Конспект ОД "Мы-исследователи. Опыты с водой и льдом".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Румянцева Марина Владимировна

Конспект ОД "Мы- исследователи. Опыты с водой и льдом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my-issledovateli.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по теме:

«Мы – исследователи. Опыты с водой и льдом».

Румянцева Марина Владимировна,

воспитатель МБДОУ детский сад №57 «Радуга»

Цель:

учить детей проводить опыты с водой, делать выводы.

Задачи:

  • расширить систему знаний детей о неживой природе (воде);
  • обогащать словарь – лаборатория, парообразные вещества;
  • развивать мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
  • воспитывать умение работать сообща.

Оборудование:

  • на каждого ребёнка по 3 стакана и по 3 чашечки;
  • вода, молоко, камушки, сахарный и речной песок;
  • таз, ложечки, лёд, термос, зеркало, салфетки;
  • листы бумаги, разноцветная гуашь, трубочки для коктейля;
  • магнитная доска.

Ход занятия

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

1 опыт. На определение прозрачности воды.

- Перед вами стоит 2 стакана воды. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)

- Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?

Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

2 опыт. Способность воды отражать предметы.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой.)

- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое.)

Вывод. Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

- Отметим это свойство воды вот таким символом (педагог прикрепляет второй символ рядом с первым).

3 опыт. Растворимость некоторых веществ.

- Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках? (Сахарный и речной песок.)

- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)

- Осталось ли что-нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)

Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.

- Отметим новое свойство воды специальным символом (воспитатель крепит к доске третий символ).

Физкультурная минутка.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

4 опыт. Различные состояния воды.

- Ребята, сейчас я вам что-то раздам (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.)

- Скажите, что это? (Лёд.)

- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.)

- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)

- Исходя из этого, что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода.)

- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)

- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)

- Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)

- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)

- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника.)

- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)

- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)

Вывод. Вода может находиться в трёх состояниях:

  1. Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
  2. Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
  3. Жидкая – это обычная вода.

- Обозначим всё это символом (воспитатель добавляет на доску четвёртый символ).

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода бывает жидкой, твёрдой и парообразной.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть с разноцветными капельками воды. Я вам капну на лист бумаги цветную капельку. Возьмите трубочку для коктейля и подуйте на неё, можете дуть на капельку в разных направлениях. Нарисуйте любой узор. Пофантазируйте немножко. Скажите, что у вас получилось.

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.

Список литературы:

1. Воронкевич О.В. Добро пожаловать в экологию. 2012г.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Просвещение. 2002 г.

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. 6-7 лет. 2010 г.

4. Турыгина С. В. Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы. 2010 г.

5. Щербанёва Е. А. Занимательная экология. Комплект рабочих листов для занятий с детьми 5-7 лет. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Опытническая деятельность с водой и со льдом" для детей 3-4 лет (на татарском языке)

Программа эчтәлеге.Өйрәтү бурычлары.Балаларның су һәм боз турындагы белемнәрен тирәнәйтү. Балаларны су һәм боз сыйфатлары белән тәҗрибә аша таныштыруны дәвам итү.Үстерү бурычлары.Сүз байлы...

Экспериментальная деятельность в детском саду "Опыты с водой и льдом"

Экспериментальная деятельность в детском саду "Опыты с водой и льдом"...

Конспект ООД "Интересные опыты с водой" для детей подготовительной группы компенсирующей направлености

Конспект ООД по познавательному развитию "Интересные опыты  с водой" поможет  в работе воспитателям подготовительной группы(соответствует требованиям ФГОС ДО)....

Опыты с водой и льдом

Опыты с водой и льдом....

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом» с элементами ТРИЗ

laquo;Опыты с водой, снегом и льдом»Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.За...

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Опыты со снегом и льдом»

Данный материал направлен на формирование элементарных представлений детей о снеге и его свойствах: рыхлый – плотный, гладкий, белый-прозрачный, холодный, мягкий-твёрдый....