Ознакомление с окружающим миром с использованием художественной литературы для детей с 2 до 3 лет. Цикл занятий по теме "Игрушки" и "Транспорт"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Чувашова Ирина Анатольевна

Ознакомление с окружающим миром с использованием художественной литературы для детей с 2 до  лет. цикл занятий по теме "Игрушки" и "Транспорт".

Программное содержание.   Учить детей по внешнему виду различать и называть игрушки. Способствовать  сенсорному  восприятию.  Побуждать детей называть действия, которые они совершают с игрушками во время игры. Помочь  детям понять содержание стихотворений, вызвать желание слушать его, подговаривать слова. Воспитывать чувства сопереживания к  персонажу.

Словарная работа. Игрушки, мяч, кубик,  мишка.

Материал к занятию.  Игрушки: мяч, кубики, мишка, платок.

Примерный ход занятия.  Воспитатель обращает внимание детей на полочку, на которой стоят игрушки. « Дети, давайте посмотрим, что у нас на полочке.  Вот мяч.  Он круглый, красный.  Мяч  можно катать. Он умеет прыгать. Возьми, Руслан, мяч. Какого цвета Мяч? Какой формы? Как можно с мячом играть?».   Дети дают хоровые и индивидуальные ответы. Дальше дети рассматривают кубики, отвечают на вопросы.

 Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полочке кто-то прячется под платком. «Кто там спрятался? Это мишка. Он боится, что вы его обидите. Не бойся, мишка, ребята у нас добрые, заботливые. Посмотрите, у мишки лапа забинтована.  Что  случилось с мишкой? Давайте сядем на стульчики, и я вам расскажу стихотворение «Мишка».

                                         Уронили мишку на пол.

                                         Оторвали мишки лапу.

                                         Все равно его не брошу,

                                         Потому что он хороший.

«Что случилось с мишкой? Какой Мишка?  Мы его не бросим? Нет! Мы мишку вылечим и будим с ним играть».  Дети дают хоровые и индивидуальные ответы. Воспитатель предлагает детям погладить, покачать, пожалеть мишку.

Физкультурная пауза.

«Я сейчас вам буду рассказывать стихотворение «Мишка», а вы мне помогайте». Воспитатель повторяет стихотворение, дети договаривают  слова.  Педагог хвалит детей за то, что помогли рассказать стихотворение.

«Ребята, на столе у меня сидит (показывает на мишку). Правильно, мишка. На столе у меня круглый, красный…. Правильно, мяч. На столе у меня квадратные зеленые.  Правильно, кубики. И мишка, и мяч, и кубики это игрушки. Что это? Игрушки.  Игрушки надо беречь, не бросать, а убирать на место. Тогда вам всегда будит весело играть с ними. Давайте уберем их на полочку и пойдем, расскажем малышам про мишку». Дети убирают игрушки на полочку и идут в группу.

Программное содержание. Учить детей по внешнему виду различать и называть игрушки. Способствовать сенсорному  восприятию.  Вызвать у детей желание участвовать в рассказывании стихотворения. Учить бережно относиться к игрушкам.

  Словарная работа. Мяч круглый, кубик зеленый, мишка мягкий, игрушки, зайчик.

Материал к занятию.  Игрушки, мишка, зайка, кубик, полотенце, морковка, мяч.

Ход занятия.  Дети сидят полукругом. На столе у воспитателя стоит коробка  с игрушками.  Воспитатель говорит: «Какая большая коробка. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Иди, Маша достань круглую, красную игрушку. Маша, что ты достала? Мяч. Какого он цвета? Формы?» Если девочка ошибается и выбирает не ту игрушку, воспитатель обращается за помощью к другому ребенку. Далее воспитатель просит достать зеленые игрушки, из которых  можно построить башню.

«Алеша, посмотри, кто остался в коробке. Да, это наш знакомый мишка. Он сегодня веселый.  У него уже не болит лапа. Почему у мишки болела лапа?  Его вылечили наши дети. Погладьте его.  Шубка у мишки мягкая пушистая, теплая. Мишка хороший, ласковый. Ему снова  нравиться играть с ребятами». Дети гладят мишку, говорят, что он мягкий, хороший, что они его не бросят, показывают, где у мишки лапы, голова. Воспитатель подбадривает детей, подсказывает правильные ответы.

« Давайте вместе вспомним, что случилось с нашим мишкой. Я буду рассказывать, а вы мне помогайте». Воспитатель рассказывает стихотворение «Мишка». Хвалит детей за высказывания.

Физкультурная пауза.     Встали дети  в круг, в круг.

                                              Кулачками стук-стук,

                                              Ручками хлоп-хлоп,

                                              Ножками топ-топ.

                                             Побежали, побежали

                                             И к игрушкам прибежали,

                                              Будим с ними мы играть,

                                              А потом пойдем гулять.

 Раздается стук в дверь.  Воспитатель  приходит с зайчиком, говорит детям: «Кто это, с такими длинными ушами? Почему у него мокрые уши?» - спрашивает воспитатель. Дети осматривают зайчика, отвечают на вопросы, показывают, где у него ушки, лапки, носик. Воспитатель: «Правильно, это зайчик, он целый день играл с малышами, но потом они ушли домой, а зайку забыли на скамейки. Пошел  дождь,  и зайчик весь промок. Что случилось с Зайкой?»  Дети отвечают: « Остался на скамейки. Попал под дождь». Воспитатель предлагает  пожалеть Зайку, вытереть его,  усадить на стул и дать морковку.  Воспитатель читает стихотворение  «Зайка».

«Зайчик попал в беду.  Он остался на улице под дождиком и весь промок.  Вы добрые ребята.  Вы помогли зайчику согреться, угостили  морковкой.  Давайте посадим его рядом с мишкой. Посмотрите внимательно, у меня на столе мишка, зайчик, мяч, кубики – воспитатель обводит все игрушки жестом – это игрушки. Скажите, мишка, мяч, зайка, кубики  это…. Правильно, игрушки. Мяч – катают, из кубиков строят дом, башню,  с мишкой и зайчиком можно погулять, их можно покормить, уложить спать и т. д. Об игрушках надо заботиться, их надо убирать на место, а то они заболеют, как мишка. Пойдемте в группу и посмотрим, не болеют ли наши игрушки».  Дети прощаются с мишкой и зайчиком и уходят в группу.

Программное содержание.  Продолжать знакомить детей  игрушками. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением игрушки  и сенсорному восприятию.  Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, вслушиваться в инструкции и правильно выполнять действия. Познакомить детей с новым стихотворением.

Словарная работа.  Игрушки, мишка, зайчик, лошадка, мяч, кубик.

 Материал к занятию. Мишка, зайчик, мяч, кубики, платок, лошадка, гребешок.

 Ход занятия. На столе у воспитателя игрушки, накрытые платком. Воспитатель обращается к детям: «Как вы думайте, что там спрятано?». Дети говорят варианты ответов, затем дают правильный ответ, так как игрушки немного видно. « Да, это игрушки, - говорит воспитатель, убирает платок.-  Здесь у нас мяч, зайчик, кубики, мишка.  Послушайте, я сейчас накрою игрушки платком, вы будите подходить к столу, доставать из под платка игрушку, называть ее и говорить, как вы с ней играете.»  Дети по очереди подходят  к столу, достают из под платка игрушки и рассказывают о них. Воспитатель помогает детям с помощью наводящих вопросов. Ответы детей обычно выражаются одним словом, но педагог каждый раз дает образец ответа полным предложением: «Руслан достал мяч. Мяч круглый. Маша нашла мишку».

Физкультурная пауза.

 Раздается стук в дверь. В гости к детям пришла лошадка. Дети рассматривают ее, гладят. Воспитатель просит назвать и показать где у лошадки ноги, голова, хвостик, глаза.  Воспитатель говорит: «Возьми, Максим, гребешок.  Пригладь лошадки хвостик. Чем ты хвостик пригладил? Что бы лошадка была красивой ей нужно причесать шерстку.  Вот так. Что причешем лошадке?  Как лошадка едет? Лошадка добрая, хорошая. Она катает мальчиков и девочек. Малыши любят лошадку.   Сережа, ты любишь лошадку? Давайте попросим лошадку покатать нас».

Воспитатель читает стихотворение  «Лошадка», затем спрашивает детей: «Я  рассказала вам стихотворение о лошадке. О ком  я рассказывала стихотворение? Что нужно причесать лошадки? (шерстку) Куда поедут дети на лошадке? (в гости) Зачем нужен гребешок? (пригладить хвостик) Как поедут дети на лошадке?(верхом). Ребята, сегодня у нас в гостях были мишка, мяч, зайчик и лошадка. И мишка, и зайчик, и мяч, и лошадка  это игрушки.  Как можно вместе назвать мишку, лошадку, мяч, кубик и зайчика?  Правильно, игрушки.  Дети играют игрушками, только игрушки нельзя обижать, ими надо делиться и убирать на место.  Давайте возьмем игрушки в группу и расскажем малышам, как надо с ними играть». Дети берут игрушки и уходят с ними в группу.

 

Программное содержание. Закреплять знания детей об игрушках.  Побуждать использовать в речи собирательное существительное – игрушки. Напомнить детям стихи, вызвать желание послушать их еще раз; побуждать принимать участие в чтении стихотворений с воспитателем (договаривать слова и некоторые несложные фразы).

Словарная работа. Игрушки, мишка, лошадка, зайчик.

Материал к занятию.  Машина, мишка, лошадка, гребешок, зайчик.

Ход занятия.  Дети сидят перед столом. В гости к малышам приезжает машина с лошадкой, зайчиком, мишкой.  Воспитатель говорит: « К нам на машине приехали наши любимые игрушки: мишка, зайка и лошадка.  Кто к нам приехал? Правильно – игрушки». Воспитатель читает стихотворение «Мишка». «Про кого я рассказала стихотворение? Да, про мишку. Руслан, достань из машины мишку. Покажи, где у него лапы. Вот они.  Не болит у мишки сейчас лапа?  Нет, не болит.  Мишка поправился. Погладь мишку, он мягкий, теплый, хороший. Какой мишка?» Мальчик отвечает на вопросы, если затрудняется, ему помогают другие дети.

Воспитатель ставит на стол лошадку, причесывает ей гребешком хвостик. Сопровождает свои действия чтением стихотворения «Лошадка». « Вера, иди, причеши лошадке хвостик.  Что  ты делаешь?  Кому хвостик причесала? Чем причесала хвостик? На лошадке можно покататься верхом.  Наша лошадка добрая, хорошая, она играет с ребятами.  Вера, какая лошадка?» девочка отвечает на вопросы, дети помогают ей.

«Кто еще остался у нас в машине? Зайка! – воспитатель читает стихотворение «Зайка», берет зайчика на руки, говорит: -  Нет,  мы тебя не бросили, мы про тебя не забыли. Ребята, а кто бросил зайку? Откуда он не смог слезть?» дети дают индивидуальные и хоровые ответы. По очереди гладят зайчика, смотрят, что у него сейчас и шерстка и ушки сухие.

Физкультурная пауза.

«Ребята, посмотрите, на столе у меня сидят… игрушки. Вы вспомнили про них стихи? Они хотят, чтобы вы сами рассказали стихи им.  Вот наша Верочка будет рассказывать стихотворение.  Возьми, Вера игрушку, о которой ты будешь рассказывать». Девочка берет игрушку и рассказывает стихотворение.

Если дети не могут рассказать, воспитатель сам читает стихи, а дети ему помогают.

В конце занятия воспитатель говорит: «К нам в гости приехали мишка, зайка и лошадка – это игрушки. Как можно назвать вместе зайку, мишку и лошадку?  Правильно – игрушки. Мы рассказывали стихи «Мишка», «Зайка» и  «Лошадка». А сейчас попрощайтесь с  зайчиком, лошадкой и мишуткой, они поедут к другим детям.

 

Программное содержание.  Формировать представления детей о некоторых видах транспорта.  Учить обследовать машину (автобус), находить и называть детали. Учить детей участвовать в инсценировке. Познакомить детей с новым стихотворением, вызвать у детей радость от слушания стихотворения и желание «читать» вместе с педагогом.

Словарная работа: автобус, колесо, окно, шофер, едет вперед.

Материал для занятия.   Автобус, кепка, руль, маленькие машины.

Ход занятия.  Дети сидят на стульчиках .  Воспитатель показывает детям картинку с изображением разных средств передвижения, говорит: «что нарисовано на картинке?(дорога, машины) Правильно, машины. Посмотрите, ребята, сколько машин и все они разные.  Давайте рассмотрим машины поближе». Воспитатель выставляет на стол грузовую машину. «Это грузовая машина. Вот у нее кузов, вот кабина, вот колеса. В кузове грузовой машины перевозят разные грузы: нашим детям привозят молоко и хлеб, на стройку кирпичи и т. д. – воспитатель дает возможность детям обследовать машину самостоятельно, затем спрашивает, - Покажи, Алеша, где у машины колеса, кузов, руль, кабина?  Что ты показал?  Какого цвета кузов у машины? кабина? Какой формы колеса? Руль? Кто управляет машиной?» Малыш отвечает на вопросы, если затрудняется, воспитатель просит помочь с ответом другого ребенка.

 Далее дети рассматривают легковой автомобиль и автобус.

«У меня на столе стоит автобус, грузовая и легковая машины – это транспорт. На транспорте перевозят людей и грузы. Как можно вместе назвать автобус, грузовую и легковую машины?  Правильно, транспорт».

Физкультурная пауза.

«Послушайте внимательно, я расскажу вам стихотворение, а вы мне скажите, о чем оно».

                                         Вот автобус к нам бежит,

                                        И гудит он, и шумит.

                                        Шофер Вова в нем сидит,

                                       Ловко он рулем вертит.

                                       Мы автобус подождем,

                                      Всем найдется место в нем,

                                      Заберет он всех с собой,

                                     Отвезет скорей домой.

«О чем  я рассказывала стихотворение? Что к детям бежит и гудит? Кто рулем вертит? Куда отвезет нас автобус?  Я рассказала вам стихотворение  «Автобус». Хотите еще послушать стихотворение? Помогайте мне рассказывать - воспитатель повторно читает стихотворение, дети ему помогают. - В автобусе и легковой машине тети, дяди и малыши ездят далеко: в больницу, в магазин, в кино, на работу, в лес. На грузовой машине перевозят разные грузы: хлеб, кирпичи, молоко, кастрюли и т. д.  И автобус и грузовая и легковая машина – это транспорт. Как можно назвать одним словом  автобус, грузовик и легковую машину? Правильно, транспорт.  А сейчас, каждый из вас станет шофером. Руслан, ты шофер какой машины? А ты, Саша, на какой машине поедешь?    Заводим свои машины и поехали в группу. Едим  не торопясь, сигналим  малышам».

 

На следующем занятии воспитатель читает стихотворение «К нам приехала машина».

                                         К нам приехала машина.

                                         Вот колеса, вот кабина.

                                         Вот руль, вот кузов.

                                        Кузов нужен ей для грузов.

 

Программное содержание. Продолжать знакомит детей с разными видами транспорта. Учить показывать и называть детали машин. Учить детей слушать новое стихотворение, отвечать на вопросы по тексту.  Закреплять умения детей действовать во время физ. паузы согласно  текста.

Словарная работа. Транспорт, автобус, грузовая и легковая машина, самолет, летит, гудит.

Материал к занятию.  Автобус, грузовая и легковая машина, самолет.

Ход занятия.  Дети сидят на стульчиках.  На столе у воспитателя стоит автобус, грузовая и легковая машина. «Ребята, что стоит у меня на столе? Правильно -  это транспорт.  С помощью транспорта тети, дяди и малыши могут уехать далеко или перевести тяжелые грузы. Транспортом управляет шофер. Кто управляет транспортом? (шофер) Давайте поиграем».  Воспитатель «звонит» по телефону и просит прислать легковую машину. Педагог говорит: «Руслан, ты сегодня шофер. Приезжай за мной на легковой машине.  Мы с тобой поедем в  магазин». Если мальчик ошибается и выбирает не ту автомашину, воспитатель обращается за помощью к другому ребенку.

Продолжая занятия, педагог спрашивает, на какой машине он приехал; какого она цвета; просит показать, где у нее колеса, двери, руль; спрашивает, кто управляет машиной. Дети отвечают хором и индивидуально, воспитатель их подбадривает, хвалит.

Воспитатель по телефону просит отправить грузовую машину. «Сейчас Витя будет шофером. Он повезет кубики на стройку».  Воспитатель задает мальчику наводящие вопросы, просит показать детали. Выполняя задание, ребенок показывает и называет  кузов, кабину, колеса, руль и т.д.

Затем воспитатель  «заказывает» по телефону автобус. «Максим, приезжай за нами на автобусе. Мы все вместе поедим в лес.  Мы поедем далеко. Надо проверить, исправен ли наш автобус. Посмотри, все колеса у него. Где окна? Окна чистые? Где двери? Двери хорошо закрываются?  А мотор работает? Скажи, как?» Дети дают индивидуальные и хоровые ответы.

Физкультурная пауза.

Дети рассаживаются на стульчики.  Воспитатель привлекает внимание детей «гулом” самолета.    «Слышите?  Гудит. У-У-У. У-У-У.  Это к нам летит самолет. Вот самолет, посмотрите. У него есть колеса, крылья, кабина. В кабине сидит летчик.  Витя, покажи, где крылья, колеса, кабина. Как гудит самолет? Кто сидит в кабине самолета?».  Дети отвечают хором и индивидуально.

 Педагог рассказывает стихотворение  «Самолет».

                                                         Самолет построим сами.

                                                         Полетим мы над лесами.

                                                         Полетим мы над полями.

                                                         А потом вернемся к маме.

«Понравилось вам стихотворение самолет?  Давайте вспомним, что построили дети? (самолет) Над чем они полетели?  К кому вернулись? ( к маме). Я расскажу стихотворение самолет, а вы мне помогайте». Воспитатель повторно рассказывает стихотворение, дети ей помогают.

«У-у-у,  приземлился самолет, рядом с автобусом, грузовой и легковой машиной. Самолет летает в небе, а автобус, грузовая и легковая машины едут по дороге. Самолет, автобус, грузовая и легковая машины перевозят грузы и пассажиров – это все транспорт. Как можно назвать одним словом  самолет, автобус, грузовую и легковую  машины? Правильно, транспорт. Вы, ребята, молодцы, правильно показывали и называли детали транспорта.  А сейчас поднимайтесь со стульчиков. Заводите мотор. Расправляйте крылья. Летим в группу».

Программное содержание. Продолжать формировать представления детей о разных видах транспорта.  Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, самолет, а так же их основные части: кабину, руль, кузов, окна, колеса. Побуждать детей помогать воспитателю, читать знакомые стихотворения. Закреплять умения детей действовать, во время физ. паузы, согласно текста.

Словарная работа.   Транспорт,  самолет,  летит,  едет,  автобус,  дорога,  грузовая и легковая машина,  руль,  окно, кабина, кузов.

Материал к занятию. Мольберт, картинки с изображением транспорта.

Ход занятия.   Дети сидят на стульчиках.  На столе у воспитателя лежат картинки перевернутые вниз.  Воспитатель предлагает  ребенку взять картинку посмотреть и рассказать, что на ней нарисовано. «Руслан, возьми картинку. Что на ней нарисовано? Какого цвета автобус? Какой формы колеса? Кто управляет автобусом?»

Дети по очереди подходят к столу, берут картинки, ставят ее на мольберт и с помощью воспитателя рассказывают, что нарисовано на картинке. Ответы детей обычно выражаются одним словом, но педагог каждый раз дает образец ответа полным предложением: «Руслан взял картинку с грузовой машиной. Кузов у машины желтого цвета, а кабина – синего цвета. Шофер управляет машиной.  Машина едет по дороге, а самолет летит по небу».

Физкультурная пауза.

«Я вам рассказывала стихотворение «Самолет», «Автобус», «К нам приехала машина». Какое из них вы хотите послушать сейчас? – если дети затрудняются, педагог предлагает, - я вам расскажу стихотворение, а вы мне сами скажите и покажите картинку, про что это стихотворение. Я начну рассказывать, а вы мне помогайте». Воспитатель рассказывает стихотворения, дети ее  помогают.  Воспитатель беседует с детьми по содержанию стихотворения.  «Что построили дети сами? Над чем полетел самолет? Куда вернуться дети?  Максим, что у тебя нарисовано на картинке? Правильно, самолет.  Я рассказывала стихотворение …. «самолет».

«Ребята, сегодня мы с вами рассматривали картинки с изображением  автобуса, самолета, грузовой и легковой машины. Вы показали и рассказали мне , что у них есть кузов, кабина, руль, окно, двери. Самолетом управляет летчик, а машинами – шофер.  Самолет летает в небе, а автобус, грузовая и легковая машины едут по дороге. Самолет, автобус, грузовая и легковая машины перевозят грузы и пассажиров – это все транспорт. Как можно назвать одним словом  самолет, автобус, грузовую и легковую  машины? Правильно, транспорт. Ребята, а на чем мы сейчас поедим в группу?» Дети предлагают  ехать на машине, заводят ее и, имитируя  действия шофера, уезжают в группу.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и чтению художественной литературы на тему «Детская книга» по произведению С.Я. Маршака «Где обедал воробей? »

Учить детей старшего дошкольного возраста составлять книгу в соответствии с текстом произведения С. Я. Маршака «Где обедал воробей? »- закреплять у детей знания стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и чтением художественной литературы на основе материалов музея и русской народной сказки «Хаврошечка»

Цели: 1. Познакомить детей с искусством прядения и ткачества, опираясь на наглядный материал музея.          2. Вызвать уважение к нелегкому труду ткачихи....

Циклограмма ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром с использованием художественного слова. Цикл " Осень"

Разработанная циклограмма знакомства детей раннего возраста с окружающим миром, позволяет проводить,  наблюдения на природе с определенным содержанием на неделю каждого годового месяца. Подб...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и по художественному творчеству в старшей группе С использование ИКТ технологий и проблемного обучения. "Космос"

Цель: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им; закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной; закрепить навыки вырезания ...

Конспект НОД «Путешествие к звездам» по ознакомлению с окружающим миром с использованием интеллектуальных карт для детей подготовительных групп

Конспект НОД  «Путешествие к звездам»  по ознакомлению с окружающим миром с использованием интеллектуальных карт  для детей подготовительных групп...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием интерактивной игры для детей подготовительного возраста «Красавица осень»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием интерактивной игры для детей подготовительного возраста«Красавица осень»...