Конспект занятия на тему: "Что такое зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Жаркова Ирина Павловна

Развитие связанной речи, развитие зрительного и пространственного восприятия, развитие слуха,внимания и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_zima.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №150»

Ленинского района г. Саратова

Конспект  беседы в средней группе на тему:» Что такое зима?»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории И.П.Жаркова.

Цель. Активизировать словарь по темам «Зима», «Зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные прилагательные, называть родственные слова к слову «снег», подбирать антонимы, находить в стихотворном тексте сравнения. Развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, слуховое внимание, память, общую моторику. Показать красоту русской природы через стихотворные произведения.

       

    Организационный момент.        

        Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? (Ответы детей.)

Воспитатель. Назовите зимние месяцы. (Ответы детей.)

 Воспитатель. Расскажите о признаках зимы. (Ответы детей.)

Воспитатель последовательно выставляет на наборное полотно опорные картинки и называет слова и словосочетания, с которыми дети по цепочке составляют предложения.

Воспитатель.  Снег.  Мороз. Лед. Деревья. Снегирь. Кормушка. Медведь в берлоге.

Снеговик. Шуба, шапка. (Ответы детей.)        

Разминка «Зима».

Дети. Наконец пришла зима.  (Разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идет, (Поднимают и медленно опускают руки.)

Дворник улицу метет. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Выполняют движения, имитирующие метание.)

Воспитатель. Сегодня на занятии будем слушать и обсуждать стихотворения о зиме, которые подготовили ребята, а также беседовать об этом времени года.

Чтение  отрывка из стихотворения И.Никитина «Встреча зимы».

Здесь и далее во время чтения стихотворений звучат фрагменты аудиозаписей пьес П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Ребенок. Здравствуй, гостья – зима!

                Просим милости к нам

                Песни севера петь

                По лесам и степям.

                Есть раздолье у нас –

                Где угодно гуляй;

                Строй мосты по рекам

                И ковры расстилай.

                Нам не стать привыкать –

                Пусть мороз твой трещит:

                Наша русская кровь

                На морозе горит!

Воспитатель. О чем мы просим зиму в этом стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель.  А какой может быть зима? (Ответы детей.)

Чтение отрывка из стихотворения И.Сурикова «Зима».

Ребенок. Белый снег,  пушистый

                В воздухе кружится

                И на землю тихо

                Падает,  ложится.

                И под утро снегом

                Поле забелело,

                Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

        Воспитатель.  Чем покрывается земля зимой? (Ответы детей.)

        Воспитатель. Как ложится первый снег на поля? (Ответы детей.)

        Воспитатель.  Какой он, снег? (Ответы детей.)

        Игра «Слова наоборот».

        Воспитатель.  Давайте поиграем. Например, я скажу: «Холодная зима». Вы должны составить словосочетание, использовав то же слово-предмет, а слово-признак заменить на слово с противоположным значением. Что вы скажете?

        Дети. Теплая зима.

        Воспитатель.  Верно. Итак, играем!

                Зимующие птицы – перелетные птицы.

                Мокрый снег – сухой снег.

                Высокая горка – низкая горка.

                Скользкий лед -  шероховатый лед.

                Голодный зверь -  сытый зверь.

        Чтение стихотворения А.Липецкого «Снежинки»

Ребенок. Снежинки пуховые,

                Веселые, живые!

                Вы кружитесь, мерцаете

                В молчании лесном        

                И землю устилаете

                Блестящим серебром.

        Воспитатель. С чем в стихотворении сравниваются снежинки? (Ответы детей.)

        Воспитатель.  Почему поэт назвал снежинки пуховыми? (Ответы детей.)

«Снежные» загадки.

Воспитатель.  К нам в окно залетели снежинки-загадки. Попробуйте их отгадать.

Воспитатель читает загадки на снежинках. Если дети отгадали загадку, то на наборное полотно выставляется картинка-отгадка.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю – стал горой. (Сугроб)

С неба падает зимою

И кружится над землею

Легкая пушинка, белая … (Снежинка)

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку. (Снеговик)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (Снег)

Мост, как синее стекло, -

Скользко, весело, светло. (Лед)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник).

Воспитатель.  Из слов-отгадок выберите и назовите только слова-родственники слова «снег».

        (Ответы детей.)

Разминка «Ой. Мороз!»

Воспитатель. Расскажите, что делает мороз, и изобразите это.

Дети.  Ой, мороз, мороз, мороз,

        Снегом ветки он занес. (Покачивают кистями рук над головой)

        А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

        Ой, мороз, мороз, мороз,

        Он хватает нас за нос. (Прикладывают указательный палец на нос)

        А мы не боимся, а мы веселимся!  (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

        Ой, мороз, мороз, мороз,

        Щиплет щеки он до слез. (Прикладывают ладони к щекам)

        А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

        Лыжи с санками возьмем

        И кататься в лес пойдем. (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах)

        А мы не боимся, а мы веселимся! (Грозят пальцем, хлопают в ладоши)

        Чтение отрывка из стихотворения И.Никитина «Песня»

        Ребенок. Расшумелась, разгулялась

                В поле непогода;

                Принакрылась белым снегом

                Гладкая дорога.

                Белым снегом принакрылась,

                Не осталось следу,

                Поднялася пыль и вьюга,

                Не видать и свету.        

Воспитатель.  О каком явлении природы говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель. Что сделала вьюга в поле? (Ответы детей.)

Воспитатель.  Как можно по  другому назвать вьюгу? (Ответы детей.)

Воспитатель. Теперь отдохнем и поиграем.

Игра «Четвертый лишний». Воспитатель называет цепочки слов (четыре слова). Дети выделяют в каждой цепочке лишнее слово.

Воспитатель. Снег, снежинка, снегопад, мороз.

        Мороз, жара, холод, стужа.

        Санки, снегоход, велосипед, коньки.

        Шуба, валенки, шапка, панамка.

        Чтение стихотворения Х.Габитова «Зима».

Ребенок. Сыплет, сыплет белый снег.

        Тихо-тихо, как во сне.

        Белый-белый и густой.

        Скажем мы ему: «Постой,

        Все уже бело кругом –

        Белый лес и белый дом,

        Поле белое, река.

        Слепим мы снеговика,

        В санках скатимся с горы».

        Выпал снег для детворы.

Воспитатель. Почему в стихотворении стали белыми лес, дом, поле и река? (Ответы детей.)

Воспитатель. Кто больше всех ждет зиму? (Ответы детей.)

Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, почему дети с нетерпением ждут зиму? (Поочередно выставляются опорные картинки)

(Ответы детей.)

Итог занятия.

Воспитатель. О каком времени года мы говорили сегодня на занятии? (Ответы детей.)

Воспитатель. Что мы делали на занятии? (Ответы детей.)

 

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме: "Что такое зима?"

Цель: способствовать обобщению представлений о зиме, ее характерных особенностях; закрепить умение составлять арифметическую задачу; формировать представление о безопасном поведении на льду....

Конспект занятия на тему: «Что такое быть добрым»

Дать детям понятие, что такое быть добрым, учить четко отвечать на вопросы, уметь анализировать художественные произведения. Воспитывать у детей желание помогать людям в трудную минуту, чуткое, доброе...

Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...

Конспект занятия на тему «Что такое театр?»

Программное содержание:рассказать об истории создание театрапознакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театрестимулировать их интерес к театральному искусствуразвивать у...

Конспект занятия на тему «Что такое осень» в средней группе

Цель:- Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:- формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года;- воспитывать интерес и бе...

Конспект занятия на тему "Что такое хорошо, что такое плохо"

Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо»...