конспект НОД по познавательно-речевой деятельности в средней группе "Чудо-ложка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цыбуляева Надежда Анатольевна

Формирование   познавательного  интереса  к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете - ложке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цыбуляева  Надежда  Анатольевна

Воспитатель 2 категории

 МДОУ ДС №118,

г.Братск

Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности в средней группе

Тема: «Чудо-ложка»

Цель: Формирование   познавательного  интереса  к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете - ложке.

Задачи: «Познавательное развитие»: обогатить представление детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям). «Речевое развитие» развивать активный и пассивный словарь связной речи; способствовать умению сочетать  движения с речью.

«Художественное-эстетическое развитие» развивать творчество и фантазию при раскрашивании ложек, вызывать музыкальную отзывчивость.

«Социально-коммуникативное развитие» воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей. Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться.  

«Физическое развитие» формировать умение согласовывать движение со словами в тексте.

Материал: Ложки: деревянные, металлические, пластмассовые;

 Букет сделанный из разных ложек, 3 подноса, бумажные ложки для рисования, магнитная доска, стрелки, картинки с условным изображением, фишки-цветы  красного, синего и желтого цветов.

Предварительная работа:

1.Загадывание и отгадывание  загадок ( о ложке)

2. Чтение сказки «Федорино горе» К.И Чуковского

3. Исполнение музыкальных мелодий на деревянных ложках.

4. Проведение опыта с горячей водой и металлической ложкой

5. Рассматривание иллюстраций деревянной посуды.

6. Разучивание стихотворений о ложке.

Ход: У воспитателя в руках букет сделанный из разных ложек, украшенный ленточками и колокольчиками.

Воспитатель: -  Ребята, посмотрите, какой красивый букет мне подарили сегодня. Вам нравится? Он необычный. Букет  не состоит из цветов.

А из чего он сделан?       Дети: Из ложек.

Воспитатель: Давайте ребята вспомним, какие вы знаете стихотворения о ложке?   Дети читают стихотворения.

          В.Берестов

А у нас есть ложка.

Волшебная немножко.

На тарелочке - еда,

Кликнем ложку нашу-

Подберет всю кашу!

Воспитатель подводит детей к магнитной доске, на которой в центре изображение ложки, а      вокруг перевернутые картинки.

Воспитатель: Что вы еще знаете о ложке?    Дети:  ложкой кушают.

Воспитатель: - Правильно, для того что бы кушать ( переворачивает картинку с изображением тарелки и ложки)

- А еще что вы знаете?     Дети: Ложка -  это посуда

Воспитатель переворачивает карточку с изображением  с сервированным столом.

Воспитатель: Хотите, еще больше узнать о ложке?     Дети: Да.

Рассказ воспитателя с показом слайдов.

Первый слайд. Воспитатель: Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Второй слайд. Воспитатель: На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками.

Третий, четвертый  слайд. Воспитатель: Вырубали заготовку

Пятый слайд. Воспитатель: Придавали форму ложки.

Шестой, седьмой слайд. Воспитатель: Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику росписи, затем покрывают специальным лаком.

Восьмой слайд. Воспитатель: в старину носили ложку при  себе за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили.

 Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал,

 а ждал, когда тот достанет свою ложку.

Девятый слайд. Воспитатель: Деревянные ложки не только красивы

– это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными ложками

 не только безопасно, но и полезно для здоровья.

Десятый слайд: Воспитатель: Деревянные ложки можно использовать  

и как превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.   Конец показа слайдов.

Воспитатель: Вы устали чуточку? Отдохнем минуточку.

Ели ложкарям ты друг, То вставай в наш дружный круг.

Входит музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие я вам музыкальные ложки принесла. Давайте мы с вами поиграем на них, исполним мелодию.

( Играет на аккордеоне, дети отбивают такт на деревянных ложках).

Воспитатель: Настоящие ложкари! Очень хорошо сыграли. Вот вам за это цветочки:  ( раздает по одному цветочку-фишке желтые ,красные, синие)

Дидактическая игра: «Каждой ложке свое место»

Воспитатель вносит коробку, предлагает посмотреть, что в ней.

Воспитатель: Что вы там видите?              Дети: Ложки

Воспитатель: Какие они?                           Дети: Разные

Воспитатель: Помогите мне их разобрать. (на столе подготовлены подносы с условными обозначениями (деревянная, пластмассовая, металлическая)

Дети делятся на три  группы с цветочками разного цвета.

1 группа - с желтыми, выбирают деревянные ложки

2 группа – с синими, выбирают металлические ложки

3 группа – с красными, выбирают пластмассовые ложки

Воспитатель обращается к первой группе:    Какие ложки вы выбрали?

Дети: деревянные ложки. Воспитатель: Из чего они сделаны?   Дети: Из дерева

Воспитатель обращается ко второй группе:  Какие ложки выбрали вы?

Дети: металлические. Воспитатель: Из чего они сделаны?   Дети: из металла.

Воспитатель обращается к третьей подгруппе: Какие ложки выбрали вы?

Дети: пластмассовые. Воспитатель: Из чего они сделаны?  Дети: из пластмассы.

Воспитатель: Вот и навели порядок! Правильно разложили ложки:

деревянные к деревянным, металлические к металлическим, пластмассовые

 к пластмассовым!  

 Рече двигательное упражнение «Каляда-калядка».

Каляда- калядка ,

Ехала лошадка- с вороною холкой,

(имитируют движение руки с ложкой ко рту)

Золотою челкой, (показывают челочку)

Такая благородная, но очень уж голодная!

(поднимают руки в верх, затем гладят живот)

Так и бьёт копыта: (топают ногами)

Приятного аппетита! (разводят руками в сторону)

Воспитатель: А теперь  на несколько минут представьте себя художниками и

 разукрасьте, ложку как вам захочется.

(дети разукрашивают заготовки бумажных ложек акварельными красками)

Итог:   Воспитатель подводит детей к магнитной доске,

 Воспитатель: Ну что теперь мы знаем о ложке?

Ответы детей: - Ложка может быть музыкальным инструментом

(Воспитатель открывает карточку)

-может быть безопасной и полезной  (воспитатель открывает карточку)

- может быть деревянной       (воспитатель открывает карточку)

- может быть пластмассовой  (воспитатель открывает карточку)

- может быть металлической (воспитатель открывает карточку)

-ложку можно разукрасить (воспитатель открывает карточку)

Воспитатель: Как много мы узнали об обыкновенной ложке!

Литература:

1. И.Н Иванова Игровое обучение детей .методические рекомендации. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»).(5) .-М.: ТЦ «Сфера» 2008г.  

- С.16-24.

2. О.Л Князева, М.Д Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П.: «Детство-Пресс». 2002г.-С.159-172

3.Е.А Резепина музей народного быта в детском саду// Воспитатель ДОУ.-2011.

№4.-С. 16-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно – речевому развитию ( ФЭМП ) в средней группе. Тема: Путешествие по сказке « Маша и медведь »

Детский сад «Колосок» встретил гостей 18 апреля 2012 года в стенах своего сада и поделился с коллегами своим опытом работы по Ф.Г.Т. В рамках работы районных методических объединений по неп...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию "Посадим огурец" (средняя группа).

Конспект открытого интегративного занятия по познавательно-речевому развитию....

Конспект взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Формирование познавательно - речевого развития у детей средней группы». Практикум в форме совместной деятельности детей и родителей «Гость группы» (выпечка печенья)

Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии позна...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей в средней группе "Путешествие паучка".

Воспитывать у детей интерес к изучению удивительного мира растений и насекомых,  бережное отношение ко всему живому, учить детей беречь природу....

Конспект совместной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности с детьми среднего дошкольного возраста "Иголка"

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия. Познакомить детей с правилами по технике безопасности при пользовани...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей средней логопедической группы «Жизнь диких животных зимой»

Конспектзанятия по познавательно-речевому развитиюдля детей средней логопедической группы«Жизнь диких животных зимой»...