План по экологии
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Махлай Ирина Владимировна

Познакомить с природными особенностями человека.

Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, находящейся в Солнечной системе.

Сформировать элементарные представления о работе своего организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_ekologii.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

Тема» Я – ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ»

(своего жилища, своей местности, своей страны, своей планеты)

Цели

   Коррекционные задачи

Работа с родителями

Работа в повседневной жизни

Познакомить с природными особенностями человека.

Формировать понятие о себе как о жителях планеты Земля, находящейся в Солнечной системе.

Сформировать элементарные представления о работе своего организма.

Систематизировать  и обобщать знания о человеке (питание, дыхание, движение, развитие), об отличии человека от животных и растений (разумность, гуманность). Расширить представление о здоровье человека. Приобщить к ценностям здорового образа жизни.

Экскурсия с родителями по родному городу. Составить рассказ «Моя малая Родина» с рисунками.

Рисунки к выставке «Город, в котором хотел бы я жить»

Побеседовать с детьми об уникальности Земли и невозможности возникновения жизни на других планетах Солнечной системы.

Игра «Мир вокруг нас» «Как вести себя в природе» (правила поведения).

Чтение книг Е.П.Левитана

«Твоя вселенная»

«Как любить природу», «Природа нужна всем».

3 неделя

Занятие

Л. Г. Горькова

«Экол. воспитание

Сир. 117

«Планета Земля – наш общий дом»

Цели: уточнить представления о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли; дать представление о жизни в разных регионах Земли.  Рассказать о Мировом океане; дать представление о том, что люди живут в разных местах на суше, но только там, где есть пресная (питьевая) вода, и что это все необходимо беречь для последующих поколений.

4 неделя

Занятие

А. И. Иванова

«Человек»

стр. 45

«Внешнее строение человека»

Цели: обобщить имеющие знания о функции организма, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеет большое значение для него. Пополнять словарь детей терминами «части тела», «орган», «кожный покров», «веки». Уточнить с помощью опытов, для чего нужны органы.

Октябрь

Тема: «Главные загадки нашей планеты»

(почва и ее роль в биосфере, полезные ископаемые)

Цели

Задачи

Работа с родителями

Работа в повседневной жизни

Создать условия для развития у детей биологических представлений. Познакомить с природоохранной деятельности человека. Изучать нормы и правила поведения в природе.

Расширить знания детей о почве как о среде обитания организмов и необходимом условии жизни растений. Познакомить с полезными ископаемым - нефтью.

Формировать у детей потребность в рачительном отношении к природным богатствам.

Предложить родителям познакомить детей с такими обитателями Земли, как жук, крот. Рассказать об их образе жизни. Рассмотреть их на рисунке и зарисовать по желанию.

Познакомить с трудом нефтяников, покажите на карте те районы нашей страны, где добывают нефть.

Посеять семена злаковой культуры:

а) в плодородный слой земли (почву);

б) в слой земли без корней растений. Понаблюдать с детьми, где растения будут расти.

Предложить построить цепочку роста растений: под воздействием лучей солнца – развитие листьев деревьев, уменьшение тепла ведут к опаданию листьев и превращению их в перегной, который станет питательной средой для корней дерева.

Уточнить транспортные средства, для двигателей которых используется топливо, полученное из нефти.

1 неделя, 2 неделя

Занятие

Н. В. Коломина

«Занятия по экологии»

стр. 101

Опыты и наблюдения

А. И. Иванова «Мир растений»

стр. 102

«Подземное царство»

Цели: Дать детям первоначальное представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать о почвенной фауне. Закрепить знания о видах почвы: песчаная, глинистая, чернозем, о ее основном свойстве – плодородии.

«Роль почвы в жизни растений»

Познакомить детей с зависимостью состояния растений от качества почвы. Как помочь растениям на неплодородных почвах. На прогулках обращать внимание детей на разные почвы: рыхлые и твердые, темные и светлые, сухие и влажные.

Провести наблюдение на территории участка с целью выявления: «Почему на дорожках не растет трава»?

3 неделя, 4 неделя

Занятие

«Полезные ископаемые. Нефть»

Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью: качественными характеристиками и основной функцией – топливо для различных средств передвижения. А так же из нефти  изготавливают пластилин, вазелин и многое другое. Познакомить с трудом нефтяников, рассказать, где добывают нефть, в каких районах нашей страны. Объяснить детям, почему необходимо бережное отношение не только при добычи полезного ископаемого, но и при его использовании.

Ноябрь

Тема: «Вода и ее роль в биосфере»

Цели

Задачи

Работа с родителями

Работа в повседневной жизни

Создать условия для развития у детей представлений о воде. Показать зависимость количества водных обитателей от количества воды и ее качественного состава. Приобщить к бережному отношению к воде.

Сформировать знания у детей о том, что вода является основной составной частью всех живых организмов нашей планеты и необходимым условием для поддерживания их жизнедеятельности. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Познакомить детей с твердым состоянием воды. Учить устанавливать причинно - следственные связи образования снежных хлопьев и сосулек.

Предложить родителям совершить экскурсию с детьми к водоему и рассмотреть, как силуэты деревьев отражаются в воде. Нарисовать речку, водоем, в котором отображается окружающий пейзаж.

Познакомить детей с простейшим устройством фильтра для воды и объяснить для чего, необходимо установить его дома.

Изготовить наглядную схему круговорота воды в природе:

пары воды поднимаются над океаном и собираются в облака;

из тучи, облака вода в виде дождя выпадает на землю;

в почве она собирается и течет по подземным ручейкам, выбиваясь на поверхность в виде родничка;

вода из родника течет в реку, затем в море, а потом в океан.

Прочитать детям произведения С. Сахарнова «Кто живет в реке?», «Кто живет в море?»

1 неделя

Экскурсия

Н. В.Коломина «Занятия по экологии»

стр. 81

Экскурсия к водоему

Цели: дать детям представление о состоянии водоема поздней осенью, причинах, вызывающих изменения в жизни растений и животных, научить сравнивать состояние водоема осенью и летом, перечислить обитателей водоема. Активизировать и обогатить словарный запас. Воспитывать желание любоваться красотой родной природы.

2 неделя

Занятие

Л. Г. Горькова «Экол. воспитание»

стр. 122 - 127

Царица – водица

Цели: уточнить и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов. Познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Воспитывать бережное отношение к воде.

3 неделя

Занятие

Мировые моря и океаны

Цели: познакомить детей с морями и океанами на нашей планете, ее обитателями. Дать представление об источниках загрязнения морей и океанов и их последствий. Воспитывать экологическую культуру.

Декабрь - Январь

Тема: «Животный мир Земли»

Цели

Задачи

Работа с родителями

Работа в повседневной жизни

Создать условия  для формирования представлений об основных группах животных, разнообразия среды обитания, приспособительских особенностях, связи с сезонными изменениями.

Развивать у детей умение различать и классифицировать представителей животного мира по строению тела и условиям обитания на планете. Углублять понимание детьми, что изменения свойств среды обитания оказывает влияние на живой организм и может привести к его гибели.

Учить устанавливать связи между особенностями поведения и сезонными изменениями.

Сочинение сказок совместно с родителями о жизни животных. Составление альбома: «Мои любимые питомцы».

Провести с детьми и родителями ряд экологических акций:

 «Наши любимцы»  - подкормка белок, других животных в парках города; «Берегите птиц» - изготовление кормушек.

Завести в группе книгу «Мои хорошие поступки», где можно регистрировать оказание помощи детьми представителям животного мира. Посетить с детьми зоопарк и познакомиться с представителями животного мира в нем. Организовать с детьми дид. игру «Кто, где живет?»;

«Кто это?»;

«Путаница»;

«Найди животных».

Просмотр с детьми учебных фильмов о жизни животных в разных странах.

1 неделя – 2 неделя

Занятие

Н.В.Коломина

«Экол. В д/с»

стр. 117

«Как зимуют звери»

Научить детей классифицировать животных, различать и называть их представителей, рассказывать о том, как животные готовятся к зиме, зимуют, чем они питаются. Активизировать и обобщать словарный запас, вызывать интерес к жизни дикой природы.

Чтение художественной литературы о животных.

3 неделя

Занятие

Е. Л.Кощеева

«Путешествия в мир природы»

стр. 34

«Какие бывают животные»

Цели: учить устанавливать связи между строением органов животных и их функциями, между средой обитания и особенностями их строения, образа жизни. Воспитывать гуманное отношение к животным.

3 – 4 неделя Января

Занятие – КВН

Л.Г.Горькова

«Экол.воспитание»

стр 183

Мы - друзья природы

Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.

Март

Тема: «Путешествие с Севера на Юг»

Цели

Задачи

Работа с родителями

Работа в повседневной жизни

Знакомить детей с различными природно - климатическими зонами, условиями жизни на Земле (на севере холодный климат и тундра, на экваторе – джунгли и жарко; жизнь без воды, пищи на краю Земли). Дать представление о погоде и климате.

Расширить и углубить представления о жизни на краю Земли - Арктика, Антарктика (животный и растительный мир) Рассказать  о полярной ночи, северном сиянии. Формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы. Дать понятие о первом законе экологии:

«Животные и растения могут жить только там, где они приспособились»

Чтение художественной литературы о Крайнем Севере, смешанных лесах, тайге, пустынях, степи. Подобрать и выучить с детьми народные приметы, предсказывающие погоду. Изготовить прибор для определения воздуха.

Подобрать и выучить загадки о животных, живущих в разных уголках мира. Подбор картинок о животных и растениях для изготовления альбома.

Во время прогулок отмечать состояние погоды. Проводить наблюдения за солнцем, ветром, облаками, осадками. Рассматривание картин с изображением климатических зон, растительного и животного мира. Экологические игры:

«Кто где живет?»

«Жители Земли». Изготовление  макетов совместно с воспитателем по природно - климатическим зонам.

1 неделя

Занятие

Е. Л.Кещеева

«Путешествия в мир природы»

стр. 47

«Жизнь на краю Земли» ( Арктика, Антарктика)

Цели: расширить и углубить представления о жизни животных и растений, их приспособительных особенностях; дать представление о полярной ночи, и северном сиянии.

Развивать любознательность.

2 неделя

Занятие

Н.В.Коломина

«Экол. в д/с»

стр. 111                            

«Степная зона»

Цели: дать детям представление о степной зоне, растительном и животном мире степи, их приспособительских особенностях, научить выстраивать пищевые цепочки, дополнять ответы друг друга, обогащать словарь.

3 неделя

Занятие

Н. В. Коломина

«Экол. в д/с»

стр. 118

«Зона пустыни»

Цели: дать детям первоначальное представление о пустыне (особенности климата, растительного и животного мира). Перечислить приспособительские особенности растений и животных, развивать навык речи, обогащать и активизировать словарь. Вызывать интерес к природе разных климатических зон.

4 неделя

Занятие

Н. В.Коломина

«Экол. в д/с»

стр 125

«Зона саванны»

Цели: дать представление о климате, растений и животных саванны. Перечислить приспособленческие особенности растений и животных. Обогащать  и активизировать словарь.

Апрель

Тема: «В солнечном царстве, космическом государстве»

Цели

Задачи

Работа с родителями

Работа в повседневной жизни

Создать условия для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (Солнце и вращающиеся вокруг нег планеты, звездное небо и Луна, кометы, метеориты, солнечное и лунное затмение)

Расширить представления о том, что наша Земля – громадный шар, покрытый почвой, и водой, вращающийся в космическом пространстве. Земля – одна из самых маленьких планет. Луна – ее спутник. Дать представление о кометах, и астероидах (каменных облаках). Расширить представление о суточном вращении Земли и вращении вокруг Солнца.

Наблюдения вечером за звездным небом. Найти на небе Большую Медведицу. Выучить с родителями «космический адрес» Земли. Чтение художественной литературы.

Наблюдения на прогулках за изменением высотой состояния солнца, за продолжительностью дня и ночи. Изготовление модели солнечной системы.

1 неделя

Занятие

Е. Л.Кощеева

«Путешествие в мир природы»

стр. 63

«Земля в космосе»

Цели: расширить и углубить представления о Солнце и планетах, о том, что вокруг Солнца вращаются еще астероиды и кометы; миллионы звезд образуют Галактику.

Побуждать познавательную активность, желание вести наблюдения за Солнцем.

2 неделя

Занятие

Л.Г.Горькова

«Экол воспитание»

стр. 209

Космос. Вселенная. Звезды.

Цели: расширять представления детей о космосе, работе космонавтов. Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее. Вызвать познавательный интерес к космосу. Воспитывать уважение к труду космонавтов.

3 неделя

Занятие

Ж. Л. Новикова

«В мире природы»

стр 185

«Солнце – основной источник тепла и света для нашей планеты»

Цели: дать понятие о Солнце как о самой близкой к нам звезде – источнике энергии, приносящее тепло и свет на нашу планету. Формировать знания об основных физических параметрах Солнца: состояние, величина, температурный режим. Показать детям расположение планеты Земля относительно Солнца.

Май

Тема: «Природные сообщества»

Цели

Задачи

Работа с родителями

Работа в повседневной жизни

Дать представления о природных сообществах: лес, луг, поле, водоем.

Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания и проживания растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Наблюдения с родителями во время прогулок за растениями и животными луга, леса, поля, водоема. Работа вместе с родителями на даче, в саду и огороде. Выучить стих. О цветах (луговых, полевых, лесных). Изготовление альбома по теме: «Растения луга, леса, поля»,

«Животные луга, леса, поля».

Изготовить альбомы по темам: «Растения луга, леса, поля», «Животные луга, леса, поля». Экологические игры: «Овощи и фрукты» (лото с элементами моделирования), «Кто, где живет?», «Угадай по описанию».

Провести опыты по очистке воды.

Работа с детьми в огороде, в цветнике.

Рассматривание картин с изображением леса в разное время года. Составление рассказов.

1 неделя

Занятие

Л. Г. Горькова «Эколог.воспитание»

стр. 196

Что где растет, кто, где живет?

Цели: расширить представление детей о растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоем); показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов (растение – животное, растение – человек, животное – человек).

2 неделя

Занятие

Е. Л. Кощеева

 «Путешествие в мир природы»

стр. 36

«Лесное сообщество»

Цели: учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях;  учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов; вызывать интерес к лесу как дому для животных и растений.

3 неделя

Занятие

Л. Г. Горькова

«Экол. воспитание»

стр. 98

«Культурные и дикорастущие растения»

Цели: дать представление о дикорастущих и культурных растениях, ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора.  Рассказать об их разнообразии, о том, что среди ягод, грибов, плодов есть съедобные и ядовитые.

4 неделя

КВН

Л.Г. Горькова

«Экол. воспитание»

стр. 204

«Природа вокруг нас»

Цели: обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; воспитание умения работать сообща, оказывать  друг другу помощь. Воспитывать экологическую культуру детей. Умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологии ( от 3х до 7 )

  Перспективный план по экологии ( возраст от 3 до 7 лет)        ...

Перспективный план по экологии на сентябрь в старшей группе

Наблюдения на прогулке, экспериментальная деятельность, беседы, игры, чтение художественной литературы, заучивание, труд в уголке природы и на прогулке....

Творческий план воспитателя-эколога

Творческий план педагогов помогает им в дальнейшем  обобщить педагогический опыт своей работы. Данный план могут использовать все педагоги, внося свои цели, задачи, мероприятия....

Перспективный план по экологии

Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неж...

Перспективный план по экологии для детей старшего возраста.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИРАБОТЫ 1. Образовательные:  формирование экологических представлений о взаимосвязях в природерасширить знания детей о животном и растительном мир...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Программное содержание: Дать детям понятие о звуках и буквах, а также органах артикуляции. Учить произносить отдельные звуки и звукоподражание, понимать, что слова состоят из звуков, звучат по-р...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Программное содержание: Познакомить детей с термином «слово». Учить различать звуки и слова. Дать понятие, что звуки сливаясь, образуют слова. Учить различать длинные короткие слова по их звучанию. Ра...