Белоствольная красавица
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Новикова Валентина Евгеньевна
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследователь-ская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие дос-тижения технического прогресса, поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповто-римость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на по-лянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той берез-ки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома? Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четы-рех дел». Первое дело-мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в Рос-сии, которому так повезло бы в фольклоре литературе, музыке, живописи. Береза прино-сит людям радость и свет!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bereza.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ –МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД  ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Городской конкурс

Учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Естественные науки и современный мир

«Белоствольная красавица»

Автор:

Гайвазова Мехри Фейрудиновна

группа 6-7 лет «Белоснежка»

научные руководители:

Новикова Валентина Евгеньевна

воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка»

Кулакова Елена Владимировна

педагог дополнительного образования МАДОУ ДСКВ «Сказка»

2014 год

Содержание

  1. Аннотация……………………………………………………………………………..3
  2. Актуальность и выбор темы………………………………………………………….4
  3. Этапы проекта…………………………………………………………………………5
  4. Принципы реализации проекта………………………………………………………6
  5. План реализации проекта……………………………………………………………..7
  6. Список используемой литературы…………………………………………………..10
  7. Приложения…………………………………………………………………………...11

Аннотация

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, а   свободное время все больше занимает  компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

 Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево  четырех дел». Первое дело-мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре литературе, музыке, живописи. Береза приносит людям радость и свет!


                             

Актуальность и выбор темы

 

     Мы всегда куда–то спешим и  редко обращаем внимание на деревья, которые нас окружают. А если остановиться, полюбоваться их красотой, то можно получить не только массу положительных эмоций, но и определённых знаний. Ведь деревья могут многое рассказать нам. Это целая история жизни.

    Данный проект позволяет изучить вместе с детьми эту историю, провести исследование, окружить дерево вниманием и заботой. Познакомиться с традициями русского народа, связанными с выбранным деревом, произведениями художников, поэтов, писателей и композиторов.

 

Тип проекта: исследовательски-художественный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (июль-апрель).

Предмет исследования: береза.

Цель проекта: формировать познавательный и исследовательский интерес, развивать творческие способности.

Задачи проекта:

1.Сформировать представления:

  • о жизни растения как живого существа (оно растет, развивается,        размножается, может быть здоровым, больным);
  • о строении, функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол);
  • о развитии дерева;
  • о влиянии света, тепла, воды;

      об изменении жизнедеятельности в разные времена года;

  • о связи дерева с другими живыми организмами;

2.Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

3.Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.

4.Расширять представление об искусстве, музыке. Береза – это символ страны, национальное дерево.  

                                         

Этапы проекта

I Начальный этап (проектирование)

1.  Беседы.

2.Рассматривание энциклопедий, чтение книг.

3.Формулировка проблемных вопросов.

4.Планирование работы:

  • собрать как можно больше информации о березе из разных источников;
  •  познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о березе (сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки);
  •  обратиться за информацией к старожилам нашего города;
  •  исследовать кору березы;
  •  познакомиться с видами берез;
  •  оформление  альбома «Мое дерево»;
  •  сделать фотографии;
  •  сделать поделки;
  •  с помощью взрослых сделать презентацию «Белоствольная красавица».

II Технологический этап (реализация проекта);

  •  обработка собранной информации по теме;
  •  чтение художественной литературы;
  •  рассказы педагога и специалистов ДОУ;
  •  исследовательская деятельность;
  •  сбор экспонатов для мини-музея «Березовое царство»;
  • -  опыты и эксперименты: почему желтеют листья; выгонка веток;
  • - фиксация наблюдений;
  • - самостоятельная деятельность: рисование, лепка, художественный труд;

III Рефлексивный этап.

  •  обобщение и систематизация полученных знаний;
  •  фиксирование результатов полученных знаний (паспорт березы, альбом «Мое дерево», альбом «Все о березе»;
  •  формулирование выводов;
  • подготовка и проведение презентации.

VI Заключительный этап – грамотный, интересный рассказ о проведенном исследовании.

V Перспектива: стать дендрологом 

Принципы реализации проекта.

Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей ребенка и своевременной воспитательно - образовательной работы.

Принцип диалогического общения, как неотъемлемого  условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Принцип доступности  предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

- экологические занятия;

- наблюдения;

- познавательное чтение;

- опыты и эксперименты;

- художественное творчество.

                       

                                             

План реализации проекта

Направления

работы

Основные мероприятия по реализации проекта

Сроки реализации

Работа с ребёнком

Работа с родителями

Методическое сопровождение

1.Беседы:

«Какие деревья растут на нашем участке, на улицах нашего города».

«Народная любимица-береза».

«Почему ствол березы не нагревается на солнце?».

«Почему листья зеленые?»

«С кем дружит береза?»

«Что растет под березой?»

«Почему желтеют листья?»

«Жизнь дерева зимой».

«Влияние света и тепла на рост и развитие растений».

«Чем питаются деревья?»

2.Чтение познавательной и художественной литературы.

3.Познавательные рассказы педагога: «Русская береза»; «Береза – символ России»; «Береза строить и жить помогает»; «Почему березы белые?» «Домашний доктор»; «Шаг в историю».

4.Игровая деятельность:

- настольно-дидактические игры: «Времена года», «С какого дерева листок», «Собери целое дерево»;

- хороводные игры: 

«Во поле береза стояла», «В золоте березонька».

4.Интегрированные занятия: «Люблю березку русскую»; «Деревья наши верные друзья»; «Без билета по белу свету»; «Кто дружит с березой». Викторина про березу.

5.Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) 

6.Экспериментирование:

- исследование бересты  (почему береста белая, из скольких слоев состоит береста, промокает ли она под дождем);

- зачем березе черные полоски;

7.Наблюдения:

- за сезонными изменениями березы;

- за листьями и кроной;

-за насекомыми;

- за семенами;

- за птицами;

- почему желтеют листья?

- за деревом в снежном уборе;

- за птицами, прилетающими к кормушке;

- за таянием снега;

- за набуханием почек;

8.Самостоятельная практическая деятельность:

- изготовление паспорта березы;

- оформление альбома «Мое дерево»;

- изготовление поделок;

1.Изучение информации по теме из различных источников: ( энциклопедии, словари, рассказы родственников, чтение художественной литературы, самостоятельные суждения, телепередачи, интернет).

2.Помощь в оформлении:

- альбома «Все о березе»;

- «паспорта березы»;

- мини-музея «Березовое царство»

- сборника литературных произведений о березе

- изготовление поделок;

1.Конспекты познавательных бесед.

2.Подбор литературы по теме.

3.Цикл наблюдений и опытов.

4.Консультационный материал для педагогов и родителей.

 июль

июль

июль

июль

август

август

октябрь

январь

март

апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-август

июль-август

август

сентябрь-ноябрь

сентябрь-ноябрь

декабрь-февраль

декабрь-февраль

март-апрель

апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-апрель

июль-апрель

                        Список используемой литературы

  1. Деревья: от Акации до Ясеня Н.А. Рыжова «Карапуз-Дидактика» ТЦ «Сфера» 2006 год.
  2. Природа в занимательных экспериментах Салли Хьюитт перевод с английского В.В. Свечникова Москва «Росмэн» 2006 год.
  3. Жизнь растений. Серия «Все обо всем» Перевод с итальянского И.Горелой. Автор русского текста А. Брагин. Москва «Планета детства» «Издательство Астрель» АСТ 2008 год.
  4. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Багрова Л.А.  Москва: «АСТ»,1998г.
  5. «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
  6. «Деревья, какие они?» Шорыгина Т.А. Москва 2010г.  
  7. «Экологическая работа в ДОУ» Чернякова В.Н Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.
  8. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Коломина Н.В. Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.
  9. Интеренет ресурсы:WWW.MAAM.RU, Mail.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Белоствольная красавица"

Проект расчитан на детей 6-7лет и рассказывает об уникальности этого дерева....

"Белоствольная красавица" интегрированное экологическое занятие в подготовительной группе

Что знают наши дети о исконно русском дереве, которое встречается нам повсеместно - березке? Такая знакомая с детства, неотделимая от природы нашего Отечества, белоногая краса...

Проект "Белоствольная красавица" старшая группа

Проект "Белоствольная красавица" (образовательная область "Познание") старшая группа...

Познавательно-игровой проект "Белоствольная красавица"

Задачи проекта можно определить как расширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе, о значении ее в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о ее ...

"Белоствольная красавица"

ПРОЕКТ«БЕЛОСТВОЛЬНАЯ КРАСАВИЦА»Тип проекта: познавательно - игровойХарактер проекта: региональный внутренний.Продолжительность проекта: долгосрочный.Предмет исследования: берёза.Задачи исследова...

Экологический проект для детей подготовительной группы «Белоствольная красавица».

Знакомство детей с целостной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к окружающему миру.Активизация мышления в процессе специально смоделированной ситуации.Воспитание бе...