Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бабяк Ольга Григорьевна

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русскими традициями.
  2. Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.
  3. Закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа.
  4. Воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России.

                                                                        

Предварительная работа:

 

- беседа о характере и традициях русского народа, о традиционных блюдах русской кухни;

- разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты;

- разучивание русских народных песен, хороводов, игр;

- чтение народных сказок;

- изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (дымка, гжель, хохлома, городец).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           Приложение 3.13.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад  «Светлячок»

Конспект открытого занятия

 образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

для детей  подготовительной к школе группе

Тема:  «Быт и традиции русского народа»

Составила: воспитатель Бабяк О. Г.

с. Мильково

2016 г.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русскими традициями.
  2. Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.
  3. Закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа.
  4. Воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России.

                                                                       

Предварительная работа:

- беседа о характере и традициях русского народа, о традиционных блюдах русской кухни;

- разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты;

- разучивание русских народных песен, хороводов, игр;

- чтение народных сказок;

- изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (дымка, гжель, хохлома, городец).

Словарная работа:

Закуток, красный угол, хлебосольство, колыбелька, лапти, кувшин; определения: старинный, деревянный.

Оборудование:

Группа оформлена в виде горницы крестьянской избы, предметы русского быта - печь, лавка, прялка, самовар, расписные деревянные и гончарные изделия, посуда, корзина, лапти, домотканые половики, ухват, чугунок и т.д.

Непосредственно образовательная деятельность

Организационный момент (3 мин.)

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей:

Мир Вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас.

Всем гостям места приметные

В горнице мы отведём –

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с Вами входит в дом!

Но ещё не все гости собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек!

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети.

Хозяйка (с поклоном встречает детей): Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ребятушки! Рада видеть вас у себя в избе! Вы у меня гости  желанные. Мы вас ждём-поджидаем, беседу без вас не начинаем.

Дети здороваются с гостями и становятся в круг.

Хозяйка: Ребята, пришли вы в гости к хозяйке русской избы. А придя в гости, первым делом нужно поздороваться. А что значит - поздоровится? Правильно, это значит пожелать здоровья. И я желаю вам здоровья. И хочу с вами поиграть в игру.

Игра «Подарки» (с элементами самомассажа)

Ай тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари (растирание воротниковой зоны)

Остануться деньги

Куплю Маше серьги  (растирание ушей)

Останутся грошики

Куплю Маше ложки (растирание ладошек)

Останутся полушки,  

Куплю Маше подушки (поглаживание животика)

Хозяйка: Садитесь удобно, у меня в горнице для каждого найдётся и местечко, и словечко.

1 часть. (7 мин)

Хозяйка:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я беседу поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и трудолюбием. Почему так говорят?

Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.

Хозяйка: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо.

А как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.

Хозяйка: Кого в ней принимали?

Дети: В горнице принимали гостей.

Хозяйка: Как в избу входили?

Дети: Кланяясь.

Хозяйка: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.

Хозяйка: Что было главным в горнице?

Дети: Печь.

Хозяйка:

Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится…

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская!

Хозяйка:

Вьётся из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Хозяйка: Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили валенки, варежки.

Хозяйка: А что ещё сушили?

Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды.

Хозяйка: А как печь лечила больного?

Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.

Хозяйка: Как в старину про печь говорили?

Дети:

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

И сверчок поёт где-то рядышком.

Как с тобой тепло, печка-матушка!

Хозяйка: А кто из сказочных героев живет за печкой?

Дети: Домовой живет за печкой.

Хозяйка: И у меня живет домовенок. Угадайте, как его зовут?

Дети: Кузя!

Хозяйка: Правильно Кузя. А ну, ка Кузя поди сюда (выбирает одного ребенка на роль Кузи).

Игра «Кузя!»

Дети: Кузя!

Кузя: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У хозяюшки.

Дети: Что принес?

Кузя: Оладушки.

Дети: А где они?

Кузя: Под лавкой!

Дети: Вот чудак! Мы бы их на стол положили, да съели! Кузя!

Кузя: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У хозяюшки.

Дети: Что принес?

Кузя: Сапоги.

Дети: А где они?

Кузя: Я их на стол положил и съел, как вы велели.

Хозяйка: Поведём беседу дальше.

Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.

Другой, левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей.

Воспитатель: Наши дети уже многое знаете о русской избе и домашней утвари – предметах, которые окружают человека, помогают ему в домашнем хозяйстве.

Хозяйка: Ну, коли так, назовите предметы, которыми пользовалась хозяйка?

Дети: Горшок, кувшин, ложки, ухват, чугунок.

Хозяйка: Верно. Ну, раз вы все знаете, выходите играть в игру, а называется она «Горшки».

Малоподвижная игра «Горшки»

(Дети образуют два круга. Те, кто в кругу, сидят на корточках они «горшки». Те, кто за ними «продавцы». Покупатель выбирает «горшок» и подходит к «продавцу».)

- По чем горшок?

- По денежке.

- А он крепкий?

- Попробуй.

(покупатель осторожно стучит по «горшку»)

- Крепкий. Давай сговор!

Покупатель и продавец жмут друг другу руки со словами «Чигари, чигари, собирайтесь гончары. По кусту, по насту, по лебедю горазду. Вон!» На последнем слове они разбегаются в разные стороны по кругу. Кто быстрее добежит до «горшка», тот и становится хозяином (игра продолжается 2 раза).

2 часть. (20 мин.)

Хозяйка: А еще, на Руси семьи были традиционно большие, в них жили люди разных поколений. В старину в семьях очень уважали старших, во всем слушались их и не смели перечить, не перебивали и не капризничали. Главой семьи был самый старший из мужчин, дед или отец. Дети отца называли батюшкой, а маму – матушкой и обращались уважительно на Вы (слайд с изображением большой русской семьи).

Говорят, что в старину,

Так оно и было,

Много братьев и сестер

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке!

А ну народ, становись в хоровод!

Музыкальная хороводная  игра «У дедушки Трифона» (дети встают в круг и под музыку выполняют движения)

Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами из дерева резали миски и ложки, пряли, вышивали, плели лапти, корзины. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. В деревнях трудились мастера по декоративно-прикладному искусству. А какие виды декоративно-прикладного искусства вы знаете?

Дети: Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка, Гжель, Хохлома, Семеновская игрушка – матрешка

(слайды с изображением дек.прик.искусства). 

Хозяйка: Этих мастеров очень уважали, ведь они создавали поистине чудесные вещи. И мастерство свое передавали из поколения в поколение.

Любой труд был почётен: и взрослый, и детский. Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал!».

  К труду девочку приучала мать. Девочка помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.

  Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, убирать хлеб. Дети с ранних лет знали: что посеешь, то и пожнёшь.

  Русский народ издавна славился своим трудолюбием и сложил об этом много пословиц.

 А вы знаете пословицы о труде и трудолюбии? Давайте, ребята, вспомним их.

Дети называют пословицы, Хозяйка после каждой пословицы задаёт вопросы:

Почему так говорили?

Как ты понимаешь эту пословицу?

Что значит эта пословица?

Пословицы:

Дело мастера боится.

Есть терпенье – будет и уменье.

Делу время – потехе час.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Сделал дело – гуляй смело.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Хозяйка: Молодцы, ребятки, много пословиц о труде вы знаете.

А я вот вам ещё одну напомню:

«Спишь, спишь, и отдохнуть некогда».

Про кого это сказано?

Дети: Про лодыря, бездельника.

Хозяйка: В народе не любили лентяев, смеялись над ними, потешались.

Дети:

Не колода, не пень, а лежит целый день.

Не жнёт, не косит, а обедать просит!

Хозяйка: А трудолюбие всегда было в почёте: «Землю красит солнце, а человека труд»! Вот и я хочу посмотреть, какие вы трудолюбивые и старательные. Есть у меня для вас задание. Нужно разрисовать мои тарелочки хохломской росписью (на столах разложены круглые формы из соленого теста, кисти, краски, образцы хохломской росписи).

Итог занятия (5 мин.)

Хозяйка: Вот и подошла к концу наши посиделки.

О чём мы с вами беседовали сегодня?

Дети: Мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о том, как трудились русские люди, вспомнили пословицы о труде, о гостеприимстве, говорили о традициях.

Хозяйка: Что вам особенно запомнилось?

Что было вам особенно интересным?

Ответы детей

Хозяйка: До свиданья, гости дорогие! Была рада видеть вас у себя в гостях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Быт и традиции русского народа"

Под аудиозапись русской народной музыки Хозяйка располагается в горнице и приветствует гостей...

Конспект НОД в области «Социально-коммуникативного развития», в средней группе на тему: «Русский фольклор «ВАЛЕНКИ, ДА ВАЛЕНКИ».

1.Программное содержание:1. Формирование двигательной активности детей.2. Укрепление  физического  здоровья дошкольников.3. Воспитание  коллективизма, доброты.2. Интеграции образователь...

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности) «Путешествие в лес» (подготовительная к школе группа)

Программное содержание:-Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.-Расширять у детей знания и представления о грибах.-Обогащать словарный запас детей, разв...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Конспект ООД образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» Познание на тему: «Мы - цветоводы» Возрастная группа: 5– 6 лет для детей с задержкой психического развития

Конспект ООДобразовательная область «Социально - коммуникативное развитие»Познание на тему: «Мы - цветоводы»Возрастная группа: 5– 6 лет для детейс задержкой психического ...

Конспект открытого занятия по социально – коммуникативному развитию в подготовительной группе «Скоро в школу!»

Цель: формирование коммуникативной компетенции дошкольников. Развитие мышления и речи детей.Задачи:уточнить знания детей о школезакрепить название и назначение учебных принадлежностей;развивать словар...