Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек»
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Я представляю методическую разработку непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы, которая направлена на социально-личностное развитие ребёнка.

Моё обращение к  гендерному  аспекту в воспитании связано с социальными изменениями, происходящими в современном обществе,

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.   Мальчики перенимают женский тип поведения, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли.

Период дошкольного детства – это тот период,  когда можно  помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 466

      Непосредственная образовательная деятельность

Направление: социально – личностное развитие.

 «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек»

                                                                               Подготовила:  воспитатель

                                                                               Алимбекова Айсылу Мидхатовна

                                                 

                                                   Самара, 2013

Тема НОД: «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек»

Разработчик: Алимбекова Айсылу Мидхатовна

Возрастная категория: старшая группа (5-6 лет)

Время проведения:  25 минут

Цель: « Формировать у детей представления о гендерной принадлежности».

Задачи:

        Обучающие:

- закрепить у дошкольников знания о  последовательности возрастного и полового развития человека;

 - совершенствовать представления о различиях между мальчиками и девочками  (личностные качества, внешний облик, характер, поведение в обществе);

-формировать дружеское толерантное отношение к противоположному полу;

-способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, умения сопереживать героям сказки;

           Развивающие:

-развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками и  умение работать в группе, паре;

- способствовать совершенствованию  связной речи, творческого воображения, художественного вкуса.

        Воспитательные:

-воспитывать уважение со стороны мальчиков к девочкам и благодарное отношение девочек к проявлению заботы со стороны мальчиков.

Организация развивающей среды:

Для мотивации к НОД: письмо, картинки с изображениями рыцаря, принцессы, злого волшебника, каменной стены.    

Для проведения НОД:

 мольберты,

карточки – схемы действия мальчиков и девочек,

карточки последовательности возрастного и полового развития человека,

повязки на глаза,

медальоны,

разносы,

кукла,

машинка,

цветные карандаши,

посылка,  

части открыток.                              

  Предварительная работа:

Деятельность педагога с детьми: 

Сюжетно – ролевые игры. Для девочек: «Салон красоты», « Столовая». Для мальчиков:  « Гараж», «Строитель». Совместные: «Семья», «Магазин», «Больница».
Игры – драматизации – «Гуси – лебеди», «Спящая красавица», «Сказка на новый лад»
Настольный театр – проигрывание русских народных сказок,
Игры – состязания – «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)».

Дидактические игры: «Сундучок хозяюшки», «Действия – мужчина, действия – женщина», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Кто что делает», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким?».  

Русские народные игры: «Ловишки в кругу», «Коршун», «Заря», «Молчанка».

  - Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: р. н. сказок, как «Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о Суворове и русских солдатах, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и др. ;

   Пословицы и поговорки  использовались  в течение всего дня: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает».

Разучивание парного танца.

Взаимодействие с родителями воспитанников: анкетирование по теме: «Воспитание детей с учётом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи»,  родительское собрание «Влияние полоролевых стереотипов родителей на развитие ребёнка», тематическая  консультация «Влияние родителей на воспитание мальчиков и девочек»,  устный журнал с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, стендовые консультации.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментах: обращала внимание детей на правила поведения, учила мальчиков уступать девочкам, оказывать им посильную помощь, учила девочек обращаться за помощью к мальчикам, принимать их помощь, благодарить за оказанную услугу.

Методы организации детской деятельности: беседа, рассказ, игра, изготовление продуктов творчества, решение проблемных ситуаций.

                                                      Проведение НОД.

 Дети играют в группе. Стук в дверь. Приносят письмо.

- Ребята, нам письмо принесли. Интересно, от кого оно?

                                                ( читаю )

«Дорогие ребята. Пишут вам мальчики и девочки из заколодованной страны. С нами приключилась беда. Послушайте нашу историю и постарайтесь нам помочь».

-Давайте присядем на ковер и послушаем историю мальчиков и девочек.

     Дети сидят на ковре перед мольбертом. Рассказ сопровождается показом картин с изображением рыцаря, прекрасной дамы, злого волшебника, каменной стены.                                              

                                                    Сказка

Много-много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.

Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом красота, мир. И задумал он свое злое дело. Он выкрал всех девочек и мальчиков и поселил мальчиков - отдельно, девочек - отдельно. А между ними поставил высокую-высокую каменную стену. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков. Шли годы и дети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они много-много лет.

Но мы узнали, оказывается,  есть одно тайное средство – против волшебства, которое поможет разрушить стену, и тогда мы, мальчики и девочки, вновь соединимся, и опять будем дружить. Для этого вы должны превратиться в спасателей и  нужно выполнить несколько сложных заданий. С каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться.

-Вы хотели бы помочь этим мальчикам и девочкам?

-Тогда встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись, в спасателя превратись”.

                                              Дети встают в круг на ковре.

-Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.

-И мы с вами приступаем к роли спасателя.

-Для выполнения первого задания  нам нужно образовать  пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую, найти себе пару.

             Дети стоят в кругу. Воспитатель раздаёт части открыток:  мальчикам с изображениями героев сказок мужского пола (принца, короля и т. д.) девочкам – женского пола (принцессы, королевы и т. д.)

-Посмотрите внимательно на картинки.  Мальчики, подойдите к девочкам, найдите поскорее свою пару.

Игра “Найди пару”  (звучит спокойная музыка)

-Ну, вот пары определились. Теперь нам предстоит преодолеть  препятствие. Взаимное доверие друг другу поможет нам справиться с этим заданием.

1 задание  «Взаимное доверие»

-Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчики, помогите  снять ей повязку. Идем по очереди…

                                         на ковре расставлены препятствия      

                                                         (игра)

(пройдя препятствие, дети садятся на стульчики)

Вопросы:

-Как ты чувствовала себя? (примерные ответы: боялась,  я доверяла, я не знала куда идти, мне было страшно…)

-Как вёл тебя Саша? (примерные ответы: уверенно, бережно, смело)

-Мальчики, а вам понравилось вести девочек?

-Какими вы себя чувствовали в это время? (примерные ответы: ответственными, мужественными, заботливыми)

-Молодцы, ребята, взаимное доверие помогло нам справиться с заданием. Посмотрите, первые камни посыпались со стены.

                                ( снять первую полоску с камнями)

Ну, а теперь нас ждёт следующее задание.

2 задание «Действия мальчиков и девочек»

-  Для выполнения этого задания нам нужно разделиться на две команды. Подойдите к столу и выберите себе жетон.

Дети делятся на две команды, выбирая жетоны красного и синего цвета.

-Посмотрите, на столах разложены схемы.

-Что на них изображено? (примерные ответы: мальчик защищает девочку, девочка кормит котёнка и т.д.)

-Надо распределить схемы на две группы. Как это сделать? (примерные ответы: нужно собрать схемы с действиями мальчиков и с действиями девочек отдельно)

-Рассмотрите их внимательно. Команда «Синие», вы собираете те схемы, на которых изображены действия мальчиков, на разнос с машинкой. А вы, команда «Красные», схемы с действиями девочек, собираете на разнос с куклой. Ну что, начинайте.  Будьте внимательны, советуйтесь  друг с другом.

 На столах разложены схемы. Дети подходят к столам и собирают схемы.

                                               ( выполнение задания)

После выполнения задания дети  садятся на стульчики.

-А теперь садимся на стульчики и проверяем правильность выполнения задания. Команда «Красные», начинайте.

( девочка поливает цветы, она трудолюбивая) и т.д.

Вывод: мальчик должен быть защитником слабых, сильным и умелым помощником, верным другом и товарищем, смелым, храбрым.

Девочка должна быть аккуратной, доброй, заботливой, чуткой, уметь поддержать и утешить товарища, создать уют в доме.

-Молодцы, ребята, ещё камни упали со стены.

                             (Снять вторую полоску с камнями)

- Ребята, посмотрите внимательно друг на друга, чем вы похожи?  (примерные ответы: строением, частями  тела)

-А чем вы отличаетесь?  ( примерные ответы: одеждой, внешностью, причёской, именами)

- Илюша, ответь, пожалуйста, когда ты вырастешь, кем будешь: мужчиной или женщиной?  (примерный ответ: я мальчик,  когда вырасту,  буду  мужчиной)

-Мариночка, а ты кем будешь?  ( примерный ответ: когда девочка вырастает, она становится женщиной, значит, я буду женщиной)

-Андрей, а может ли быть так: ты лёг спать и ты  проснулся девочкой?

-Алёша, а может ли мальчик завтра стать дедушкой? (примерный ответ: нет, для этого надо, чтобы много времени прошло)

-А сейчас следующее задание.

3 задание. Дидактическая игра “Возрастная последовательность”

Дети сидят на стульчиках, показываю им карточки с изображением   младенцев,  мальчика и девочки,  парня и девушки,  мужчины и женщины, дедушки и бабушки.

-Ребята,  назовите, кто изображён на карточке?

-А в какую игру мы можем поиграть, используя эти карточки? (примерный ответ:  нужно расставить карточки по  признаку взросления.)

-Я раздам вам карточки, а вы расставите их по мере взросления человека. Пока играет музыка,  постарайтесь  найти своё место.

                                              ( играет музыка)

Дети встают со стульчиков. Ребята с карточками выстраиваются в линейку на ковре, образуя возрастную последовательность.

-Ксюша, сейчас ты девочка, а когда немного подрастёшь, кем станешь? А потом?

-Артём, сейчас ты мальчик, а когда подрастёшь, кем станешь?  А  потом?

-Ребята, мы великолепно справляемся с заданиями,  камни продолжают падать, стена разрушается.

                                   (снять третью полоску с камнями)

-Ну, а нам нужно двигаться дальше. Впереди у нас трудная дорога.

                                                  Играет танцевальная музыка

-Ребята, что можно  делать под эту музыку:  маршировать или танцевать?

-Мальчики берите девочек за руку и становитесь в круг. Итак, в путь.

4 Задание. Парный танец.

                                        Ребята исполняют парный танец.

-И с этим заданием  мы справились, снова камни посыпались со стены.

                                     (снять четвёртую полоску с камнями)

-А нас ждет следующее задание.

5 задание. Собери открытку.

На столе стоят  разносы с частями открыток, клей,  лежат клеёнки, тряпочки и листы бумаги размером А3. Дети подходят к столу.

-Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу.

-Рассмотрите все предметы и скажите, что можно сделать, используя эти материалы? ( примерный ответ: нужно из этих частей собрать картину)

- Правильно, сейчас вам нужно постараться из этих частей собрать открытку. Из частей  которые лежат на разносе с розовой ленточкой, собирает открытку команда «Синие».  А из частей, которые лежат на разносе с  синей лентой, соберёт открытку команда «Красные».  Помните, от правильно выполненного задания зависит, разрушится стена или нет.

                                         Дети выполняют работу

                                 Закончив работу, садятся на стульчики

-Ребята, посмотрите, какие красивые открытки у нас получились.  Молодцы!  

-Команда «Синие», что изображено на вашей открытке? (цветок)

-Команда «Красные», кто изображён на вашей открытке? (мишка)

-Что можно сделать с открытками? (примерный ответ: их можно подарить)

-Кому мы их подарим? ( примерный ответ: мы их подарим героям сказки, мальчикам и девочкам)

-Какую из открыток мы подарим девочкам? (примерный ответ: открытку с цветком). Почему? (примерный ответ: потому что девочки такие же нежные, красивые как цветы)

-Рассмотрите мишку на открытке и скажите, какой он? (примерный ответ: сильный, крепкий, смелый)

-Значит, кому мы эту открытку подарим? (мальчикам)

-И с этим заданием вы справились. Молодцы.

-Камни со стены еще упали.

                                      (снять пятую полоску с камнями)

-Ну, вот все задания выполнены.

                                                  Встали в круг.

                                                      Дети встают в круг

-Нам пора возвращаться, для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись, дома окажись”.

- Вам понравилось путешествие?

-Ребята, скажите, каким должен быть мальчик? (примерный ответ:   мальчик должен быть защитником слабых, сильным и умелым помощником, верным другом и товарищем, смелым, храбрым).

-А какой  должна быть девочка? ( примерный ответ: девочка должна быть аккуратной, доброй, заботливой, чуткой, уметь поддержать и утешить товарища, создать уют в доме)

-А как должны мальчики и девочки жить между собой? (примерный ответ: дружно, в мире, согласии, взаимопонимании, уважении)

-Как же нам узнать вся ли стена развалилась, объединились ли девочки и мальчики в одну страну?

                                           Стук в дверь. Принесли письмо.

“Дорогие мальчики и девочки из детского сада, большое вам спасибо. Вы помогли разрушить стену между нашими странами. И теперь мы живем в одной общей стране под названием “Дружба”. Посылаем вам посылку с медальонами на память о нашей стране “Дружба”

                        (приходит посылка с медальонами из страны “Дружба”.)

-Ребята, посмотрите, какие красивые медальоны. Вам они нравятся?

 -Ой, ребята, а здесь чего - то не хватает? (на медальонах не нарисованы улыбки)

-А почему же? (достаю письмо)

“Мы хотели, вам подарить улыбающихся человечков,  к сожалению, за долгие годы разлуки, мы забыли, как выглядит улыбка”

-А вы ребята помните, как выглядят улыбки. А давайте нарисуем улыбки на медалях, девочки нарисуют улыбки для мальчиков, а мальчики для девочек. Подходим к столам, берём карандаши и начинаем рисовать.

                                  Звучит песня « Улыбка»

 Дети  подходят к столам, берут карандаши и рисуют улыбки на медальонах

-Нарисовали. А теперь подарите друг другу медали.

                                       Дарят друг другу

-А вы хотели бы подарить свои улыбки девочкам и мальчикам из страны “Дружба”? Как это можно сделать? ( примерные ответы: сфотографироваться и послать фото, послать смс с картинкой улыбающегося человека, отослать по-сылку с медалями и т.д.)

-Давайте мы с вами сфотографируем наши улыбки и подарим их героям сказки.

                      Групповое фотографирование на память

-А сейчас мы будем готовить посылку к отправке с письмом и подарками для мальчиков и девочек из страны « Дружба»

Список используемой литературы:

В.Д. Еремеева “Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному”, Самара: Издательство “Учебная литература”, 2005.

Т.А. Репина “Проблема полоролевой социализации детей”, М; Воронеж, 2004.

В.В. Абраменкова “Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе”// Вопросы психологии, 1987, № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну мальчиков и девочек»

Цель: Формирование собственной гендерной принадлежности и первичных гендерных представлений о характерных качествах мальчиков и девочек....

Конспект занятия в средней группе "Путешествие в страну "Мальчиков и девочек".

Занятие-путешествие для развития полоровевых представлений....

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».

laquo;Путешествие в страну Мальчиков и Девочек».Цель: создать условия для формирования гендерных  представлений у детей подготовительной группы.Задачи: - расширять представление о сходстве...

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну мальчиков и девочек» в старшей группе

Тема: «Путешествие в страну мальчиков и девочек».Воспитатель: Михалева Ю.С. Цель: формирование собственной гендерной принадлежности и первичных гендерных...

Конспект занятия по гендерному воспитанию "Путешествие в страну мальчиков и девочек".

В данной методической разработке рассматривается гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек....

НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек»

Закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.Развивать основы социального взаимодействия между девочками и мальчиками.Воспитывать устойчивость внимания, дисципли...

Конспект занятия по гендерному воспитанию " Путешествие в страну мальчиков и девочек"

Занятие построено в соответствии с программными требованиями ФГОС. Поставленная цель достигнута. Воспитательная ценность: воспитанникам закладываются знания собственной гендерной принадлежности, при...