Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гаврилова Гульназ Ильгизовна г. Урай

Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, а также лицами из числа коренного населения. Важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства подчеркивается   в законе "Об образовании" Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iiii.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты и манси – коренные жители севера

ЦЕЛЬ.  Обогатить  знания  детей  о коренных  жителях  севера – хантах,  дать представление об их стойбищах.  Упражнять   в рисовании с натуры.   Активизировать   словарь (полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза,  коренные жители Севера, стойбище, оленевод,  пастух,  кочевой  образ  жизни).

МАТЕРИАЛ. Картина «Дети Севера».  Иллюстрации с изображением  животного и растительного  мира Севера,  стойбище  манси и хантов. Засушенный ягель.  

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Россия  очень большая  страна. (Показывает на карте.) В нижней части карты – юг России,  там почти всегда тепло и светит солнце.  В верхней части карты -  северная территория, здесь  холодный суровый климат, в течение многих месяцев  земля покрыта снегом и дуют ледяные ветры.

На Севере  есть  районы,  где на много километров  тянется  тундра.  Вспомните,  какие деревья растут в лесу? (Ответы  детей) Правильно, в лесу растут  высокие ели, сосны,  березы. А в тундре  растут  карликовые  березы  да изредка  попадаются лиственницы и ивы.  Почему карликовые березы так называются? (Они маленькие,  низкорослые) Вся тундра покрыта лишайниками и мхами, в том числе ягелем, которым питаются северные олени. (Показывает иллюстрации с изображением лишайников, мхов, карликовых берез.) Какие ягоды растут у нас на Севере? (Морошка, голубика, брусника, черника.) Каких животных Севера вы знаете? (Ответы детей.) Да, это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж, и песец, и белая куропатка. (Показывает иллюстрации.) Но больше всего у нас северных оленей. Их разводят люди, которые с давних пор живут в тундре. Назовите коренных жителей Севера, которых вы знаете. (Ответы детей.)

Сегодня к нам в гости приехал хантейский мальчик Вако. (Выставляет куклу.) Что вы можете рассказать ему о коренных жителях Севера – хантах? (Ответы детей.)        

Вако (за него говорит воспитатель). Наш народ в основном живет в тундре и лесотундре Надымского района. Ханты в переводе с хантыйского означает «сообщество», «община», «объединение». Основное занятие нашего народа – оленеводство. Оленеводы – очень смелые, ловкие и сильные люди. Место, где они живут, называется стойбищем. (Показывает иллюстрацию.)

Подвижная игра «Загони оленей». Дети делятся на две группы – оленей и оленеводов. Олени бегают по комнате, едят ягель. По сигналу «Загнать оленей!» оленеводы загоняют оленей в загон – на стулья.

Воспитатель (выставляет картину «Дети Севера»).  Что вы видите на этой картине? (Ответы детей.) Вы сказали, что в стойбище хантов находится несколько чумов. А что такое чум? (Дом хантов.) Как вы думаете, почему оленеводы живут в чуме, а не в обычном доме, таком, как у нас? (Предположения детей.) Долго на одном месте оленеводы не живут. В поисках корма для животных они кочуют, а чум можно легко и быстро разобрать и перевезти на другое место. Так что делают ханты в поисках корма для оленей? (Кочуют.) Правильно,  поэтому  про  хантов  говорят,  что они ведут    кочевой образ  жизни.

Чем питаются олени? (Ягелем)  Послушайте рассказ  об  этом  удивительном  растении.

Чтение  отрывка  из рассказа  Ю.Коваля  «Ягель»

«Ягель» - самый  красивый мох.  Светлый, светло- зеленый,  упруго вырывается он  от земли, каждый его кустик  похож на взрыв.

Ягель – ласковый,  мягкий мох.  По нему  жалко ходить,  топтать его,  а уж если пошел- идешь по пуховой  подушке.

 Говорят,  что след человека  остается в ягеле на  долгие годы.

 В одном месте  среди ягеля  мы увидели  бруснику.  Она казалась особенно   спелой  и сочной  в его  седоватых  кустиках.

Бруснику мы съели,  а  ягель оставили  оленям».

Как автор описывает ягель? (ответы детей)

Съедят  олени корм и идут дальше, а за ними оленеводы.  Уходят далеко, к берегам  Северного Ледовитого океана.  Чтобы  оленям не приходилось  так далеко уходить,  давайте нарисуем им много ягеля.

Рисование с натуры «Ягель».

По окончании  работы воспитатель вместе с куклой Вако  оценивает   рисунки  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Праздничная одежда коренных жителей Севера".

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»....

«Украшение одежды коренных жителей Севера».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Цель: расширить представление о культуре народов ханты и манси.Программные задачи:Образовательные:...

проект "Коренные жители севера: ханты и манси"

сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Беседа "Ханты и манси – коренные жители севера"

Обогатить  знания  детей  о коренных  жителях  севера – хантах,  дать представление об их стойбищах.  Упражнять   в рисовании с натуры.   Активизиров...

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»...