)

закрепить знания детей о различных состояниях воды (лед, вода, пар);

упражнять в умении доказывать, что вокруг нас существует воздух, который мы не видим; что воздух движется

познакомить с тем, что в кожуре апельсина есть воздух.

расширить и углубить представления детей о почве как о поверхностном плодородном слое земли;

развивать доказательную речь;

развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

продолжать учить анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воды и воздуха.

Демонстрационный материал:

Письмо, камень стихий, мольберт с кроссвордом, буквы (В,А,С,И,Л,И,С,А),кусочек сахара, стакан с водой, схемы с нарисованными свойствами воды, ключи, банка с водой, пакет, трубочка, пластмассовый стакан, два апельсина, газированная вода, две емкости с водой, мисочки с землей, песком, камнями, ракушками, глиной. Изображение замка, шкатулка.

Раздаточный материал:

Лупы, карточки с мелкими буквами, пластмассовые стаканчики, изюм, губки, палочки, камешки.

Ход:

1Воспитатель: Ребята, садитесь на ковер, я вам сейчас почитаю интересную книгу.

Раздается стук в дверь.

1 воспитатель: Похоже к нам кто-то в гости пожаловал. (Открывает дверь, там никого нет, лежит письмо). Странно, нет никого, письмо лежит. Давайте его почитаем.

В письме: "Спасите, помогите, ключи найдите и меня освободите!"

1 воспитатель: Ничего не понятно: кого спасти, откуда освободить и куда пойти. Ну что: чтение отменяется, отправляемся в путешествие. Только вот куда, пока непонятно. Ой, подождите, а тут в письме еще какие-то карточки с мелкими значками. Какой же предмет нам понадобится, чтобы понять, что на них изображено?

1 воспитатель: правильно, лупа. А почему?

Дети: потому что лупа увеличивает.

1 воспитатель: Давайте пройдем к столам и попробуем с помощью луп отгадать загадку,

среди знаков на карточке вам нужно найти букву, выбрать ее из предложенных на столе. На карточке с буквой в углу вы увидите цифру, она вам подскажет место в слове.

Дети выполняют задание, все вместе читают слово "ВАСИЛИСА".

1 воспитатель: Ну теперь все понятно, собираемся в путь-дорожку и идем выручать Василису из беды и собирать ключи, чтобы открыть двери замка(все вместе подходят к камню)

1 воспитатель: Дальше дороги нет, тут какое-то препятствие на нашем пути.

2 воспитатель: А внимательно посмотрите-ка, тут написано камень стихий. Какие стихии вы знаете?  

Дети: вода, воздух, огонь, земля

2воспитатель: На камне написано: "Назад пойдешь - сразу поплывешь". О какой стихии тут говорится? правильно, воде. Ну, придется вернуться, может и не стоило нам далеко от дома уходить (дети с воспитателем подходят к мольберту с кроссвордом).

А вот и царство воды. Смотрите-ка, и задание нас ждет - кроссворд, его нужно попробовать отгадать, а из выделенных клеточек составить слово - это и будет нашей наградой за выполненное задание. Мы много делали опытов с водой, и эти знания нам сейчас очень пригодятся.

Располагаемся в морском царстве и начнем.(воспитатель записывает ответы детей)

1. Понюхать воду, определить, чего у воды нет? (запаха)

2. Если в воду добавить сахар, что с ним произойдет? (растворится). Значит, вода - растворитель

3. Что изображено на схеме-картинке? (форма). Что означают эти символы? (что вода принимает форму предмета)

4. Назовите морского жителя, изображенного на картинке (кит)

                               5. Отгадайте загадку

                                   Он — как алмаз: и твёрд, и чист,

                                   На солнышке сверкает.

                                   Но пригревать начнут лучи, он тут же и растает

                                                Если холод вдруг придет,

                                   Из водицы будет (лед)

6. Объясните эту схему. Имеет ли вода цвет? Нет, значит она…  прозрачная

                            7. Отгадайте загадку:

                                Мы согрели самовар

                                И над чашкой вьется …

                                   Если сильный-сильный жар

                                Из водички будет (пар)

7. А на этой картинке тоже изображен морской житель. Я подскажу вам его название. (моллюск).

А теперь выделенные буквы напишем в клеточки, и у нас получилось слово "КЛЮЧ".

А вот и он (открывает стакан, в которой лежит на деревянной дощечке ключ). Только как нам его достать, не касаясь руками банки и не замочив рук? (дети вымещают воду, кладут в емкость мячики и камни)

Воспитатель: один ключ у нас есть, нужно идти дальше(возвращаются к камню).

1 воспитатель: Ну как, нашлась Василиса?

2 воспитатель: Нет, зато мы раздобыли ключ

1 воспитатель: Ну, что ж, тогда продолжаем путешествие. Ребята, послушайте, что написано на камне: "Направо пойдешь - ввысь полетишь." Это о какой стихии говорится? (воздух). Ну, давайте повернем направо, может там найдем царевну. А вот и задание следующее нас поджидает. Присаживайтесь, да попробуем разобраться (читает задание):

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь

Он невидимый, но все же без него мы жить не можем

О чем же эта загадка? (о воздухе). И в ней говорится, что воздух невидимый. И как же нам тогда доказать, что он действительно существует и находится вокруг нас? Только тогда мы получим следующий ключ. Перед вами лежат разные предметы: попробуйте с помощью предметов это доказать. (Дети выбирают предметы и экспериментируют с ними).

Молодцы, с заданием справились, вы доказали, что воздух вокруг нас существует.

Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагает детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим камень. Есть ли в нем воздух? Опускаем его в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Это мы проводили опыт с обычной водой. Нальем в стакан газированной воды. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газ, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды.

Бросим в воду изюм. Он чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на него сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюминка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевший изюм вновь опустится на дно. Здесь он снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря

 Вывод:  Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.  

Воспитатель:  А я вам покажу еще один фокус. Смотрите, у меня 2 апельсина: один - целый, а другой очищенный. Как вы думаете, какой тяжелее? (выслушивает предположения детей). Кладет на весы апельсины. Тяжелее -  неочищенный (опускает в воду оба). Почему же один апельсин, который  легче, утонул, а другой, неочищенный, более тяжелый плавает? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Нам пора возвращаться к камню (поднимает банки, под одной из них находит ключ). А вот и награда наша за правильно выполненные задания

1 воспитатель: ну что, с пустыми руками идете, и Василису к камню не ведете?

2 воспитатель: почему же с пустыми - вот он ключик.

1 воспитатель: ну молодцы, но все же царевну из беды выручить надо, так что двигаемся дальше. (Читает: "Налево пойдешь - по Матушке пройдешь"). Как вы думаете, о какой Матушке тут говорится? (земле). А вот на матушке-земле и цветочек вырос. Посмотрите, какие необычные у него лепестки, на них что-то написано (читает). Кощей, который заточил Василису в темницу, зачерпнул по горсти земли из каждого уголка нашего земного шара. Вам нужно отгадать, из каких мест взяли землю и отнести ее обратно, поставить на лепесток. (дети выполняют задание: песок - в пустыню, ракушки - к морю, земля - в поле, камни - в горы, глина - в карьер, на дорожку). Раскрывается середина цветка, достают ключ.

2 воспитатель: А дальше наш путь лежит к царству-государству. Видите, вон и крыша замка видна. (подходят к замку, из которого раздается голос)

Чудище: Чую, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?

2 воспитатель: Слышали мы, запер ты в своем царстве-государстве Василису. А ну-ка верни нам ее.

Чудище: Просто так ни за что. Подберите-ка ключи к моему замку, и получите свою красавицу.

Воспитатель: ребята, а чудище хитрое, запутать нас хочет. Смотрите-ка не все двери и окна открываются.    Дети находят двери, которые открываются ключами,

Выходит Василиса, в руках у нее шкатулка: здравствуйте, ребята, спасибо вам, что вызволили меня из заточения. Нелегкий путь у вас был, с разными стихиями вы боролись, а про одну совсем забыли.

Загадывает загадку:

Красный кот дерево грызет,

Весело живет.

А воды как попьет —

Зашипит, умрет.

Ты его рукой не тронь!

Этот красный кот…

                            (огонь)

В награду за мое освобождение примите вот этот волшебный ларец, открыв который вы узнаете что-то новое об этой стихии. (в шкатулке флешка с мультфильмом « Кошкин дом»)

Воспитатель: спасибо большое за подарок. Обязательно сегодня посмотрим. А сейчас нам нужно возвращаться домой. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему: «Царство лекарственных растений» для детей старшей группы.

Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в про...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» на тему «На лесной полянке» для детей средней группы.

Рассматривание изображения птиц, животных, насекомых, составление правил поведения в природе, упражнять в решении проблемных задач, кроссвордов, отгадывание и составление загадок....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Спасение рыбки»

Цель НОД:Развивать познавательно - исследовательскую активность детей,  формировать навыки экспериментирования с водой, вызвать желание заботиться о подводном животном мире....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....