Обучение дошкольников в игровой занимательной форме (ФЭМП).
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Семинар-практикум был проведен 23.10.2013 г. Также на сайте есть презентация к данному материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений  в дошкольном возрасте(особенности усвоения материала).

     Недавно, возвращаясь домой с работы, я встретила маму своей выпускницы.  Девочка училась уже полгода в первом классе. Я поинтересовалась успехами девочки. Оказалось что она плохо успевает, учеба дается с трудом. Это меня искренне удивило. Ведь ребёнок в детском саду хорошо занимался, был активен на занятиях. Конечно в группе были дети и более успешные, но она всегда была на хорошем счету. В чем же дело. Этот вопрос не давал мне покоя довольно долгое время. Но кажется я нашла на него ответ.

     Ребёнок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Взрослые, поддерживая естественный интерес детей к математике, нередко стремятся облегчить путь познания, чтобы потом в школе, им было легче изучать математику. При этом часто навязывают стереотипы, форсируют усвоение математики, рассчитывая на большой детский потенциал. Рассказанное взрослым, раскрытое со всех сторон становится для ребёнка ясным, но… формальным. Да, ребёнка интересует многое, но познавать это и решать все противоречия он хочет сам, а потом делиться своими открытиями с другими. Порой взрослые поражаются, как быстро ребёнок усваивает некоторые довольно сложные математические представления, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Но это не является показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи в будущем. При этом ребёнок подчас не может справится с заданием, где надо не просто воспроизвести знания, а проявить смекалку. Важно научиться распознавать возникающий формализм в математических понятиях дошкольников и преодолевать его.

Взрослые часто и не догадываются, что происходит с голове ребёнка. Вот некоторые высказывания детей. «Давай перевернём несколько листков календаря, чтобы день рождения настал скорее»,- в ожидании праздника просит девочка. «Почему, когда глазки начинают чесаться, сразу ночь наступает?» - рассуждает ребёнок перед сном. «Бабушка, твоя бессонница ко мне перешла. Сейчас всем детям ночь раздадут, а мне не останется…» - философствует  малыш.

Ребёнок пытается применить результаты собственного жизненного опыта, добытые в других областях, к пониманию новых для него явлений,. пытается мыслить, связать разрозненные факты. В результате детских рассуждений представления в области математики могут быть ситуативными или формальными, а нередко ошибочными.

Взрослому необходимо понять, правильно ли понял ребёнок то, что хочет донести до него педагог. Ведь то что нам кажется очевидным, у ребёнка нередко вызывает сомнение и непонимание.

Понять, насколько хорошо ребёнок овладел материалом помогают нестандартные задания, задачи на смекалку, задачи-шутки, задачи-ловушки.

(-Сколько рогов у трёх коров?

-Чего на свете больше: яблок или фруктов?

-В гараже стояло пять машин. Первая и пятая уехали. Сколько машин осталось?

-В доме было четыре комнаты. Из одной сделали две. Сколько комнат стало? и мн. др.)

     В образовательной работе с дошкольниками часто используются школьные формы и методы обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Кроме того, на этой основе возникает формализм в обучении, происходит искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к трудностям других. Одна из причин появления «отстающих» детей в том, что дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

     Для дошкольного возраста характерны следующие формы мышления:

Наглядно-действенное- форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Оно характерно для детей до 1,5 лет.

Наглядно-образное- задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование этой формы мышления активно происходит в возрасте от 1,5 - до 5 лет.

При решении задач дети начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели.

Абстрактно - логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Абстрактно-логическое- мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Эта форма мышления начинает формироваться у дошкольников с 5 лет. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.

      Если у ребёнка отсутствуют образы представлений, то включается механическое запоминание. Механическое запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные-становится вообще невозможным.

     Накопление и обогащение чувственного опыта приобретают особое значение. Это становится первой ступенькой, основой для дальнейшего познания многих сторон математической действительности.  

     При обучении дошкольника математике важна активность самого ребёнка – обследовательская, предметно-манипулятивная, познавательная. Собственные действия ребёнка нельзя заменить рассматриванием иллюстраций в книгах или рассказом взрослого. Особенно эффективны эвристические методы, когда неизвестные ребёнку понятия «открываются» им самостоятельно, закономерности «устанавливаются самим» ребёнком. Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и - главное-активизировать интерес ребёнка к познанию.

     Конечно, потенциал дошкольника очень большой. Однако это не означает, что нужно вложить в голову ребёнка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить его мыслить, развивать самостоятельность и независимость суждений и оценок. Не только научить воспроизводить знания, но и находить наилучший путь решения, производить доказательство, устанавливать зависимости и делать это охотно и с интересом.

Обучение дошкольников математике в игровой занимательной форме (математические сказки, проблемно-практические ситуации, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием и др.).

Математические сказки.

В сказке много привлекательного для дошкольника. Слушая сказку он хочет повлиять на события, помочь героям. Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно-познавательные ситуации. Дошкольники вовлекаются в решение ряда задач на сообразительность, где необходимо применить математические знания. Они учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения.

Машенька и её братец Иванушка.

Жила-была девочка Машенька. И был у неё братец Иванушка. Вот раз родители уехали, а Машенька и Иванушка пошли в лес погулять и заблудились. Шли они по лесу и вышли к дороге и пошли по ней. Но потом они оказались на развилки. По какой дороге идти дальше? Вдруг из-за дерева вышла лиса. Лиса выслушала рассказ детей, как они оказались в лесу. Она сказала: «Хорошо. Я вам помогу. Вы должны идти по узкой дорожке». И лиса убежала.

Скажите, по какой дорожке идти детям?

Пошли они дальше. Но тут из леса вышел волк и преградил им дорогу. Дети стали просить его пропустить их.

-Сначала решите мою задачку. Посчитайте сколько на этой полянке грибов? Сколько из них мухоморов?

Давайте поможем нашем героям.

Пошли они дальше. Им очень хотелось есть. Тут ребята увидели на дереве белочку, которая ела яблоко.

-Дай, пожалуйста, нам тоже яблоко, - попросили Маша и Ваня.

Белочка дала каждому по 2 яблока и по 3 орешка.

Скажите, сколько белочка дала яблок? А сколько орехов?

Дети поели и пошли дальше. Перед ними был мост. А на мосту стоял огромный медведь.

-Пропусти нас, пожалуйста,-попросили дети.

-Я пропущу вас, если ответите мне на вопрос. Посмотрите на эту картинку и найдите 2 одинаковых домика.

Ребята, найдите одинаковые домики.

Проши дети по мосту и по дороге вышли прямо к своему дому.

Игровые проблемно-практические ситуации.

В чем же суть игровой проблемно-практической ситуации? Педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками, символами, способами действий, с определённым логически построенным порядком выполнения действий; создает особые условия, которые побуждают ребёнка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигая разные пути их решения, рассуждая теоретически или действуя практически, анализируя каждый из них.

Готовимся к празднику.

Цель: использовать и применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях, развивать познавательные процессы, закреплять умения пользоваться условной меркой.

Материал: большое панно с  аппликацией «ёлочный базар»: ели разной высоты и с различным размахом веток, панно для каждой группы с изображением помещения, где будет установлена ёлка.

Описание:

Одна группа «покупает» ёлку для своих детей, т.е. такую, которая могла бы поместиться в комнате, где они «живут»; другая группа «покупает» ёлку для детского сада, в котором зал просторнее и выше, чем комната; третья группа «готовит» ёлку для большого дворца, его зал ещё выше и шире; четвёртая группа «покупает» ёлку для Главной городской площади.

Задание: Каждая группа получает установку отправиться на ёлочный базар и подобрать ёлку к новогоднему празднику. Какая нужна ёлка? Такая, чтобы она была от пола до потолка и чтобы вокруг неё было бы удобно водить хоровод.

«Продавец»(воспитатель) вводит условие, что не допускается использовать глазомер, т.к. нужна точность и доказательность решения. Способ непосредственного соизмерения тоже невозможен, т.к. комнату нельзя отнести на базар, а ёлку нельзя отнести в помещения для примерки до покупки.

Дети должны прийти к способу соизмерения  -  измерения  с помощью условной мерки сначала исходного объекта, задающего условия (высоты и ширины помещения), а затем последовательного измерения различных объектов для выбора необходимого.

Яблоки для медвежат.

Цель: использовать и применять полученные знания, умения и навыки в нестандартной ситуации, развивать логическое мышление, учить делить целое на части.

Материал: панно, аппликация 2 больших яблок, 2 картинки, на одной из них изображение 4 медвежат, на другой-изображение 8 медвежат.

Описание:

Дети делятся на 2 подгруппы. На большом панно прикреплены 2 больших яблока.

Первая подгруппа получает картинку с изображением 4 медвежат, а другая подгруппа картинку с изображением 8 медвежат.

Задание: разделить 2 яблока на количество медвежат каждой группы, чтобы всем досталось поровну.

В итоге дети должны прийти к выводу, что первой группе надо поделить каждое яблоко пополам; а второй группе надо поделить каждое яблоко на 4 части.

Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

В таких играх создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, веревочки, ленты и др. В игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т.д.

Сюжетно-дидактическая игра организуется после занятия и дает ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. Такие игры проводятся под контролем педагога и при непосредственном его участии. Воспитатель должен брать на себя такую роль, которая позволила бы контролировать правильность и точность выполнения каждым ребёнком математических действий. Но чтобы сохранить саму природу игры, управление игрой должно быть скрытым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая работа с кадрами по проблеме «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового, занимательного материала»

Методическая работа с кадрами по проблеме          «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового,  занимательного материал...

«Игровые технологии, как одна из форм развивающего обучения дошкольников »

Актуальность :Игра занимает ведущее место в системе физического,нравтсвенного, трудового эстетического воспитания дошкольников.Она активизирует ребёнка, способствует повышению его жизненого тонуса, уд...

Дистанционное обучение дошкольников в игровой форме "Кругосветное путешествие"

В данной работе представлены практические наработки с цитируемым текстом для лучшего восприятия идеи. Уникальность данной игры заключается в том, что с ее помощью можно решить разного рода работы не т...

Методика обучения дошкольников метанию. Игровое пособие " Милые пчёлки"

Цель: обучение метанию, развитие точности движений, глазомераМЕТАНИЕ — движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка: метание способств...

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...