"Добро пожаловать в экологию"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зырянова Альфия Марсовна

Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Научить детей отличать живые объекты от неживых; дать представление о неразрывной связи взаимодействия живой  и неживой природы. Подвести детей к пониманию того, что жизнь всех живых объектов зависит от окружающей среды.

Программное содержание:

Образовательные: Обобщать и систематизировать знания детей о лесе. Закреплять знания детей о животных: зверях, птицах.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать и сопоставлять. Развивать навыки учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование в зале: мультимедийное оборудование, мультфильмы («Берегите воду», отрывок «Оранжевое горлышко»);  презентация «Кто живёт в лесу»; слайды природы; ковёр; музыкальный центр; аудиозапись («Шум леса», «Звуки птиц»); магнитные доски, вырезанные части дерева для игры, атрибуты для теневого театра (животные, ширма); костюм дерева, костюмы берёзок для танца.  

ХОД развлечения:

Дети заходят под спокойную музыку в зал и садятся на ковёр перед мультимедийным экраном.

Воспитатель: -  Сегодня ребята мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в мир природы. Предлагаю посмотреть на экран. Слайды (1,2,3,4) с изображением природы.

- Ребята, что вы сейчас увидели?

Предполагаемые ответы детей – лес, деревья, кусты, поляну, цветы, животных и т.д.

Воспитатель: - А как это всё можно назвать, одним словом!? Правильно! Лес! А что такое лес?  

Предполагаемые ответы детей - Это  украшение земли. Великолепный и удивительный наряд земли. Легкие нашей планеты. Это земная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль. Это дом для зверей и птиц. Это участок земли, где растет много деревьев и др.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Под звуки леса входит взрослый в костюме дерева, загадывает загадку

Меня весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
                  Ответ (Дерево)

Дерево:  Правильно, я дерево, и  я хочу с вами поиграть.

Игра «Собери дерево»

Группа делится на две команды, выбирают капитана, на магнитных досках собирают деревья из частей (корни, ствол, ветви, листья). Чья команда быстрее.

Воспитатель: Вы все молодцы, а расскажите теперь дереву, для чего ему нужны корни…., ствол…, ветви…., листья….

Ответы детей: в виде кратких рассказов (капитан команды).

Дети садятся на стулья.

Дерево (любуется на детей): Сколько вас здесь много, и какие вы все разные, есть мальчики и девочки, есть высокие и не очень, есть беленькие, а есть чёрненькие. У некоторых ребят глазки голубые, а у некоторых карие. Ребята, а вы знаете, что мы, деревья, как и люди, тоже все разные!? Какие деревья вы знаете?

Ответы детей: рябина, елка, дуб, клён и др.

Дерево: Ребята, а какое дерево очень часто встречается в наших лесах?

Ответы детей: берёза.

Воспитатель: Дерево, а наши ребята знают стихи о берёзе, сейчас мы тебе расскажем

Березка (читает ребёнок)

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
                                          /И. Семенова/

Воспитатель: Ребята, а что вы ещё знаете о березе?  

Предполагаемые ответы детей: береза символ России, русская красавица.

Воспитатель: Девочки, берёзоньки-красавицы, выходите, станцуйте для нас танец.

Танец  «Берёзка»

(русская народная мелодия «Ах, ты берёзка»)

Воспитатель: а сейчас давайте для дерева споём красивую песню.

Песня «Вальс цветущей черёмухи»

(сл. Т. Кореневой, муз. Г. Портного)

Дерево: Спасибо, ребята, вы очень хорошо поёте и танцуете, ну а мне пора возвращаться в лес, до свидания.

Воспитатель:  включает аудиозапись «Шум леса» дети слушают на своих местах.

Воспитатель: Ребята, что вы услышали?

Ответы детей: шум леса, лес разговаривает с листочками.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какой бывает лес?

Предполагаемые ответы детей: большой, огромный, дремучий, зимний, осенний, хвойный, лиственный, сказочный, чудесный, прекрасный, удивительный, зеленый, весенний и др.

Воспитатель: Молодцы. А деревья - они живые или неживые?

Ответы детей: живые.

Воспитатель:  Как вы можете доказать, что деревья живые?

Ответы детей: деревья - растут, дышат, питаются, размножаются.

Воспитатель: Молодцы! Ребята для вас приготовили сюрприз. Они покажут вам

Теневой театр «Животные леса»

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, каких животных вы увидели?

Ответы детей: медведь, лиса, белка, заяц, ёж, волк.

Воспитатель: Эти животные живут в наших лесах.  Сейчас, давайте закроем глаза, а я включу звуки, которые издают животные. А вы должны узнать, кто как кричит.

Воспитатель включает аудиозапись «Крики животных».

Воспитатель: Молодцы, вы так хорошо узнали животных по звукам. А сейчас давайте поиграем в видео-викторину

Мультимедийная презентация «Кто живёт в лесу?»

Воспитатель: Вы все хорошо знаете о жизни животных в лесу, давайте, и мы с вами превратимся в лесных жителей и поиграем.

Игра «Хитрая лиса»

Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о животных, в чем вы видите сходство между человеком  и животными?

Предполагаемые ответы детей: и животное и человек питаются, передвигаются, дышат; строят жильё; заботятся о своих детях.

Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается.  

Сюрпризный момент: воспитатель вносит клетку с попугаями. Дети рассматривают птиц, воспитатель напоминает детям, что это попугаи, жители жарких стран и в наших краях жить на улице не могут. Вопрос детям - Почему?

Примерные ответы детей: они замёрзнут зимой, не смогут найти себе корм, человек должен о них заботиться.

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки птиц».

Воспитатель: Каких птиц вы услышали?

Ответы детей: скворец, синица, ворона, сорока, дятел, соловей.

Воспитатель: А эти птицы живут в клетках или на воле?

Ответы детей: на воле, в лесу.

Воспитатель: А как птицы живут в лесу?

Предполагаемые ответы детей: вьют гнёзда, выращивают птенцов, ищут корм и др.

Просмотр отрывка из мультфильма «Оранжевое горлышко»

(по мотивам В. Бианки)

Воспитатель: Что умеют делать птицы?

Ответы детей: летать.

Воспитатель: Нужны ли в природе птицы? Для чего? 

Ответы детей: Они создают красоту природы, являются санитарами леса.

Воспитатель: Мы с вами знаем песню, которая называется «Ласковая ласточка» давайте споём.

Песня «Ласковая ласточка»

(сл. В. Татариной, муз. Е. Четверикова)

Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о животных и птицах, как вы думаете звери и птицы это живая или неживая природа?

Ответы детей: живая природа

Воспитатель: Почему зверей и птиц можно отнести к живой природе?

Предполагаемые ответы детей: потому что, они дышат, растут, питаются, размножаются, передвигаются.

Воспитатель: Молодцы, ребята. 

Воспитатель включает фонтан. Дети слушают шум воды.

Воспитатель: Ребята, а что такое вода?

Предполагаемые ответы детей: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно выпить, можно перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?  

Ответы детей: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: Имеет ли вода вкус и запах?

Ответы детей: вода не имеет вкуса, она безвкусная и без  запаха.

Воспитатель: Что может делать вода?

Ответы детей: капать, шуметь, литься.

Воспитатель: сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Берегите воду» и вы мне расскажите, почему нужно беречь воду.

Ответы детей: потому что она необходима всем живым существам на планете и растениям, и людям, и животным, и птицам.

Итог развлечения:

Воспитатель: Сегодня мы с вами очень много говорили о природе, что можно отнести к живой  и неживой природе? Почему? Ответы детей. 

Воспитатель: На этом наше путешествие в мир природы подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте на прощание поблагодарим и деревья, и птиц, и животных, за то, что они живут рядом с нами.

Воспитатель читает стих:

"Все - все на свете, на свете нужны!

  И мошки не меньше  нужны, чем слоны

  Нельзя обойтись  без чудищ нелепых

  И даже без хищников  злых и свирепых

  Нужны все подряд -  кто делает мёд, и кто делает яд.

  Плохие дела  у кошки без мышки

  У мышки без кошки  не лучше делишки.

  Да! Если мы с кем-то не очень дружны

  Мы всё-таки очень друг-другу нужны./Б.Заходер./

Дети спокойным шагом выходят из зала.

Список используемой литературы:

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»

Подреза Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи времена года»

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в экологию!

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...

"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ

Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...

"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА

Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей  в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Мастер - класс по изготовлению книжки - самоделки "Добро пожаловать в экологию"

Данный мастер - класс можно использовать для изготовления любой другой книги, и сдругим содержанием. Книжка выполнена в форме домика зелёного цвета. Домик символизирует экологию - наш общий дом. На до...

Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"

Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...