НОД открытого занятия " Традиции русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Пащанова Елена Владимировна

Тема: « Традиции русского народа»

Цель: Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками, учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек», подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом.

Развивающая: развивать нравственные качества личности дошкольника, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.   

Воспитательная:  воспитывать  уважение к труду, гордость за свой народ, пробуждать чувство  любви к Родине.

Предварительная работа: выучить с детьми пословицы о труде; научить играть в русские народные игры; работать с соленым тестом; познакомить с традициями и бытом русского народа.

.

Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки), лавочки, половики, сундук, почта от Емели, атрибуты к игре «почини носки» (носки и заплатки). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов, фартуки, чепчики, кувшин с водой, полотенце.

Интеграция образовательных областей:

· Коммуникация;

  социализация ;

· Познание (картина мира);

· Художественное творчество (лепка).

Ход занятия.

Дети  нарядные в русские народные костюмы входят в группу  под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.

 

Хозяюшка:

Здравствуйте

Гости званные и желанные!

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

(дети здороваются)

Посмотрите, к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними.

 

Гости на пороге – хозяйке радость

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

Дети присаживаются на лавочку.

Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила. А вы знаете, в  древней Руси самой главной в избе была печка, ее ласково называли кормилицей, барыней. В ней и есть готовили она, и дом согревала, на ней спали и одежду сушили.

 Ребята, а у вас или у вашей бабушки есть печка? (ответы детей)

А вы видели, как бабушка готовит в печке?

А что можно в печке приготовить?

 В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь бублики к чаю?

Но перед работой мы наденем фартуки, чепчики и обязательно помоем руки.

Знаем, знаем, да-да-да.

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся

Лейся, посмелей,

Катя умывайся веселей!

Дети садятся за столы.

Хозяюшка: разомнем наши пальчики ( пальчиковая игра «пирог»)

Тесто ручками помну,

Пирог я сладкий испеку,

Серединку смажу джемом,

А верхушку сладким кремом,

И кокосовою стружкой

Я присыплю пирог немножко,

А потом чаю заварю,

В гости друга приглашу.

На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).

После работы помоем руки!

Хозяюшка: Пока наши бублики пекутся, мы с вами отдохнем. В старые времена был такой обычай у русских людей: когда они заканчивали работу в поле устраивали посиделки.  Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, рассказывали сказки, танцевали, играли в игры. Старые молодых разному ремеслу учили.

А вы, любите играть в игры?

 

 Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру «ручеек»

Приглашаю детвору,

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем

Уши будут красные,

До того прекрасные.

 

 (дети встают парами  играют в игру «ручеек» под русскую народную мелодию).

После этой игры дети садятся на лавочку, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает письмо и посылку от Емели. Хозяюшка  открывает письмо и читает.

(письмо от Емели).

Здравствуйте дорогие ребята!

Я, Емеля из русской народной сказки. Я, хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут.  У меня к вам огромная просьба поставьте, пожалуйста, на мои носки заплатки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.

Хозяюшка:  Ребята,  поможем Емели починить носки?

(На доску вывешиваются носки, а на стол рядом ложатся заплатки ребятам нужно подобрать заплатку).

(хозяюшка спрашивает ребят, правильно ли они подобрали заплатку, почему именно эта заплатка).

Хозяюшка: Молодцы ребята, починили все носки Емели. Отправим ему посылку с его носками. Да отправим ему ещё вот такие носки (хозяюшка показывает детям пару вязаных носков из шерсти и спрашивает).

Хозяюшка: как вы думаете, из чего связаны эти носки? (ответы детей)

Правильно. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая.

Дети назовите мне этих животных .(ответы детей)

Правильно, их стригли, затем эту шерсть чесали ческами, пряли, потом из этой пряжи вязали носки.

 А у вас есть шерстяные носки? тепло в них?

 И сейчас наши бабушки вяжут нам теплые шерстяные носки.

 Положим Емеле в посылку носки, которые мы починили и отправим ему шерстяные носки, чтобы ему не было холодно, и ножки его согрелись.

Ребята, а куда надо идти, чтобы отправить посылку?

После занятия я пойду на почту и отправлю Емеле нашу посылку

Русский народ издавна славился трудолюбием, об это говорят пословицы. Например: рабочие руки не знают скуки.

  А какие пословицы о труде вы знаете?

Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.

Умение и труд все перетрут.

·  Дело мастера боится.

Под лежачий камень вода не течет.

Без труда не выудишь рыбку из пруда.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сделал дело, гуляй смело.

Хозяюшка: молодцы, знаете пословицы о труде.

Хозяюшка: А еще наши прабабушки и прадедушки любили играть в  русскую народную игру « Карусель» и мы сейчас в нее поиграем (играют в игру)

 

 Ну как мои хорошие не устали, давайте с вами сядем на скамеечку и немножко отдохнем. (ребята присаживаются на скамеечку).

.

Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! наши бублики  уже готовы (достаёт из печи уже настоящие бублики и угощает ребят и гостей.(пока дети играли, пели песни помощник воспитателя поменяла местами настоящие бублики на слепленные из соленого теста).Угостим и наших гостей( дети угощают гостей)

 

Воспитатель: Ребятки, расскажите, в  какие русские народные игры мы играли? Что  вы сегодня узнали нового? А что мы сегодня пекли? А из чего? Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie3.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Традиции русского народа»

Цель: Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками, учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек», подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом.

Развивающая: развивать нравственные качества личности дошкольника, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.    

Воспитательная:  воспитывать  уважение к труду, гордость за свой народ, пробуждать чувство  любви к Родине.

Предварительная работа: выучить с детьми пословицы о труде; научить играть в русские народные игры; работать с соленым тестом; познакомить с традициями и бытом русского народа.

.

Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки), лавочки, половики, сундук, почта от Емели, атрибуты к игре «почини носки» (носки и заплатки). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов, фартуки, чепчики, кувшин с водой, полотенце.

Интеграция образовательных областей:

· Коммуникация;

  социализация ;

· Познание (картина мира);

· Художественное творчество (лепка).

Ход занятия.

Дети  нарядные в русские народные костюмы входят в группу  под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.

Хозяюшка:

Здравствуйте

Гости званные и желанные!

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

(дети здороваются)

Посмотрите, к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними.

Гости на пороге – хозяйке радость

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

Дети присаживаются на лавочку.

Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила. А вы знаете, в  древней Руси самой главной в избе была печка, ее ласково называли кормилицей, барыней. В ней и есть готовили она, и дом согревала, на ней спали и одежду сушили.

 Ребята, а у вас или у вашей бабушки есть печка? (ответы детей)

А вы видели, как бабушка готовит в печке?

А что можно в печке приготовить?

 В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь бублики к чаю?

Но перед работой мы наденем фартуки, чепчики и обязательно помоем руки.

Знаем, знаем, да-да-да.

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся

Лейся, посмелей,

Катя умывайся веселей!

Дети садятся за столы.

Хозяюшка: разомнем наши пальчики ( пальчиковая игра «пирог»)

Тесто ручками помну,

Пирог я сладкий испеку,

Серединку смажу джемом,

А верхушку сладким кремом,

И кокосовою стружкой

Я присыплю пирог немножко,

А потом чаю заварю,

В гости друга приглашу.

На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).

После работы помоем руки!

Хозяюшка: Пока наши бублики пекутся, мы с вами отдохнем. В старые времена был такой обычай у русских людей: когда они заканчивали работу в поле устраивали посиделки.  Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, рассказывали сказки, танцевали, играли в игры. Старые молодых разному ремеслу учили.

А вы, любите играть в игры?

 Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру «ручеек»

Приглашаю детвору,

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем

Уши будут красные,

До того прекрасные.

 (дети встают парами  играют в игру «ручеек» под русскую народную мелодию).

После этой игры дети садятся на лавочку, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает письмо и посылку от Емели. Хозяюшка  открывает письмо и читает.

(письмо от Емели).

Здравствуйте дорогие ребята!

Я, Емеля из русской народной сказки. Я, хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут.  У меня к вам огромная просьба поставьте, пожалуйста, на мои носки заплатки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.

Хозяюшка:  Ребята,  поможем Емели починить носки?

(На доску вывешиваются носки, а на стол рядом ложатся заплатки ребятам нужно подобрать заплатку).

(хозяюшка спрашивает ребят, правильно ли они подобрали заплатку, почему именно эта заплатка).

Хозяюшка: Молодцы ребята, починили все носки Емели. Отправим ему посылку с его носками. Да отправим ему ещё вот такие носки (хозяюшка показывает детям пару вязаных носков из шерсти и спрашивает).

Хозяюшка: как вы думаете, из чего связаны эти носки? (ответы детей)

Правильно. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая.

Дети назовите мне этих животных .(ответы детей)

Правильно, их стригли, затем эту шерсть чесали ческами, пряли, потом из этой пряжи вязали носки.

 А у вас есть шерстяные носки? тепло в них?

 И сейчас наши бабушки вяжут нам теплые шерстяные носки.

 Положим Емеле в посылку носки, которые мы починили и отправим ему шерстяные носки, чтобы ему не было холодно, и ножки его согрелись.

Ребята, а куда надо идти, чтобы отправить посылку?

После занятия я пойду на почту и отправлю Емеле нашу посылку

Русский народ издавна славился трудолюбием, об это говорят пословицы. Например: рабочие руки не знают скуки.

  А какие пословицы о труде вы знаете?

Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.

Умение и труд все перетрут.

·  Дело мастера боится.

Под лежачий камень вода не течет.

Без труда не выудишь рыбку из пруда.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сделал дело, гуляй смело.

Хозяюшка: молодцы, знаете пословицы о труде.

Хозяюшка: А еще наши прабабушки и прадедушки любили играть в  русскую народную игру « Карусель» и мы сейчас в нее поиграем (играют в игру)

 Ну как мои хорошие не устали, давайте с вами сядем на скамеечку и немножко отдохнем. (ребята присаживаются на скамеечку).

.

Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! наши бублики  уже готовы (достаёт из печи уже настоящие бублики и угощает ребят и гостей.(пока дети играли, пели песни помощник воспитателя поменяла местами настоящие бублики на слепленные из соленого теста).Угостим и наших гостей( дети угощают гостей)

Воспитатель: Ребятки, расскажите, в  какие русские народные игры мы играли? Что  вы сегодня узнали нового? А что мы сегодня пекли? А из чего? Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: Познакомить детей с русскими традициями.Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.Закреплять знания о быте, х...

"Культура и традиции русского народа: открытое занятие"

Культура и традиции русского народа...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему «Обычаи и традиции русского народа»

Конспект открытого занятия в средней группе на тему«Обычаи и традиции русского народа»Цель: формировать знания детей  о традициях и обычаях русского народа.Задачи:- закрепить знания в...

Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...

Открытое занятие в рамках педагогического совета народные подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа

Открытое занятие в рамках педсовета народные подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа...

Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: Познакомить детей с русскими традициями.Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.Закреплять знания о быте, х...