НОД Познавательно-исследовательская деятельность с элементами развития речи "Какой волшебный лед!"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Паньшина Екатерина Александровна

Конспект НОД по экспериментированию и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakoy_volshebnyy_led.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в средней группе

Тема: «Какой волшебный лед!»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи: 

  1. подвести детей к пониманию связи между температурой  воздуха  и  

состоянием снега и льда, свойства снега таять от любого источника тепла; («Познавательное развитие»);

  1. развивать умение использовать освоенные  способы  опознания свойств: объяснять связь снега и воды  («Речевое развитие»),(«Познавательное развитие»);
  2. развивать умение заменять действия символическим изображением («Художественно-эстетическое развитие»);
  3. развивать наблюдательность, умение самостоятельно решать

познавательную задачу ( «Социально-коммуникативное развитие»), («Речевое развитие»);

  1. воспитывать эстетическое отношение к зимним явлениям, стремление  к здоровому образу жизни  («Физическое развитие»);
  2. формировать  у детей знания о безопасном поведении на  прогулках («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»);
  3. развивать воображение, ритмичность движений  («Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приемы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра,  физкультминутка.

Практические: самостоятельная  исследовательская  деятельность детей, совместная с взрослым деятельность детей., продуктивная деятельность.

Словесные:  беседа, ситуативный разговор, вопросы – ответы.

Материалы и оборудование:  

Демонстрационный материалигрушка – Снеговик, картинки по теме: «Времена года», две миски со снегом и льдом, две пластиковые бутылки с тёплой и холодной водой, свеча, ложка.

Раздаточный материал: прозрачные стаканы  с символическими кружками красного и синего цвета для холодной и тёплой воды,  миски со снегом и льдом, бумага, карандаши, «снежки» для каждого ребёнка.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Мы танцуем со снежками!»

Игровая

Игровая ситуация со снеговиком. Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за льдом и снегом, экспериментирование со льдом,

Моделирование из снега снеговика, познавательно-исследовательские опыты со снегом и льдом.

Коммуникативная

Беседы, речевые  ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы.

Изобразительная

Рисование результатов опыта, лепка снеговика из снега.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение.

Конструирование

моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения ( индивидуальные и  подгрупповые),  совместный (коллективный) труд, задания.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Д/игра «Чего не хватает?». 

Загадки о снежинках, снеге, снеговике.

Воспитатель выставляет три картинки и спрашивает детей?

В.  - Какие времена года вы увидели на картинках?

В. – Какого времени года не хватает?

Воспитатель добавляет 4-ю картинку с изображением зимы.

В. – Отгадайте загадки о зимних явлениях:

1.С неба сыплются пушинки.

Одеяло белое

Серебристые  снежинки.                           Не руками сделано                                       Не ткалось и не кроилось,                                                  С неба на землю свалилось                                                                                             (Снег)

2.Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза – угольки, зубы – сучки.                   (Снеговик)

Д. -  Лето, осень и весну

Д. – Нет времени года – зимы.

Дети отгадывают загадки

Дети заинтересовываются предстоящей деятельностью. Имеют представления о временах года.

2

Беседа о зиме.  Игровой момент со СнеговикомСоздание проблемной ситуации.

В. – Ребята, вы любите время года – зиму? Почему вам нравится зима?

В. – Как – то раз на прогулке этой  зимой мы слепили снеговика. Каждый день Снеговик встречает нас на участке. А сегодня утром я  увидела, что наш Снеговик загрустил. Как вы думаете, почему?

В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что ему грустно одному. Он попросился

погостить у нас в группе. Я его принесла, вот он – наш Снеговик. Вы рады встрече с ним?

В. – Посмотрите на Снеговика и скажите, какой он?

В. – Почему Снеговик белый?

В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что однажды к нему на плечо села ворона, клюнула его и сказала, что он совсем не вкусный. Почему так сказала ворона?

В. – Да, ребята, хоть Снеговик и обиделся на ворону, но всё же мы знаем, что снег не имеет вкуса: он и не сладкий, и не солёный, он просто без всякого вкуса. Ребята, можно ли вам есть снег?

В. – Почему?

В. – Ребята, какое настроение у Снеговика?

В. – Ребята, предлагаю вам понаблюдать, удастся ли  Снеговику погостить у нас в группе и сохранится ли у него хорошее  настроение.

В. – Ребята, посмотрите, наш Снеговик сделан из трёх снежных комков.

Д. – Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках. Можно лепить снежную бабу, снеговика.

Д. -  Он устал стоять, он хочет встретиться с нами, ему скучно одному.

Д. – Да

Д. – Он белый, холодный, добрый, весёлый

Д. – Снеговик сделан из снега, а снег  - белый.

Д. – Потому что у снега нет  никакого вкуса.

Д. – Нет.

Д. – Он холодный, грязный.

Д. – Радостное, весёлое.

Дети рассматривают снеговика.

Дети внимательно слушают взрослого, не отвлекаясь. Умеют вступать диалогическую связь. Умеют отвечать на вопросы.

3

Опыт:  «Вода из снега».

В. – Снеговик  принёс  снега  и  для всех вас. Посмотрите, какой снег?

В. - Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло?

В. – Во что превратился  снег?

В. – Почему растаял снег на ладошке?

В. – Мы можем сделать вывод: снег - это вода. А в тепле снег тает быстрее.

Ребята, что же может произойти со Снеговиком в нашей тёплой группе?

Д. – Блестящий, сверкающий, холодный, пушистый.

Д. – Он растаял.

Д. – В воду.

Д. – Ладошка тёплая, снег растаял от тепла.

Д. – Он может начать таять.

Дети заинтересовываются проводимым опытом. Активно принимают участие в опыте.

4

Опыт: «Снег быстрее превращается в воду  на  горячем огне».

В. – Но больше всего  Снеговик боится огня. И сейчас вы увидите, почему.

Посмотрите, во что может превратиться Снеговик на огне.

Воспитатель проделывает опыт: зажигает свечу, набирает ложку снега и начинает держать ложку над огнём горящей свечи.

В. – Теперь вы поняли, во что мог превратиться Снеговик?

В. – Вывод: от горячего огня  снег начинает  таять быстрее и превращается  в….воду.

Физминутка: «Мы танцуем со снежками».

Мы танцуем со снежинками.                          Посмотрите все на нас.

 Вот так топаем ногами:

 Раз – два, раз – два!

 А теперь снежки положим

Мы к Снеговику сюда.

 И теперь в ладоши можно Нам похлопать без труда.

 Осторожно поднимайтесь,

 Не забудьте взять снежок, Поплясать теперь нам нужно,

 Попляши и встань в кружок!

Дети наблюдают за работой воспитателя.

Д.  – В воду.

Дети повторяют движения за проговариваемыми словами.

Дети заинтересовываются проводимым опытом. Активно принимают участие в опыте.

Умеют активно двигаться, снимают мышечное напряжение. Умеют соотносить движения с текстом

5

Зарисовывание  результатов опытов на листе бумаги.

В. – Ребята, а куда делся наш Снеговик?

В. -  А что осталось вместо Снеговика?

В. – Почему так произошло?

В. – Сумел ли Снеговик погостить у нас в группе?

В. – Скажите, где Снеговику было бы лучше и  где бы он сохранился и остался целым?

В. – Давайте нарисуем на листе бумаги то, что произошло со Снеговиком.

В. – Сначала  Снеговик был из трёх снежных комков,  но он начал таять и осталось только два снежных комка, потом – один комок, а  потом и вовсе Снеговик исчез и превратился в воду.

Д. – Он растаял.

Д. – Одна вода.

Д. –Потому снег – это вода. Снеговик  растаял в тепле и превратился в воду.

Д. – Нет.

Д. – На улице.

Дети с воспитателем зарисовывают результаты опытов на бумаге,

заменяя действия символическими изображениями.

Дети зарисовывают результаты опытов, имеют представления о воде.

6

Итог занятия.

В. -  Что мы сегодня делали?

В. – Что же такое снег и лёд?

В.  –  Молодцы, ребята! Хотя Снеговику и не удалось погостить у нас в группе, мы с вами сделаем нового Снеговика на прогулке и будем продолжать наблюдать за снегом, льдом, снежинками.

Д. – Наблюдали за Снеговиком, снегом и льдом, за тем, что происходит со снегом и льдом в тепле.

Д. – Это вода.

Дети умеют рассказывать о проделанной работе.

Итоговое мероприятие: Лепка снеговика на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"

Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»

   Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий.     Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...

Познавательно-исследовательский проект в группе раннего развития «Волшебная пена»

Познавательно-исследовательский проект в группе раннего развития«Волшебная пена»...