Знакомство детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями Санкт-Петербурга с использованием поэтических произведений
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мамченкова Татьяна Евгеньевна

В данной методической разработке представлен опыт работы по ознакомлению детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга с использованием поэтических произведений. Определен круг достопримечательностей, с которыми можно познакомить детей. Подобраны стихи о городе, доступные детскому восприятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrab.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая актуальность вопроса.

Общаясь с петербуржцами, часто слышишь от них, что они любят свой город, ценят его. Но при этом, многие имеют весьма поверхностные знания о городе, узнают известные достопримечательности, называют их, но не имеют представления об истории создания, особенностях архитектурного убранства, соответствующий словарный запас беден. Просто в детские годы их никто не заинтересовал Санкт-Петербургом, не пробудил эмоциональный отклик на город, в котором они живут. Интерес к своей «малой Родине», любовь к родному городу следует начать воспитывать уже в дошкольном возрасте: дети эмоциональны, впечатлительны, если их что-то заинтересовало, то они это быстро и надолго запоминают. Свои первые детские яркие впечатления человек может пронести с собой через всю жизнь. Школьный курс включает в себя знакомство с городом, где дети сразу же встречаются с довольно обширным объемом знаний, новыми терминами. Безусловно, это легче освоить, если предшествующие начальные знания и впечатления ребенок уже получил в дошкольном возрасте. Возникновению и развитию эмоционального познавательного интереса к культуре Петербурга способствуют многие факторы, среди которых особое внимание в этой работе будет уделено художественному слову.

Изучение истории родного города, знакомство с поэтическими произведениями способствует решению задач всестороннего развития ребенка: развитию познавательных процессов, развитию речи детей, обогащению словаря. Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям. Литература способствует развитию эстетического сознания. Дети получают первичные знания в области искусства. В них пробуждается познавательный интерес к истории своего города.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ

Тема «Петропавловская крепость»

Содержание

Строительство города началось со строительства крепости. Местоположение – Заячий остров. Форма крепости – похожа на черепаху. Сначала была деревянной, затем каменной. Выстрел из  пушки в полдень. Бастионы (Государев, Меньшикова, Головина). Ворота крепости.

Варианты проведения работы

1 неделя

Экскурсия или рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов.

2 неделя

Чтение стихотворения Е.Ефимовского «Заячий остров» и отрывка из стихотворения С.Андреевского «Петропавловская крепость».

3 неделя

Рабочая тетрадь Л.К.Ермолаева, Н.И.Воронина «Мой город», страницы 2, 3, 12.

4 неделя

Конструирование из строительного материала «Разные крепости».

ОКТЯБРЬ

Тема «Летний сад»

Содержание

Решетка Летнего сада (Фельтон). Памятник Крылову. Статуи Летнего сада (Церера, Ночь, Аврора, Полдень).

Варианты проведения работы

1 неделя

Экскурсия в Летний сад (предварительное знакомство детей с баснями Крылова).

2 неделя

Чтение стихотворения А.Ахматовой «Летний сад». Совместное с детьми составление мнемотаблицы.

3 неделя

Игры развивающие и дидактические Никитина «СУ» - лебедь. Чтение стихотворения Галины Новицкой «Лебяжья канавка».

4 неделя

Рисование «Решетка Летнего сада». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Летнему саду». Рабочая тетрадь Л.К.Ермолаева, Н.И.Воронина «Мой город», страница 30.

НОЯБРЬ

Тема «Нева. Мойка. Фонтанка»

Содержание

Откуда вытекает и куда впадает Нева. Мойка – Банковский мост, дом, где жил А.С. Пушкин, Синий мост.

Варианты проведения работы

1 неделя

Чтение стихотворения С.Скаченкова «Наводнение». Рассказ воспитателя о наводнении.

2 неделя

Чтение стихотворения Е.Ефимовского «Мойка». Рассказ воспитателя об истории реки Мойки с рассматриванием иллюстраций.

3 неделя

Рассматривание иллюстраций и рассказ воспитателя  самом широком мосте – Синем.

4 неделя

Рисование «Львы на мосту». Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по реке Мойке и Фонтанке».

ДЕКАБРЬ

Тема «Зимний дворец»

Содержание

Архитектор Ф.Б.Растрелли. Посольская лестница. Малахитовый зал. Большой тронный зал. Эрмитаж.

Варианты проведения работы

1 неделя

Экскурсия или рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов или иллюстраций.

2 неделя

Чтение стихотворения В.Рождественского «Он сердцем русский».

3 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Зимнему дворцу». Дидактическая игра «Дорисуй», «Петербургская азбука».

4 неделя

Рисование «Зимний дворец».

ЯНВАРЬ

Тема «Исаакиевский собор»

Содержание

Построен на месте, где венчались Петр Первый и Екатерина Первая. Архитектор Огюст Монферан. Купол, его украшения. Используемые материалы: мрамор, малахит, лазурит. Живописные иконы, мозаика, барельефы.

Варианты проведения работы

1 неделя

Экскурсия или рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, видеоматериалов. Чтение стихотворения Тютчева «Глядел я, стоя над Невой».

2 неделя

Рисование «Исаакиевский собор» или аппликация (по выбору детей).

3 неделя

Чтение стихотворения Розенбаума «Хочу я жить…».

4 неделя

Сравнение соборов Казанского, Исаакиевского и храма Воскресения Христова. Рабочая тетрадь Л.К.Ермолаева, Н.И.Воронина «Мой город», страница 22.

ФЕВРАЛЬ

Тема «Адмиралтейство»

Содержание

Значение слова «адмирал» («владыка морей»). Причины строительства: крепость и верфи. Архитектор Адриан Захаров. Боковые башни (дельфин, поддерживающий флагшток).

Варианты проведения работы

1 неделя

Чтение стихотворения Вс. Рождественского «Адриан Захаров». Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.

2 неделя

Разучивание стихотворения О.Мандельштама «Адмиралтейство» наизусть (по желанию детей).

3 неделя

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Пир Петра Первого» (отрывок).

4 неделя

Чтение стихотворения Е.Ефимовского «Адмиралтейский остров тот…». Ручной труд – конструирование кораблей из бросового материала. Сюжетно-ролевая игра «Адмиралтейство» (строительство кораблей, спуск на воду, круиз вокруг света).

МАРТ

Тема «Петропавловский собор»

Содержание

Особенности архитектурного облика. Колокольня, шпиль, портик, валюты, пилястры. Внутреннее убранство.

Варианты проведения работы

1 неделя

Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя или экскурсия.

2 неделя

Чтение стихотворения Н.Боброва «Хранит нас ангел».

3 неделя

Рисование на тему «Раздумал видно ангел улететь…».

4 неделя

Развивающие и дидактические игры. «Юные архитекторы», «Назови одним словом».

АПРЕЛЬ

Тема «Стрелка Васильевского острова»

Содержание

Ростральные колонны. Объяснение названия. Знакомство со словом ростра. Скульптурная группа у подножия колонн. Здание Биржи. Особенности архитектурного убранства: фронтон, колонны, портик. Назначение в старину. Современное назначение (Военно-Морской музей).

Варианты проведения работы

1 неделя

Целевая прогулка к Стрелке Васильевского острова.

2 неделя

Разучивание стихотворения С.Скаченкова «Ростральные колоны».

3 неделя

Аппликация или рисование (по выбору детей) Ростральные колонны».

4 неделя

Развивающие и дидактические игры. «СУ» - Ростральная колонна. Пазлы.

МАЙ

Содержание

Повторение материалов предыдущих месяцев.

Варианты проведения работы

1-3 недели

Развивающие и дидактические игры. «Расскажи, как пройти», «Что лишнее», «Расскажи о …».

4 неделя

КВН совместно с родителями «Знаем и любим свой город».


Педагогическая диагностика

МЕТОДЫ:

Наблюдения

Игровая диагностика

Продуктивная деятельность

Проблемные ситуации

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

  1. Проявление познавательного интереса к городу.
  2. С интересом слушает стихи о городе, активно откликается на предложение выучить стихотворение. Знает стихи о городе. Читает стихи, используя средства интонационной выразительности речи.
  3. Узнает и называет несколько достопримечательностей.
  4. Может рассказать о некоторых достопримечательностях по картинке и без опоры на наглядный материал.
  5. Знает и выполняет правила поведения в городе, в музеях, у памятников архитектуры и т.д.
  6. Бережное отношение к городу.


УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА

Низкий уровень

Не проявляет интерес к истории города, его достопримечательностям. Узнает и называет 1-3 достопримечательности. Использует в речи 1-2 спец. слова. Читает стихи монотонно, эмоционально не окрашивая. Называет 1-2 правила поведения в музеях и т.д. Не знает, почему город надо беречь.

Средний уровень

Вступает в диалог со взрослыми о городе. Соглашается выучить стихотворение, но сам инициативы не проявляет. Узнает и называет 4-5 достопримечательности. Использует в речи 3-4 спец. слова. Старается читать стихи с выражением, но у него не всегда это получается. Называет несколько правил поведения в музеях и т.д., но не всегда может объяснить их. Знает, что к городу нужно относиться бережно, но не всегда выполняет.

Высокий уровень

Проявление ребенком интереса к истории города, его достопримечательностям. Проявляет любознательность, задает вопросы, охотно вступает в диалог о городе, с интересом слушает стихи, просит прочитать еще, активно откликается на предложение выучить стихотворение. Узнает и называет несколько достопримечательностей. Использует в речи такие слова, как: дворец, колонна, купол, фронтон. Может рассказать о некоторых достопримечательностях по картинке и без опоры на наглядный материал. Знает стихи о городе. Читает стихи, используя средства интонационной выразительности. Знает и выполняет правила поведения в музеях, у памятников и т.д. Бережно относится к городу. Знает, почему это надо делать.


СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алефанова Г.Т. «Первые шаги», СПб; 2000 г.
  2. Горбачевич К. «Почему так названы», СПб; 1996 г.
  3. Грабарь И. «Петербургская архитектура 18 и 19 веков», СПб; 1994 г.
  4. Ермолаева Л. «Прогулки по Петербургу», СПб; 1997 г.
  5. Ермолаева Л. «Чудесный город», СПб; 1996 г.
  6. Коршунова М. «Юрий Фельтон», Ленинград; 1988 г.
  7. Курбатов В. «Петербург: художественно-исторический очерк», СПб; 1993 г.
  8. Махинько Л. «Я петербуржец», СПб; 1998 г.
  9. Петерина С. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва; 1982 г.
  10. Смирнова Н. «Программа курса «Знакомство с Санкт-Петербургом», СПб; 2000 г.
  11. Фокина Э.Д. «Малыши идут по городу», СПб; 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"

"О той красоте, что повсюду вокруг, чьё имя навеки наш Санкт-Петербург"...

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями

Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и вырази...

Конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по Санкт-Петербургу"

В данном конспекте представленны цель, задачи, предварительная работа и ход совместной деятельности....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста. "Как появился Санкт-Петербург"

Данная презентация поможет педагогам простыми словами обьяснить как и зачем родился город Петербург. Просто о сложном, так чтобы дети поняли и запомнили информацию. Начинать занятия по Петербурговеден...