Педагогический проект « Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников »
проект по окружающему миру на тему

Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и красивом городе – Камне- на- Оби. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ « Детский сад №27» является частью системы города и успешно решает задачи воспитания, развития и обучения дошкольников.

Многолетняя история нашего города богата событиями, значимыми не только для жителей Камня-на-Оби, но и для всего края. Знакомить детей с доступными историческими событиями- наша задача.

Мы, воспитатели,  хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях.  Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. И в этом нам на помощь приходит музей.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morozova_t.v.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 27 «ПЕТУШОК»

Педагогический проект

« Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников »

                                                                           Автор проекта:

                                                                            Морозова Татьяна Васильевна

г. Камень-на-Оби 2014 год

                    Условия возникновения

Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и красивом городе – Камне- на- Оби. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ « Детский сад №27» является частью системы города и успешно решает задачи воспитания, развития и обучения дошкольников.

Многолетняя история нашего города богата событиями, значимыми не только для жителей Камня-на-Оби, но и для всего края. Знакомить детей с доступными историческими событиями- наша задача.

Мы, воспитатели,  хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях.  Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. И в этом нам на помощь приходит музей.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.  

Проведенный опрос родителей подтвердил потребность в воспитании детей на духовно- нравственных традициях, возникших в нашем городе. 30% родителей считают, что знакомить детей с городом и его историческим прошлым нужно, потому что это интересно и важно, чтобы уважать историю предков; 45% родителей в качестве основания для этой работы видят то что, зная историю своего города, чувствуешь гордость от, того, что ты потомок тех, кто пришел сюда первым; 25% родителей считают, что дети должны знать, откуда они родом, родители убеждены, что,  не зная историю родного края, нельзя быть образованным человеком.

Изучая данную проблему, мы разработали значимое для наших условий содержание, формы, средства и методы взаимодействия ДОУ и краеведческого музея в патриотическом воспитании старших дошкольников, основываясь на современных подходах к организации взаимодействия ДОУ и социальных институтов.

В основу нашей работы мы заложили тезис о необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны, той маленькой частички огромной России – нашего  города.

Актуальность

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11 июля 2005г. №422), которая  ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, а также проекта Национальной доктрины образования в Российской Федерации, в которой подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

  Вопросами краеведения, патриотического воспитания, в должном понимании этого слова, родители самостоятельно  практически не занимаются. Поэтому эти функции должен взять на себя  детский сад, чтобы не только воспитать у детей интерес к истории родного края, но и убедить родителей в важности и необходимости этой работы. Немаловажную роль в воспитании патриотизма у дошкольников играет и краеведческий музей,  благодаря которому ребенок может увидеть как жили предки, узнать факты из жизни города и т.п.

Методических рекомендаций по ознакомлению дошкольников с настоящим родного города много, но почти нет публикаций о том, как знакомить с историческим прошлым, стоит ли этим заниматься с детьми 5 – 7 лет, доступна ли их пониманию суть событий, произошедших в минувшем. В условиях этих противоречий возникла идея совместно с Каменским краеведческим музеем  разработать и реализовать проект «Ознакомление старших дошкольников с прошлым г. Камня-на-Оби через взаимодействие детского сада и краеведческого музея».

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие         противоречия: 

- между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России, и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания в современных условиях;  - между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических         чувств  у         детей;

- между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, и утратой интереса и уважения         к         собственной         культуре;

- между стремлением воспитания толерантности и проявлениями высокомерия,         унижения         чужой         культуры;

- между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского дошкольного возраста и низким уровнем подготовленности работников дошкольных учреждений и родителей к патриотическому воспитанию.

Выявленные противоречия и определяют актуальность нашего исследования.

Ведущая педагогическая идея

Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея является важным условием воспитания чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Педагогически целесообразное влияние детей и правильно организованное взаимодействие ДОУ и краеведческого музея по патриотическому воспитанию дошкольников – основная идея опыта. Именно такой подход способен обеспечить ознакомление детей с историей нашего города и развить их национальное самосознание.

Длительность работы

Работа над опытом охватывает период с сентября  по май. Осуществляется она поэтапно:

Первый этап. Анализ научно – методической литературы; изучение опубликованных в периодических изданиях материалов из опыта работы; определение цели, задач, подбор диагностических методик и изучение интереса к данной проблеме среди коллег, родителей. Изучение уровня представлений детей о музее и о прошлом родного города.

Второй этап. Разработка модели взаимодействия ДОУ и краеведческого музея. Разработка и апробирование технологии подготовки и проведения занятий, экскурсий и праздников, посвященных истории родного города, края.

Третий этап. Анализ результатов. Обобщение и систематизация материалов опытной работы. Подготовка публикаций.

Теоретическая

В основе педагогического опыта лежат идеи К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского[16,18] о необходимости и значимости ознакомления детей с историей Отечества. В трудах А.П. Усовой, С.А. Козловой, Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой[6,13].  определены задачи и содержание работы по воспитанию любви к малой родине и стране в целом,  разработана система игр, занятий по ознакомлению детей с природой родного края, трудом людей, народным творчеством. С.А. Козлова[6], считает, что свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для  воспитания нравственных  и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.  

 В последние годы идет  переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре и истории малой Родины. В этом контексте патриотическое  и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.

Проблемы патриотического воспитания  рассматривались и исследовались многими педагогами, психологами. И сейчас они остаются актуальными.  

В опыте использованы следующие понятия: «родина», «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

Понятиям « родина» и « патриотизм» в  разных справочных изданиях даётся сходное, но не одинаковое толкование.

В толковом словаре Даля понятие «родина» объясняется так: «Родина - родимая земля, чье-либо место рождения; в обширном значении - земля, государство,  где кто-либо родился; в тесном - город, деревня».  Здесь же понятие «патриот» и «патриотизм» трактуется следующим образом: «Патриот- любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм- любовь к отчизне» .

В большой Советской энциклопедии суть этих понятий излагали так: «Родина - 1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением,  общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, быта и нравов. 2) более узкое - чье-либо место рождения. 3) переносное значение – место возникновения, открытия или изобретения чего-либо».

Патриот - человек, который любит свою Родину, свой народ. Патриотизм- любовь к Родине к своему народу.

 Большое влияние на формирование в сознании подрастающего поколения патриотических чувств, изучение героического прошлого  старших поколений, боровшихся за независимость и суверенитет страны, оказывает взаимодействие детского сада с  краеведческим музеем.

Определяя содержание музейной педагогики, нельзя абстрагироваться от возрастных особенностей воспитанников.

Учебные занятия в музее, подчёркивает Е.В.Листвина, раздвигают рамки привычного образовательного пространства.  В музее ребёнок чувствует себя «не совсем» на занятии, он более раскрепощён, более приобщён к жизни, хотя музей традиционно и представляется как собрание ценностей и памятников других эпох. Таким образом, достигается вариативность образования, происходит соединение с реальностью, насыщенной информацией о разных временных отрезках.

Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени его воспитания, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.

В музейной педагогике обозначена главная проблема – осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое алгоритмом экскурсии, в настоящее время приобретает более живой, импровизированный характер. Личностно ориентированная модель взаимодействия ребёнка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирования индивидуальных представлений. Однако этого явно недостаточно для построения по настоящему диалогичного взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде.

Мы думаем, что педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встаёт перед необходимостью определённого конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создаётся «музейная зона» или «ориетационный зал», где оформляются тематические композиции.

Новизна

Новизна опыта состоит в разработке активных методов взаимодействия ДОУ с краеведческим музеем в патриотическом воспитании старших дошкольников.

             ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА

Целью работы является изучение краеведения как элемента дошкольного образования и разработка активных  методов ознакомления старших дошкольников с историей родного края на основе взаимодействия дошкольного учреждения с краеведческим музеем.

Задачи.

  1. Обосновать и в ходе работы апробировать  активные методы формирования представлений детей 5-7 лет об истории родного края на основе взаимодействия с краеведческим музеем.
  2. Использовать наряду с традиционными экскурсиями в музей, занятия в детском саду с музейными предметами, которые проводит сотрудник музея.
  3. Создать условия для закрепления представлений о истории Камня-на-Оби, полученные на экскурсиях и занятиях, в разных видах творческой деятельности.

Организация  учебно – воспитательного процесса

Организация работы по ознакомлению старших дошкольников с историей Камня-на-Оби строится в соответствии с перспективным планом.

К числу активных методов, позволивших успешно реализовать поставленные задачи, относим и методы закрепления представлений детей об истории края через создание условий для разных видов изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность относится к числу специфически детских видов деятельности, поэтому она всегда интересна для детей и обеспечивает усвоение представлений об исторических событиях.

Эффективными методами, активизирующими восприятие детей, обеспечивающими их речевую активность, является слайд и видео-презентации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выделить следующие критерии, определяющие:

  • уровень представлений о  прошлом города;
  • уровень представлений о навыках поведения в музее, его назначении, правил музейного поведения;
  • эмоциональное отношение к событиям  истории нашего города, края.

К каждому из критериев обозначены показатели для определения уровня развития детей по данной проблеме:

высокий – дети знают, что такое музей, и имеют представление о его назначении, им знакомы правила музейного поведения; соотносят понятие и реальные вещи или события связанные с историей  Камня-на-Оби;

средний – могут объяснить, что такое музей, имеют не четкие представления о его экспонатах,; с помощью взрослого могут назвать одно – два правила поведения в музее;  ;

низкий – дети не знают, что такое музей, даже при помощи взрослого не могут выделить правила музейного поведения; не проявляют интерес к музею и изучаемой теме, не используют в речи слова и выражения изученные, на занятиях и в музее

Показателями  результативности опыта являются уровень представлений детей:

  • о музее и музейном поведении;
  • о  истории нашего города ;
  • положительное эмоциональное отношение к этим событиям.

 

Методики для измерения

Наименование показателя

Используемая методика

Представление о музее и музейном поведении

Беседа «Историко-краеведческий музей», составлена по материалам О.Г. Тихоновой, И.Н. Зыбиной,

Представление о военной истории нашего края

Беседа «Что я знаю о военной истории края?», составлена по материалам И.Н. Зыбиной, М.Д. Маханевой.

Эмоциональное отношение к военной истории Белгородчины

Влияние иллюстраций на эмоциональное отношение дошкольника к историческому событию. Модификация методики Т.А. Репиной.

Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений связанных с историей. Модификация методики А.Д. Кошелевой.

   Раннее знакомства дошкольника с фондами краеведческого музея, с целью приобщения их к наследию духовной, материальной культуры и истории родного города, края.

Важно подчеркнуть: необходима серьезная предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, расширение  представлений ребенка об истории края и формирование навыка музейного поведения.

Основная трудность в ознакомлении дошкольников с  историей города, края состоит в том, что у них не сформировано историческое сознание: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней, поэтому сохраняя хронологический порядок описываемых явлений следует сводить их к двум историческим понятиям: прошлое (давным — давно, в старину) и настоящее (наши дни).

Основной формой работы ознакомления детей с историей города, края являются экскурсии, которые дополняются занятиями в детском саду с музейными предметами, играми, связанными по тематике с историей города, края.

Эффективность усвоения материала детьми зависит от их активности в ходе экскурсии, поэтому целесообразно максимально использовать взаимодействие с игровыми персонажами в музее, действия с музейными предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), необходимо уточнять знания через активные формы и методы работы. В нашем проекте это: составление рассказов для альбома «Мы знаем наш город», оформление фоторепортажей для родителей «Мы были в музее», создание мини-музея в группе, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование моделей).

Успешность освоения представлений об историческом прошлом  города,края, определяется не только и не столько информированностью детей о цифрах, датах, именах, сколько развитием их личностного интереса, желания воспринимать эмоционально ориентированный материал. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие исторических событий, личностное переживание их значимости, развитие положительного отношения к истории края.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности взаимодействия детского дошкольного учреждения и краеведческого музея в ознакомлении старших дошкольников с историческим прошлым нашего горда, края.

Библиографический список

  1. Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Гл. редактор А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 197. Т.19. Отоми – Пластырь, 1975. – 648 с. Т. 22. Ремень – Софи, 1975. – 628с.
  2. Воробьева О.И. Музей «Воинской доблести и славы» в дошкольном учреждении / О.И. Воробьева // Детский сад от А до Я.-2004.-№5.-с.94-96
  3. Гражданское воспитание в дошкольном учреждении: планирование разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова.- Волгоград: Учитель, 2008.-148с.
  4. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль – М.: Эксмо, 2007. – с.288
  5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол №2 (12)- П-4 от 21мая 2003г. //Управление ДОУ, 2005, №1,.
  6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда,  О.А.  Шаграева М.: Просвещение. 2003.-с.194
  7.   Крылова Н.Б. Музей – школа – город – мир. /Н.Б.Крылова //Школьные технологии №5, 2000.
  8. Листвина Е.В. Современные социокультурные ситуации и проблемы образовния./ Е.В. Листвина//Школьные технологии №5, 2000г.
  9. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности./Н. Мазыкина//Управление ДОУ, №1, 2, 2006г.
  10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / М.Д. Маханева // Управление дошкольным образованием. - 2005. - № 1. - С. 57- 60.
  11. Родной край  / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. - 3-е изд., прераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990.- 176 с.
  12. Рыжова М.А. Мини-музей в детском саду / М.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова.- М.: Линка-Пресс, 2008.-256с.
  13. Соловьева Е.В. Дети планеты Земля.: тетрадь с заданиями и методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста./Е.В. Соловьева./М.: Линка – Пресс, 2001г.
  14. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: советы воспитателям / В.А. Сухомлинский. - Киев: «Радянська школа», 1972.-243 с.
  15. Урунтаева Г.А. практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, - М.: Просвещение: Владос, 1995.-291с.
  16. Ушинский. К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. Т.4 / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика, 1989. – 528с.
  17. Это – родина моя: цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с №57.- Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009.-60с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноце...

Педагогический проект «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в...

«Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»

laquo;Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»...

Программа "Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников"

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Только во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхожд...

Проект взаимодействия дошкольных образовательных учреждений «Вместе»

Содействие социальному развитию дошкольников, создание  атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, ин...

Проект взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников «Детский сад и семья – шаги навстречу»

Цель проекта - педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников...

Консультаци для педагогов "Педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей"

Актуальность проблемы роли отца в воспитании детей объясняется важными изменениями семейной парадигмы в последние десятилетия. Современное общество качественно изменило сложившийся тысячелетиями стере...


 

Комментарии

Вишневская Татьяна Дмитриевна

Очень актуальная тема для современного общества. Так держать!!!!!